Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки зрения социальной педагогики 1 страница




Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей.

Развитие личности – это преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и структуру личности в целом в результате биологических процессов и социальных взаимодействий, главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования. Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно[19].

Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствует о том, что развитие личности имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический.

Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах[20].

Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений.

Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу.

По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие[21].

Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин[22] прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.

Роль права в филогенезе личности К.Кавелин усматривал в том, что “военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности.

Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории”.

Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. “Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное”[23].

Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий.

Онтогенез личности – это главное направление развития человеческой психики. В процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe к переменам в психических функциях. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.

Однако, наряду с такого рода новообразованиями существуют и другие, более сложные интегративные системы. К разряду таких систем относится воля, не имеющая коррелята среди элементарных психических функций и включающая в свою структуру высшие психические функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства и пр.), сочетание которых дает возможность человеку управлять своим поведением. Такие психологические системы могут меняться в процессе жизни, на основе приобретаемого человеком опыта и с изменением общей характеристики его личности[24].

Л.С. Выготский[25], рассматривал в качестве сложной системы, имеющей устойчивый характер, но развивающейся на протяжении жизни, сознание ребенка. Он показал, что эта системно организованная область психического имеет определенную логику развития. В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью функций, которые находятся в непосредственной зависимости от восприятия; даже эмоции младенца длятся лишь до тех пор, пока вызывающий их раздражитель находится в поле восприятия. Затем в процессе онтогенеза активизируются другие функции: сначала память, потом мышление. Согласно теории Л.С. Выготского, в ходе онтогенеза меняется системное строение сознания ребенка.

Л.И.Божович[26] рассматривала личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Основной чертой этого развития является умение вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями. Активный, характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой. Мотивационным механизмом такого поведения, характерного для созревания личности, является связь поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляет человека прибегать к волевомусамопринуждению. Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые характеризуют психологически зрелую личность.

Процесс формирования личности часто называют социализацией, имея в виду различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. Этот процесс можно было бы назвать и “персонизацией”, то есть созреванием личности.

Культурно-социальный аспект состоит в том, что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ жизни, устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному миру обычно рассматривается как его познание и преобразование, а также адаптация к тем условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и техники. Социализация личности игнорирует тот факт, что природа как общий источник жизненных ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений, что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.

В содержании социализации выделяют три грани, или составляющие: индивидуализацию, интимизациюи производство внутреннего плана сознания (интериоризацию). Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития - движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) - к индивидуальному, психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, “речи для других” - во внутреннюю речь, “речь для себя”. “Интимизация” – это переход от “Мы” к “Я”, то есть процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л.Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего “Я” проявляется в переходе от называния себя двухлетними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица – “Я”. “Интериоризация” – это производство внутреннего плана сознания[27].

Онтогенез личности в одном из своих измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознает свое “Я” разросшимся до масштабов некоторой социальной целостности, которая как бы становится его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью с которой они “отождествляются”, выступают разные общности: семья, круг близких друзей, трудовой коллектив, нация, страна, человечество. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности.

Содержанием онтогенеза является также развитие самосознания (рефлексия, самооценка), ролевого поведения; интернализация социальных норм, уверенности в реализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества.

Д.И.Фельдштейн[28], автор книги “Психология развития личности в онтогенезе” (1989) выделяет в онтогенезе личности две основных социальных позиции: “Я в обществе” и “Я и общество”. Первая характерна стремлением ребенка понять свое “Я” и свои возможности. Эта задача решается развитием предметной формы активности. Ребенок овладевает социальным опытом, осваивая орудия, знаки, символы и связанные с ними действиями. Выработка способов обращения с предметами, оценка своих действий, умение присматриваться к себе, примерять себя к окружающему связаны с утверждением позиции “Я” среди других — “Я в обществе”. Эта позиция, по мнению Фельдштейна, особенно активно развертывается в периоды с 1 года до 3 лет, с 6 до 9 лет и с 15 до 17 лет. Как раз в эти периоды актуализируется предметно-практическая сторона деятельности.

Становление второй позиции (“Я и общество”) связано с усвоением норм общения и процессом индивидуализации. Ребенок стремится проявить себя, выделить свое “Я”, получить от других признание его самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его “Я” выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие нового уровня осознания себя в обществе, социально ответственного самоопределения. Позиция “Я и общество” активно формируется с 3 до 6 лет и с 10 до 15 лет. Это связано с интенсивным усвоением норм общения.

Подростковый период онтогенеза личности определенным образом дифференцируется: в это время могут проявляться такие линии развития человека, как:

а) гуманистическая,

б) эгоистическая,

в) депрессивная,

г) суицидальная.

Гуманистическая линия развития личности характерна положительным отношением к себе и к обществу. Она имеет два варианта: альтруистический и эгоистический. Альтруистический вариант гуманистической направленности – это преобладание интереса к другим людям или к социальной общности, готовности жертвовать собственными интересами для блага всех. Альтруизм личности на этой стадии может принимать патогенный, депрессивный характер. Индивидуалистический вариант гуманистической направленности личности – это ориентация “на себя” и “для себя”.

Наиболее важным для подростка в этом случае является он сам и его проблемы. Утверждение своего “Я”, признание другими его уникальности становится и ценностью и целью человека. Эгоистическаянаправленность означает, что для подростка другие люди, социальные интересы и дела являются предметом отрицательного отношения, в то время как себя он оценивает всегда положительно. Депрессивная направленность личности свидетельствует о том, что подросток обесценивает свое “Я” и систему своих дел, сохраняя в целом условно положительное или нейтральное отношение к другим людям. Суицидальная направленность характеризуется обесцениванием и себя, и общества (“жизнь не имеет смысла”)[29].

В заключении первой главы выпускной квалификационной работы отметим что, из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И.Лисина).

Наиболее удачным определением личности оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.

 

 

6. Ресурсная типологизация направлений социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическое консультирование как направление социально-педагогической деятельности. Социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Содержание одного из основных направлений деятельности социального педагога – социально-педагогического консультирования. Организация и проведение индивидуальных консультаций для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении. Консультирование несовершеннолетних, родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие. Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание. Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются: - деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития; - деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы. Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие: - непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого; - посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д. Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов. Являясь членом экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, визиты на дом, беседы со сверстниками и родителями, близкими друзьями, учителями, соседями и т.д. В качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в общественной жизни. Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. Для родителей консультирование является одним из способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем воспитания и обучения. Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего. Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать. Тема 2. Теоретико-методологические основания социально-педагогического консультирования. Дискуссионность объекта и субъекта социально-педагогической деятельности в современной социальной педагогике. Теория М.А. Галагузовой: объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. Социализация актуализируется А.В. Мудриком, констатирующего особую ценность ресурсов социального воспитания. Подход В.А. Сластенина предполагает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Позиция В.А.Никитина определяет объектом деятельности социального педагога социально-педагогический процесс как целенаправленную последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели. Применение классификации проблем социального воспитания как основание причинности и выбора консультационной работы (М.В. Шакурова). Обусловленность теоретико-методологического основания социально-педагогического консультирования выбором объекта социально-педагогической деятельности в целом. Тема 3. Социально-педагогическое консультирование: понятие, принципы. СПК-это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их социализации, восстановления и оптимизации их соц функций, выработке соц норм жизнедеятельности и общения... Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Цель деятельности социального педагога. Принципы консультирования: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать. 2. Ориентация на ценности и нормы клиента. Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них. 3. Запрет давать советы. Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант полностью берет ответственность за происходящее, что формирует у клиента пассивное отношение и все неудачи будут приписаны консультанту. 4. Анонимность. Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни. 5. Разграничения личных и профессиональных отношений, нужно держать дистанцию. Социальный работник должен иметь отстраненную позицию. 6. Включенность клиента в процессе консультирования. Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор. Тема 4. Виды социально-педагогического консультирования. Дистантное и очное социально-педагогическое консультирование. Контактное («очное») консультирование. Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности. Социально-педагогическое консультирования в группе. Групповое консультирование. Групповые консультаций возможны лишь с клиентами, имеющими сходные проблемы и выразившими желание работать в группе. Они организуются после предварительных индивидуальных консультаций с каждым из потенциальных членов будущей группы. Существует много способов проведения групповых консультаций. Индивидуальное социально-педагогическое консультирование. Индивидуальные консультации проводятся в том случае, когда разговор имеет отношение лишь к данной семье или когда именно эта форма работы может принести успех. Участники разговора взаимно заинтересованы в том, чтобы достичь взаимопонимания, обсудить проблемы в атмосфере откровенности, доверия. Именно такие встречи специалистов с семьей помогают найти не только наиболее эффективный способ решения проблемы, но и объяснение тем или иным странностям, загадкам поведения членов семьи. Кроме того, члены семьи получают рекомендации, со всей возможной полнотой учитывающие специфику семейных проблем и личные возможности членов семьи. Социально-педагогическое консультирование семьи. Семейное консультирование – вопросы семейного воспитания и отношений между членами семьи (выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем, распределение обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других). Социально-педагогическое консультирование лиц с девиантным поведением. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм. Социально-педагогическое консультирование по профессиональному определению. Деловое консультирование - связано с решением людьми деловых проблем (вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п Социально-педагогическое консультирование лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическое консультирование жертв жестокого обращения. Социально-педагогическое консультирование детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социально-педагогическое консультирование приемных родителей, кандидатов в приемные родители и усыновители. Социально-педагогическое консультирование родителей одаренных детей и педагогов. Социально-педагогическое консультирование лиц со специальными потребностями, их семей, специалистов. Тема 5. Этапы социально-педагогического консультирования. Подготовка к консультированию. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин. Предварительная (первичная) диагностика. Изучение положения и деятельности клиента во времени. Констатация слабых и сильных сторон клиента. Определение ресурса изменения клиента. Установление потенциальной помощи специалиста. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Разработка предложений: выбор методов консультационной деятельности, обусловленных специальностью, уровнем квалификации, личностными характеристиками консультанта, особенностями клиента и т.д.; подготовку «поля» деятельности, во многом тождественную процедуре первичной диагностики и сбор данных. Технологические стадии: анализ информации (проблемы корректирования, проблемы прогресса, проблемы творчества); выявление причин (установление причинных связей, позволяющих констатировать проблему или проблемы для работы); применение аналогий; изложение предложений. Внедрение предложений. Тема 6. Методика дистантного социально-педагогического консультирования. Характеристика вида социально-педагогического консультирования. Причины применения данного вида консультационной деятельности. Объекты дистантного социально-педагогического консультирования. Этапы дистантного социально-педагогического консультирования. Методы и приемы дистантного социально-педагогического консультирования. Специфика организации социально-педагогического консультирования. Телефон доверия. места, куда люди, одинокие, растерянные или имеющие суицидальные намерения, могли обратиться за помощью. Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.). Однако следует особо отметить ряд консультативных обращений, возможных только при телефонном контакте. 1. Молчаливое обращение («молчащие звонки»): абоненту не хватает решительности начать разговор, он не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента не повод для прерывания контакта. Напротив, должны быть изысканы средства, помогающие удержать его и разговорить. Абонент должен почувствовать вашу поддержку, которая может «ыть выражена самыми простыми фразами: «Пожалуйста, говорите, я готов выслушать Вас... Я понимаю, иногда бывает трудно начать разговор...» и т.п. В других случаях необходимо обеспечение обратной связи. Может быть описание каких-либо звуков, которые слышит консультант (Например: шум транспорта, дыхание клиента и т.п.). Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по трубке), обозначающий «Да» и «Нет» и т.д. 2. Замаскированные обращения: «Это вызов такси?... А куда это я попал?... А что это у Вас за «Телефон доверия»?... А могу я Вам довериться?» — нередко за такими фразами скрываются очень серьезные психологические проблемы. 3. Засорение (дурачества, шутки и т.п.). Услышав по телефону шутку, можно ответить шуткой, можно задать вопрос: «Это все, что Вы хотели сказать?». В любом случае консультант должен быть готов и к такому поведению клиента Тремя правилами реагирования на такие звонки должны быть: принятие (не осуждение), дифференцировка и твердость. «Не осуждение» абонента должно сохраняться, даже если возникла необходимость сказать ему, что он переступил границы возможного обслуживания. Дифференцировка необходима для выбора ракурса между приятием человека и утверждением своих собственных законных прав не подвергаться манипуляции. Твердость важна для того, чтобы придерживаться линии, требуемой центром в отношении этого вида звонков. Тема 7. Методика социально-педагогического консультирования в группе. Характеристика вида социально-педагогического консультирования. Причины применения данного вида консультационной деятельности. Объекты группового социально-педагогического консультирования. Этапы социально-педагогического консультирования в группе. Методы и приемы социально-педагогического консультирования в группе. Специфика организации социально-педагогического консультирования. СПК в группе- помощь группам лиц, испытывающим или проблемы существующей группы или создание группы для разрешения объединяющей всех участников проблемы. Наличие группы и участие в ней, даже пассивное является консультационной деятельностью. Частные цели группового консультирования: Научиться доверять себе и другим; достичь самопознания и развить чувство уникальной идентичности; осознать сходство потребностей и проблем членов группы и развить чувство универсальности; обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и разрешить конкретный конфликт.; усилить самоуправление, автономию, ответственность перед собой и перед другими; составить план изменения конкретного поведения и заставить себя следовать этому плану; освоить более эффективные социальные навыки; стать более чувствительным к потребностям и чувствам другого; научиться открытому и честному противостоянию; отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить самостоятельно; понять свои ценности и решения и найти пути их изменения. Преимущества группового подхода в консультировании: Участник может исследовать свой стиль отношений с другими и приобрести более эффективные социальные навыки. Можно обсуждать свое восприятие друг другом и получать обратную связь. Воссоздание привычного мира. Понимание и поддержка, сплоченность. Эксперименты в альтернативном поведении. Участники группы сами решают каких изменений достичь. Существуют следующие типы консультационных групп: 1) Психотерапевтические – основу деятельности такой группы составляет процесс переобучения, который включает в себя и сознательное и бессознательное, настоящее и прошлое. Ориентация на восстановление, лечение, реконструкцию, коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств. 2) Темоцентрированные группы структурируются вокруг одной темы. Цель – передача информации, возможность делиться опытом, обучение решению проблем, поддержка. 3) Группы, фокусированные на решение задач. Такие группы создаются для укрепления и определения рабочих целей, используются на предприятиях, организациях. 4) Группы самопомощи – это объединение людей со схожими проблемами или жизненными трудностями, которое создает систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и дает им стимул для изменения своей жизни. Организуется волонтерами на базе общественных центров и организаций. Стадии формирования группы. Предгрупповые трудности – формирование группы (планирование, объявление о создании группы и наборе участников, отбор членов группы, подготовка членов группы). Начальная стадия – ориентация и исследование (определение структуры группы, знакомство и изучение ожиданий членов группы, формирование групповых норм, ролей, ценностей, принятие базовых правил группы). Переходная стадия – работа с сопротивлениями (возникает тревога и проявляются механизмы защиты, возникновение конфликтной ситуации). Рабочая стадия – сплоченность и продуктивность (характеризуется более глубоким исследованием значимых проблем и действиями, направленными на формирование и закрепление поведенческих изменений, высокий уровень доверия и сплоченности, готовность идти на риск, вера в собственные силы). Заключительная – объединение и завершение (снижение интенсивности участия, обсуждение совместных страхов перед выходом из группы, планирование постгрупповых встреч, поощрение за проделанную работу). Постгрупповая – контрольная встреча и оценка (обеспечение постгрупповых встреч, индивидуальных интервью, которые позволят оценить влияние группы, выделение конкретных источников, которые позволят продолжать работу в области личностного роста, поощрение и стимулирование членов группы к обнаружению новых способов поддержки). Тема 8. Методика индивидуального социально-педагогического консультирования. Индивидуальное консультирование может осуществляться в любой ситуации. В индивидуальном подходе важно создание таких условий, которые способствовали бы изменению поведения клиента, которое может действовать по собственному усмотрению. Условия должны соответствовать (способствовать) приватности. Многие деликатные проблемы рассматриваются в рамках индивидуального консультирования Приемы индивидуального консультирования: - смотреть в глаза- «зеркалить»- не закрываться, не отображать все эмоции- легкая улыбка Время такого консультирования проговаривается Характеристика вида социально-педагогического консультирования. Причины применения данного вида консультационной деятельности. Объекты индивидуального социально-педагогического консультирования. Этапы индивидуального социально-педагогического консультирования. Методы и приемы индивидуального социально-педагогического консультирования. Специфика организации социально-педагогического консультирования. Этапы индивидуальной работы с клиентом. Установление контакта с клиентом. Поиск причин трудностей. Выработка конструктивных способов преодоления трудностей. Индивидуальное консультирование вышло из психологического. Автор з. Фрейд. В индивидуальном подходе важно создание таких условий, которые способствовали бы изменению поведения клиента, котрый может действовать по собственному усмотрению. Важно именно влияние консультанта. Т.о многие деликатные проблемы рассматриваются в рамках индивидуального консультирования. Проблемы котрые можно решить в индивидуальном консультировании: деликатные, проблемы отдельного человека. Индивидуальное консультирование клиентов, обратившихся с проблемой затруднений в общении. Индивидуальное консультирование клиентов, испытывающих стресс, связанный с потерей работы Индивидуальное консультирование лиц, страдающих фобиями. Индивидуальное консультирование, направленное на преодоление и профилактику депрессивного состояния и суицидальных намерений Индивидуальное психологическое консультирование – это один из видов психологической помощи здоровому человеку в решении задач и проблем стоящих перед ним. Такая помощь прежде всего показана людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т.д. Общение с психологом проходит в виде беседы, во время которой человек рассказывает о своих проблемах, затруднениях, тревогах, а психолог выслушивает его, задает различные вопросы, применяя в процессе беседы те знания, навыки, методы, которыми он владеет. Такая беседа прежде всего направлена на психодиагностику ситуациии и поиск клиентом путей решения возникших перед ним затруднений. Неотъемлемой частью психологического консультирования являются домашние задания, которые помогают прояснить неясные моменты и закрепить результаты консультирования. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным: Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента. Тема 9. Применение элементов медиации в социально-педагогическом консультировании. Характеристика ресурсов медиации для социально-педагогического консультирования. Причины применения элементов медиации в консультационной деятельности. Объекты социально-педагогического консультирования с применением медиации. Этапы социально-педагогического консультирования. Методы и приемы медиации в социально-педагогическом консультировании. Специфика организации социально-педагогического консультирования. Элементы медиации целесообразно использовать в групповом консультировании. Важнейший элемент медиации-подготовительный этап. Цель медиации- принятие совместного решения, позволяющее всем участникам оказаться в выигрыше. Медиатор как и консультант не дает готовых решений. консультируемые должны сами решить задачу. Клиент должен быть поставлен в условия инициативы. Элементы медиации используются в конфликтах. II. Раздел. Тема 1. Методика социально-педагогического консультирования семьи. Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов 1) Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. - Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно осуществлять совместно с сотрудниками ПДН, сконцентрировавшись на таких формах, как социальный патронаж и социально-правовая защита детей. Эти меры необходимы, потому что вокруг подобных семей, как правило, возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым приобщающихся к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре. - Асоциально-аморальные семьи требуют иного подхода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в предыдущем случае). Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности подростка. 2)Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи. - В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены и находятся фактически на грани распада, учитель, социальный педагог, практический психолог, по сути дела, должны выполнять психотерапевтические функции. В беседе с родителями необходимо, внимательно выслушав обе стороны, попытаться по возможности погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений. - Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль. Педагогически несостоятельные семьи прежде всего нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Эту помощь могут оказать психологи, а также социальные педагоги и опытные учителя, которые хорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия их семейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагогическую подготовленность. Разработано немало типологий супружеских проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов типологий оперируют термином "конфликт", понимая его достаточно широко Приводимый список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, основан на собственном опыте работы автора. Среди них следует назвать: I. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей. II. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения. III. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения. IV. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов. V. Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи. VI. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях. VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения. Особенности консультирования при работе с супружеской парой. Прежде чем переходить к описанию стратегий ведения приема, необходимо остановиться еще на одном вопросе — кто и как обращается в консультацию по поводу своих семейных проблем. На основании перечня причин (поводов) обращений можно предположить, что возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: оба супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. Наиболее распространенным вариантом прихода является последний. Отчасти это может объясняться особенностями нашей культуры, в которой психологические знания недостаточно популярны и обращения в консультацию представляются чуть ли не криминалом. Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а также на определенных трудностях, связанных с этим вариантом прихода клиентов в консультацию. 1. Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, более диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности их взаимодействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что самим супругам трудно обозначить более четко. 2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непосредственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющимся в особенностях взаимодействия супругов в консультации. Обращение к происходящему "здесь и теперь" бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта. 3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствующих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено. 4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их более серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них "за счет" другого. 5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жизни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время приемов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае, для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходимо набраться терпения и достаточно долго без какой-либо взаимности демонстрировать более совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на это. Но, кроме этих и некоторых других преимуществ, работа с обоими супругами имеет и ряд дополнительных трудностей и недостатков. Кратко перечислим их. 1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое клиентов, а не один, обычно труднее, особенно на первых этапах консультативного процесса, поскольку присутствие второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы. Супруги могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, а не консультанту, выступать в коалиции против консультанта и т.д. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие партнера приводит к тому, что муж или жена становятся неразговорчивыми, каждый из них может ждать, что нечто важное будет сказано другим. И в том, и в другом случае от консультанта требуются особые навыки и умения, чтобы переориентировать супругов на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования. 2. Работа с двумя супругами, хотя и является более эффективной, чаще всего носит менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Результаты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос клиентов, особенно если за семейными проблемами стоит нечто более личное. 3. Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязвима. Нежелание одного из них двигаться дальше, характерологические особенности одного из партнеров, препятствующие более углубленной работе, могут серьезно помешать консультированию. С одним супругом легче работать, чем с двумя, под одного проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степени соответствует клиенту. Начало беседы. Как уже отмечалось, начало работы, независимо от того, кто и по какому поводу обращается в консультацию, строится достаточно сходно. Основная задача консультанта на этом этапе — установить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело их на прием. Хотя уже в начале беседы, при участии в этом процессе обоих супругов, могут возникнуть определенные трудности. Важнейшим материалом для консультативной работы с супругами, как и в случае других обращений, являются конкретные факты: что, когда, кто сделал или не сделал, какие конкретно просьбы выполнялись или не выполнялись и т.д. Оправдывающимся или обвиняющим друг друга супругам необходимо показать, что консультанта интересует не объективная истина, а субъективное восприятие каждым происходящих в семье событий. Особенно тяжелой для консультанта может быть ситуация, когда один из супругов с самого начала беседы всячески пытается разоблачить и унизить другого, отрицая его способность переживать или реагировать на семейные проблемы. В этом случае консультант, стараясь не потерять контакт ни с одним из партнеров, должен уравнять супругов в правах, показать, что поиски виноватого или обращение к психологу как к третейскому судье ни в коей мере не может способствовать решению внутрисемейных проблем. Только тогда, когда супруги признают, что ответственность за проблемы несут в равной степени оба и каждый хотел бы разобраться в том, что и как он/ она может сделать для улучшения внутрисемейной ситуации, совместное консультирование супругов может быть успешным. Как мы уже отмечали выше, особым требованием к работе с парой является большее структурирование процесса приема. Поэтому сначала каждый из супругов представляет свою версию того, почему и зачем они пришли к консультанту (очень важно, чтобы хоть какая-то версия была предложена каждым из них, и ссылки на то, что "он меня привел, пусть и рассказывает", ни в коем случае не должны приниматься), после чего консультанту следует подвести итог, предложив свое, более обобщенное представление о том, какие проблемы волнуют каждого из партнеров. Для более полного понимания ситуации психологу полезно располагать следующей информацией: как, когда и в связи с чем начались или обострились конфликты, в каких ситуациях они чаще всего возникают, кто является более активным их зачинщиком, что возмущает или не нравится в другом каждому из супругов. Если супруги согласны на более длительную работу, то, получив исчерпывающую информацию по этим и другим вопросам, консультант не должен затягивать первичный прием. Пусть он будет даже несколько короче, чем все последующие, но завершить его в этом случае следует очень четкой постановкой задач и целей консультирования, то есть тем, что каждый из супругов хотел бы в результате достичь. Не страшно, если эти ожидания у партнеров диаметрально противоположны. Но в такой ситуации, как, впрочем, и в любой другой, целесообразно предупредить супругов, чтобы сам прием и все, что на нем говорилось, не обсуждалось ими за дверьми кабинета консультанта. Важными и в каком-то смысле решающими для дальнейшей работы являются домашние задания, которые можно предложить выполнить супругам к следующей встрече. Конкретное содержание домашнего задания бывает различным и определяется прежде всего проблемами супругов, но именно наличие задания наиболее эффективно включает клиентов в работу и обеспечивает консультанта хорошим материалом для беседы во время приема. Так, уже на первой встрече можно предложить супругам завести дневники, для того чтобы вести записи по одной или двум из следующих тем (домашнее задание с большим количеством тем вряд ли выполнимо): 1. Что раздражало в супруге в течение недели (или в течение любого другого отрезка времени, определенного в ходе приема). 2. Какие конфликтные ситуации возникали в течение недели. 3. Что неприятного было сказано за определенный для наблюдений отрезок времени между супругами. Домашние задания могут быть различными, их основная цель на первом этапе консультирования — уточнение и детализация ситуации в семье. Если на предыдущей встрече было дано домашнее задание, то после нескольких приветственных слов, направленных на то, чтобы убедиться в том, что за неделю у супругов не случилось ничего сверхординарного и подлежащего немедленному обсуждению, начинать работу следует именно с этого. Если задание выполнили оба супруга, то каждому просто предлагается прочитать вслух записи в своем дневнике. Если же один из них по каким-либо причинам не справился с задачей, то дневник, естественно, читает только один, но второму, "проштрафившемуся", также должно быть предоставлено слово. Возможны различные варианты, но проще всего предложить ему выполнить задание, вспомнив то, что происходило в течение недели. При этом "непослушание" ни в коем случае не должно быть оставлено без внимания: причины следует подробно обсудить. Такой поступок может быть как определенной формой сопротивления по отношению к консультированию и консультанту, так и протестом против партнера. Обычно за этим скрывается весьма важная для психолога информация, не фигурировавшая в ходе первой встречи. Конечно, "провинившийся" должен быть прощен, но важно, чтобы консультант при этом воспользовался ситуацией для мотивации его на конструктивную работу. Возможности обсуждения домашних заданий необычайно широки. Так, интерес представляет реакция супругов на то, что рассказывает партнер, причем консультант может усилить эту реакцию, предложив каждому прокомментировать список партнера. Использование домашних заданий представляется особенно продуктивным потому, что на их основании можно построить множество различных вариантов беседы, выбирая, таким образом, то, что, с одной стороны, подходит именно для данной супружеской пары, а с другой стороны, помогает не распыляться, не потеряться в море информации и придерживаться в ходе приема определенного тематического стержня. Другой вариант работы с домашними заданиями основывается на использовании всех дневниковых записей супругов. Им удобнее воспользоваться, когда в записях обоих или одного из партнеров прослеживается один и тот же постоянно повторяющийся паттерн поведения, реакции или обиды. В этом случае в качестве предмета обсуждения лучше использовать не какую-то одну конкретную конфликтную ситуацию, а паттерн реагирования или поведения. Особое внимание при этом следует обратить на комплиментарность, взаимодополнительность позиций партнеров, поскольку трудно себе представить, чтобы регулярные обиды и неудовольствие, переживаемые одним, никак не отражались на поведении и настроении другого, независимо от того, осознает он/она это или нет. Всесторонний анализ такого паттерна также предполагает обсуждение того, что, как и зачем делает каждый из супругов, чего он/она ждет и хочет добиться от другого и что реально получает. Отталкиваясь от повторяющегося паттерна поведения, можно проанализировать супружеские отношения в целом, выявив, в каких еще ситуациях, действуя по одному и тому же стереотипу, супруги обижаются и не понимают друг друга. Такой разбор, если его удается провести, необычайно полезен, но он может растянуться и занять всю вторую встречу. Основываясь на нем, можно предложить супругам следующее домашнее задание: вести себя в этих ситуациях по-другому, стремясь реализовать новые способы поведения. Использование записей супругов позволяет не только выявить и обсудить конкретные конфликтные ситуации, но и подвести к обширным пластам отношений, служащим зоной постоянных разногласий. Такой конфликтной зоной может быть как то, что изначально называлось супругами в качестве повода для прихода в консультацию, так и нечто иное, возможно, вообще до этого скрытое от них и проявившееся лишь в результате анализа еженедельных конфликтных ситуаций. Консультирование по поводу детско-родительских взаимоотношении. Зачастую родителю проще обратиться к консультанту-профессионалу, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, нежели попросить помощи в решении своих непростых «взрослых» проблем. Любому практикующему психологу известно, что обращения родителей по поводу проблем, связанных с воспитанием детей, имеют свои пики и лакуны. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко, всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять- шесть лет. Пик родительских потребностей в квалифицированной помощи специалиста связан с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков. Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений: первое - проблемы, связанные с воспитанием детей; второе - проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей; третье - интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессиональном самоопределении; четвертое - личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении. Все эти направления родительских запросов тесно связаны с половозрастными особенностями детей и имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ребенка. Выявленные дисфункциональности семьи можно классифицировать следующим образом: 1.Дефициты (недостатки): материальных средств (физических возможностей), личностный или личностно-социальный, знаний и опыта. 2.Деформации (искажения) межличностных взаимодействий в семье, взаимодействия с семьи с социальным окружением. 3.Расхождения: между социальными претензиями семьи и ее социальной ролью, между ожиданиями семьи и других людей или социальных групп, неопределенность или противоречивость социальных ролей в семье. Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или; личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта. К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с порушенной или утраченной социальной активностью. Расхождения обеспечивают конфликтную ситуацию, скрытые и открытые конфликты в семьях (в случае неопределенности или противоречивости семейных социальных ролей) или между семьями и социальным окружением в случае неадекватности социальных претензий или несоответствия ожиданий. Поэтому при наличии конфликтов или их угрозе следует искать и квалифицировать расхождения, и наоборот, если имеются расхождения, то социальная реабилитация семей будет связана с устранением или разрешением конфликтной ситуации либо самого конфликта, когда он получил развитие. В работе с родителями применяются групповые формы психолого-педагогической поддержки родителей; индивидуальное психологическое консультирование; групповые психологические тренинги. Тема 2. Методика социально-педагогического консультирования несовершеннолетних с девиантным поведением. Девиантное поведение - это отклоняющееся поведение, то есть совершение человеком поступков, которые полностью не соответствуют нравственным и социальным нормам любого общества. Поведение таких людей отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, общественных мест, учебных заведений, мест работы и общества. Такое поведение включает в себя противоправные, антисоциальные, суицидальные, делинквентные действия по отношению к себе и обществу. Чаще всего девиантное поведение проявляется на почве трудных условий жизни, переоценки моральных норм общества, неправильного воспитания и социального окружения. Кроме того, происхождение девиантного поведения может быть обусловлено ранним половым созреванием подростков или какими-то психологическими особенностями человека. При столкновении с непониманием, критикой на физические или внешние данные человек может впасть в состояние аффекта, что приводит к его агрессивной бессознательной деятельности. На развитие психологических особенностей любого человека, и в особенности подростка или юноши, несомненно, влияет окружающее общество и культура. В течение своей жизни человек приобретает и сменяет множество социальных ролей в обществе, начиная от учащегося в школе до пенсионера. Но не всегда освоение этих ролей проходит успешно, порой эти переходы становятся очень болезненными для человека, что может привести к эмоциональному напряжению, а, как следствие этого - нарушению поведения. Нередко девиантное поведение служит фундаментом для существования общепринятых культурных норм. Без этого не было бы возможно адаптировать культуру ко всем изменениям общественных потребностей. Но вместе с тем до сих пор не находится ответов на вопросы: какова должна быть степень распространения девиантного поведения и насколько некоторые его виды полезны в обществе, и что не мало важно, терпимы в обществе. Лишь некоторые малочисленные отклонения возможно считать полезными. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.