Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуациями




Лекция 13. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ

Общий подход к управлению конфликтными ситуациями.

Для решения обозначенных выше вероятных педагогических за­дач по выбору и применению стилей управления конфликтными ситуа­циями полезно руководствоваться следующими принципами. В педаго­гической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье вос­питанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. На­ходясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходи­мости выполнения профессиональных действий.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:

• учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конф­ликтными ситуациями в своей работе;

• постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуа­ции и научиться заранее способам их решения;

• осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреж­дения;

• при разрешении конфликтов профессиональная ответственность лежит на учителе за педагогически правильное разрешение ситуации;

• участники конфликтов имеют различный ранг, чем и определя­ется их разное поведение в конфликте;

• разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте;

• различное понимание событий и их причин участниками, поэ­тому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

• присутствие других школьников при конфликте делает их из сви­детелей участниками, а конфликт приобретает коллективный характер. Выливается это в обсуждение личностных качеств ребенка всем колле­ктивом, что естественно может травмировать ребенка. Поэтому не сле­дует привлекать других детей к конфликту, не выносить все на обсуж­дение коллектива; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника; всякая ошибка учителя при раз­решении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в кото­рые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятель­ности легче предупредить, чем успешно разрешить.

 

 

13.1. Педагогические цели управления конфликтными ситуациями Под управлением конфликтной ситуацией понимается: 1)предупрежде­ние инцидента разрешением конфликтной ситуации; 2) перевод ее в пе­дагогическую задачу; 3)моделирование познавательных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях.

Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять как на участников конфликтной ситуации, так и на конфликт в целом? Какие педагогические цели он решает при этом?

Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией воз­можно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмо­циональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает ко­нфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоре­чие, является источником развития. Конфликты несут в себе не только от­рицательный, но и положительный эмоциональный заряд.

В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности со­бой и другими людьми, страхов, неприязни и даже ненависти, но есть и состояния связанные с предвкушением борьбы, воодушевления, живого интереса к оппоненту, надежды на успех в своем деле, удовольствия от точно найденной и принятой соперником аргументации.

Очевидно, что управление конфликтной ситуацией предпринима­ется учителем не только ради самой ситуации или собственной безопас­ности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на уроке стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом — это последователь­но проводимые педагогом воспитательные действия. Набор их доста­точно богат: например, при возникновении беспредметных конфликт­ных ситуаций (учащиеся начинают паясничать, открыто провоцируя гнев учителя) уместна шутка, переключение внимания и т.п.; если же ситуация оценена как реальная (конфликтные ситуации по поводу уче­бной деятельности, необъективной оценки), то возможно применение невербальных и вербальных приемов, таких как, корректное заме­ча­ние, повторное пояснение, без противоборства и противопоставления школьникам со стороны учителя.

Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией — воспитательных действий — диктуется педагогическими це­лями.

В качестве основ, определяющих содержание педагогических целей мы рассматриваем: определение цели как педагогической категории, учет сложившихся в педагогике подходов к разработке целей развития и воспитания, сущность формируемого качества, его признаки, состав, а также уровни его развития.

Конфликтогенность — это интегративное свойство индивидуально­сти, определяющее не только рассматриваемую в этой главе техноло­гию управления конфликтной ситуацией, но шире — мотивацию конф­ликта, жизненную позицию индивидуального достижения, самореали­зацию через истинное человеколюбие и справедливость. Содержание этого интегративного свойства составляют конфликтогенные “зоны” основных сфер индивидуальности. В интеллектуальной сфере — это гиб­кость ума, нестандартность мышления, система знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта. В эмоциональной — тревож­ность, адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять конкретными конфликтными эмоциональными состояниями. В моти­вационной — конструктивное отношение к конфликту как действенному средству разрешения противоречия; наличие в мотивации конфликта актуальных тенденций вступления в конфликт или его избежания (со­ответственно природе конфликта предметной, реалистической или бес­предметной, нереалистической).

Для проектирования целей совершенствования конфликтогеннос­ти полезно выделить уровни ее развития. Низкий уровень — деструкти­вный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотно­шение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гиб­кость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляе­мые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы; тенденция вступ­ления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппо­нентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; ко­нфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутст­вие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым. Средний уровень — непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проя­вляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуа­цию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные мо­дели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон — обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; пре­дпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление. Высокий уровень — продуктивный: школьник понимает причины и со­держание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непред­метные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конф­ликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует от­рицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окру­жающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отс­таивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоцио­нальному благополучию оппонента.

Для развития и совершенствования конфликтогенности учащегося в педагогических целях необходимо предусмотреть:

• в интеллектуальной сфере: развитие таких качеств ума, как сооб­разительность, гибкость; формирование познавательных умений (уви­деть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта); развитие восприятия, внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков ана­лиза конфликтных ситуаций; усвоение знаний по философии, психоло­гии, теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;

• в мотивационной сфере: формирование системы общечеловечес­ких ценностей и нравственных мотивов поведения; воспитание позити­вного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у учащихся стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;

• в эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциона­льных состояний и причин их порождающих; формирование у учащих­ся необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмо­циональных состояний (отрицательных, коммуникативных и альтруи­стических эмоций).

• в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;

• в сфере саморегуляции: развитие у школьников способности со­вершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с це­лями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развивать навыки регуляции своих психических состояний; формирование уме­ний уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навы­ков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;

• в предметно-практической сфере: развитие способности выби­рать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптималь­ные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эф­фективных способов и приемов предупреждения и разрешения конф­ликтов (накопление банка вероятных педагогических задач по управ­лению конфликтными ситуациями).

Эти педагогические цели можно осуществлять как в процессе обу­чения, так и на факультативных занятиях.

Конфликтные ситуации на уроке — явление привычное, реальное. Ученики опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ле­нятся. Этот список может дополнить каждый обычный школьник. Учи­теля хотят, чтобы ученики не опаздывали, не отвлекались, не перегова­ривались, не списывали, не переговаривались, не ленились. А этот спи­сок может дополнить каждый педагог или студент. Сталкиваются стре­мления, желания, взгляды, позиции. Дальнейшее развитие такого стол­кновения возможно по традиционным и нетрадиционным схемам.

К привычным относятся: 1)конфликтная ситуация — инцидент — ко­нфликт и 2)конфликтная ситуация — инцидент — конфликт — разрешение.

Организованная и проведенная по всем правилам технологии уп­равления конфликтными ситуациями она применима для реальных (предметных, деловых) конфликтов. В педагогической практике эта схема возможна в моделируемых конфликтных ситуациях с учебно-вос­питательными целями.

К разновидностям подобных ситуаций относятся познавательные конфликты в рамках дискуссионных методов обучения или тренинговые сюжетно-ролевые игры.

Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предпола­гает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1)реальная ситуация — разрешение реальной ситуации; 2)реа­льная ситуация — перевод в педагогическую ситуацию — разрешение пе­дагогической ситуации.

Изменение структуры конфликта с полным разрешением конфли­ктной ситуации целесообразно осуществлять в незначительных случа­ях. Например, опоздание, невыполнение учебного задания, отказ отве­чать наблюдаются как единичные, несвойственные ученику проявления физического или душевного дискомфорта. Если же нарушения дисцип­лины, конфликтные отношения со сверстниками и учителями стано­вятся для школьника нормой, то эти проявления должны стать для пе­дагога объектом изучения и одновременно педагогическим средством развития присущего ему уровня конфликтогенности. Формулирование педагогической задачи по переводу учащегося на более высокий уро­вень развития конфликтогенности составляет содержание этапа пере­вода реальной ситуации противоречия в педагогическую ситуацию. Разнообразная по форме она должна иметь для ребенка значимый ха­рактер и продуктивное разрешение как с помощью педагога, так и самостоятельно. Технология и средства управления педагогическими конфликтными ситуациями будут рассмотрены в следующих пара­графах.

Целенаправленно решать педагогические задачи по формированию у школьников продуктивной конфликтогенности можно на факульта­тивном курсе. Приведем примерную программу факультативных заня­тий “Как стать сильнее конфликта”. Курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста и рассчитан на 40 часов.

I. Теория конфликта (6 час).

Тема 1: Понятие конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Выявление типичных конфликтов участников группы.

Тема 2: Классификация конфликтов. Формирование позитивного отношения к реальным конфликтам. Анализ типичных конфликтных ситуаций участников группы. Тренинг гибкости ума.

Тема 3: Ознакомление с понятием “конфликтогенность”. Диагнос­тика уровня конфликтогенности.

II. Культура эмоций и чувств (8 час).

Тема 1: Познание эмоций, сопровождающих конфликтное поведе­ние. Обида, гнев, раздражение, страх. Овладение саногенным мышле­нием и преодоление привычек патогенного мышления. Тренинг осознания своих эмоциональных состояний.

Тема 2: Самооценка и уверенность в себе. Преодоление робости и застенчивости. Интеллектуальная гимнастика.

Тема 3: Способы саморегуляции: контроль поведения через регу­ляцию мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Раз­рядка в деятельности (трудотерапия, юмор, имитационные игры).

Тема 4: Альтруистические и коммуникативные эмоции. Упражне­ния на проявления этих эмоций.

III. Тренинг общения (10 час).

Тема 1: Понятие общения. Ценности общения. Социальные уста­новки общения: интерес к процессу общения, отношение к партнеру как к цели, а не средству общения, диалогичность, терпимость. Социа­льно-психологический тренинг общения.

Тема 2: Техника общения с трудными людьми. Тренинг общения. Факторы, дезорганизующие общение. Преодоление барьеров общения.

Тема 3: Культура поведения. Дискуссия “Воспитанный человек — что это значит?” Решение ситуативных и ролевых задач. Составление кодекса поведения для ученика.

Тема 4: Элементы делового общения. Приемы установления кон­такта. Отработка техники диалога: активное слушание, умение зада­вать вопросы.

Тема 5: Правила конструктивной критики. Техника конструктив­ного спора. Тренинг общения.

IV. Способы предупреждения и разрешения конфликтов (8 час).

Тема 1: Общие закономерности разрешения конфликтов. Ситуати­вно-аналитический тренинг.

Тема 2: Стили поведения в ситуациях разногласия. Выбор оптима­льного стиля действия в конфликтной ситуации. Тренинг предупрежде­ния и разрешения типичных семейных конфликтов.

Тема 3: Конфликтные ситуации и конфликты с учителями. Роле­вой тренинг.

Тема 4: Итоговое занятие. Создание собственной схемы экспер­тизы конфликтной ситуации и каталога эффективных (и неэффектив­ных) способов и приемов разрешения различных по природе конфли­ктных ситуаций и конфликтов.

Индивидуальное консультирование (6 час). Резерв (2 час).

Достижение педагогических целей, решаемых педагогом в процес­се управления реальными конфликтными и моделируемыми конфликт­ными ситуациями в условиях конкретного урока и факультативных за­нятий, необходимо для повышения профессиональной компетентности педагога. Приобретение навыков диагностики конфликтогенности уча­щегося, постановки его в значимую ситуацию успеха или нравственно­го выбора, определение оптимального стиля поведения в отношении школьников с разным уровнем конфликтогенности, отбор соответс­твующих методов обучения и воздействия на них, организации позна­вательного общения — все это способствует приобретению педагогиче­ского мастерства.

Далее рассмотрим технологию моделирования конфликтных си­туаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.