Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Принципы проблемно-развивающего обучения




Принципам обучения посвящено достаточно много учебной лите­ратуры по педагогике, поэтому в данном пособии рассматриваются только те принципы, которые помогают учителю осуществлять про­цесс проблемно-развивающего обучения и особенно те из них, кото­рые не нашли отражения в других пособиях.

10.1. Что такое принцип? Principium — основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из зако­номерностей. Принципы целостного педагогического процесса -это си­стема исходных требований и правил, выполнение которых обеспечи­вает достижение основных целей школы. Принцип — это знание о пе­дагогической деятельности, о том, как организовать учебно-воспита­тельный процесс, (как правильно поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое содержание образования ото­брать для этих целей, какие методы и формы обучения и воспитания выбрать).

Принцип — это предписание как действовать для достижения пос­тавленных целей. Он включает знание о закономерностях и противо­речиях педагогического процесса, требования и правила их выпол­не­ния и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономер­ности — противоречия — требования — правила — условия.

Требование — это условие, выполнение которого обеспечивает реа­лизацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс.

Правило отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выпол­нить требование.

Какие принципы входят в систему принципов целостного педаго­гического процесса? В педагогической теории до недавнего времени принципы делились на принципы обучения и воспитания и рассмат­ривались отдельно.

К принципам воспитания относятся, например: связь воспитания с жизнью; единство сознания и поведения; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на поло­жительное в человеке; учет возрастных и индивидуальных особенно­стей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий и др.

К принципам обучения относятся: научность и доступность; связь обучения с жизнью; преемственность и систематичность обуче­ния; наглядность обучения; сознательность и активность учащихся и др. Сравнение названий и сути принципов обучения и воспитания по­казывает, что многие из них являются о б щ и м и, то есть имеют от­ношение не только к воспитанию, но и к обучению. Это еще раз под­тверждает, что закономерности, из которых вытекают общие прин­ципы, характерны для целостного педагогического процесса. Перечис­лим их: комплексное решение задач развития, воспитания и обучения учащихся; доступность, учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьников; наглядность; оптимальное сочетание форм и мето­дов обучения и воспитания; связь школы с жизнью общества и ребенка и др.

Развитие педагогики на определенных этапах сталкивается с необходимостью пересмотра принятых изначально принципов (даже если они были истинны и научны). Требуется либо их более глубокое понимание (как это было, например, с принципом наглядности), или существенное дополнение другими (новыми) принципами, например проблемности, мотивации и др. Принципы придают содержанию ди­дактики целостность: позволяют множество категорий и законов пре­вратить в стройную систему, охватывающую все основные стороны и функции процесса обучения. Из них обучающий аспект наиболее пол­но отражен достаточным числом принципов. Но какие принципы регу­лируют деятельность учителя, направленную на развитие школьника — на развитие его интеллектуальной, мотивационной и других сфер? В традиционной дидактике эти принципы по существу отсутствуют. По­этому рассмотрим относительно новые принципы проблемности и мотивации, с содержанием остальных, раннее сформулированных при­нципов, читатель может ознакомиться по учебным пособиям Ю.К.Ба­банского, Т.А.Ильиной, И.Ф.Харламова и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.