Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип проблемности




Принцип проблемности начинает все чаще появляться в дидак­ти­ческих системах. Причина тому — постепенный поворот школы к по­с­ледовательному решению задачи общего развития ребенка. Этот при­нцип, как и любой другой, отражает закон некоторого явления. В пра­ктике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процес­се их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высо­кий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зави­симость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проб­лемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономерности представляет собой практическую важность. Педагогу необходимо знать, что следует пред­принять до урока и во время его проведения, чтобы обеспечить разви­тие школьника. Ответ на вопрос о том, как организовать процесс обу­чения, как его осуществить, чтобы произошло не просто усвоение зна­ний, не просто умственное развитие, а развитие индивидуальности и личности, дает принцип проблемности.

Приведем закономерности, отражаемые принципом: развитие ин­дивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; проблема является начальным моментом мыслительной деятельности; мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, когда возникает познавательное затруднение; проб­лемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому что шко­льник с а м их решает.

Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученности, воспитан­ности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уров­нем развития интеллектуальной (мотивационной и др.) сферы и уров­нем ближайшего ее развития.

Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования принципа проблемности: 1)выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной сферы уча­щихся; 2) учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других составляющих интеллектуальной сферы; 3)с учетом реаль­ных учебных возможностей учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы; 4)структурировать взаимо­дейст­вие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обу­чения; 5)систематически осуществлять анализ результативности педа­гогических воздействий по развитию интеллектуальной сферы.

Данные требования отражают основные направления действий пе­дагога, стремящегося к организации проблемно-развивающего обуче­ния. Правила принципа проблемности раскрывают эти направления, называя конкретно, что следует сделать, чтобы выполнить требова­ния: 1)систематически применять диагностические методики для изуче­ния интеллектуальной сферы учащихся; 2)при подготовке и прове­де­нии урока конкретно ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся, пользуясь научно обоснованной номенклатурой целей; 3)ра­зработка учебных проблем возможна на основе анализа учебного мате­риала и выявления противоречивых фактов; формулировка учебных проблем производится в виде вопросов, задач, заданий; постановка учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в ре­зультате проблемной ситуации; 4)создание и разрешение проблемных ситуаций осуществляется в соответствии с логикой проблемного обу­чения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситу­ации) формулирование проблемы — выдвижение гипотез — поиск спосо­бов решения проблемы — решение проблемы — проверка правильности решения — формулирование выводов — применение знаний как по образ­цу, так и в незнакомых условиях; 5)анализ деятельности учителя и уча­щихся осуществлять с учетом достигнутого уровня знаний, развития и воспитанности учащихся.

Условия реализации принципа могут способствовать во-первых, эффективности деятельности преподавателя и, во-вторых, успешности деятельности учащихся. Рассмотри эти условия.

1)Реализация принципа проблемности будет эффективной, если преподаватель будет учитывать одновременно все его требования и применять в комплексе соответствующие им правила. Логика самого процесса проблемно-развивающего обучения подсказывает, что лучше реализовать целостный подход к его подготовке и организации, чем акцентировать внимание на какой-либо его функции. Немаловажным условием успешности работы преподавателя является использование им разработанных педагогикой диагностических методик, номенкла­туры целей, приемов создания проблемных ситуаций, способов струк­турирования учебного материала, способов взаимодействия с учащи­мися, средств анализа и самоанализа процесса и результатов обучения. При организации проблемного обучения важно уметь определять и выбирать то соотношение действий педагога и учащихся, которое яв­ляется оптимальным, наиболее подходящим для конкретных условий. Это умение основывается на знании сущности и возможностей методов проблемного обучения.

К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проб­лемного обучения оказывается на уроке с существенными “пробела­ми”. Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рас­смотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых явлений... Каза­лось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуа­льной сферы. В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации — высказывание предполо­же­ний в ответ на проблемный вопрос — постановка учебной проблемы — выбор способа ее решения — решение проблемы — проверка правиль­ности решения. Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным имен­но с точки зрения реализации закономерностей развития школьников. Поэтому существенно важно соблюдение следующих условий: а)ока­зывать помощь учащимся на всех этапах учебно-воспитательного про­цесса; б)предусматривать вариативность учебных и других проблем и способов их решения; в) информировать учащихся о сути познаватель­ных действий, о репертуаре мыслительных операций; г)побуждать уча­щихся к осознанию своих действий на основе рефлексии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.