Причины речевых нарушений БИОЛОГИЧЕСКИЕ Патогенные факторы: период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. д.); первые месяцы жизни (мозговые инфекции, травмы и т. п.); семейная отягощенность речевыми нарушениями; леворукость, правшество. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (связаны с психической депривацией детей): Недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми; Освоение ребенком двух языковых систем в дошкольном возрасте; Излишняя стимуляция речевого развития ребенка; Неадекватный тип воспитания ребенка; Педагогическая запущенность (отсутствие внимания к развитию речи ребенка); Дефекты речи окружающих
Нарушения речи в логопедии рассматриваются в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика – с позиций клинико-педагогического подхода.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Дислалия – нарушение звукопроизношения
МЕХАНИЧЕСКАЯ (ОРГАНИЧЕСКАЯ) Нарушения строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение твердого нёба; аномально большой или маленький язык; Короткая уздечка языка. Данные дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ Неправильное речевое воспитание ребенка в семье («сюсюканье», «нянькин язык» при общении взрослых с ребенком); Неправильное звукопроизноешние взрослых в ближайшем окружении ребенка; Педагогическая запущенность; Незрелость фонематического восприятия; Осваивание ребенком в раннем дошкольном возрасте двух языковых систем (смешение звуков речи)
Дислалия – нарушение произношения одного или нескольких звуков: (свистящих, шипящих, р, л); проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков. Недостатки произношения звуков носят названия: Сигматизм (свистящих и шипящих звуков); Ротацизм (р-р'); Ламбдацизм (л-л’); Дефекты произношения нёбных звуков (к-к´, г-г´,х-х´, й); Дефекты озвончения (вместо звонких звуков произносят их глухие пары); Дефекты смягчения (вместо твердых звуков произносят их мягкие пары).
У детей с дислалией, как правило, лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствие с нормой. Формирование нормативного звукопроизношения у детей происходит постепенно до 4-х лет.
Нарушения голоса – отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Частичное нарушение голоса – дисфония (страдает высота, сила, тембр). Полное отсутствие голоса – афония.
Нарушения голоса ОРГАНИЧЕСКИЕ возникают в результате: хронических воспалительных процессов голосового аппарата; его анатомических изменениях (дисфония и афония при хронических ларингитах, параличах мышц гортани, мягком нёбе). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ связаны с: голосовым переутомлением; различными инфекционными заболеваниями; Психотравмирующими ситуациями.
Голос человека с дисфонией – осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, что связано с эндокринной перестройкой организма. Мутационный период. В это время подростку необходим охранительный голосовой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.
Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра глоса, связана с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект – расщелина (незаращение) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате: между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой.
Характеристика речи при ринолалии: Невнятность, гнусавость голоса, нарушение произношения многих звуков; В тяжелых случаях речь ребенка не понятна для окружающих; Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата обуславливают и отклонения в развитии всех структурных компонентов языковой системы. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь необходима до- и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и длительной.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Причина – поражение НС во внутриуторбном или родовом периоде жизни часто на фоне церебрального паралича. Двигательные нарушения проявляются и в отклонении развития органов артикуляции. Такие дети позже, чем их сверстники начинают, стоять, ходить, говорить. Связана с органическим поражением нервной системы (нарушение двигательной стороны речи); Наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонаций. Степень выраженности: Анатрия - полная невозможность произнесения речевых звуков. Стертая дизартрия – еле заметное нечеткое произношение. Дети, страдающие дизартрией нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого аппарата.
Заикание- нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата, возникающими только в момент речи или при попытке начать речь. Появляется у детей: - с опережающим речевым развитием (излишняя речевая нагрузка); - с задержанным речевым развитием при поражении определенных структур ЦНС).
Характеристика речи: Повторения звуков, слогов, слов, удлинения звуков, обрывы слов. Вставки в речь дополнительных звуков и слов. Особенности речи: Речь сопровождается сопутствующими движениями: зажмуривание глаз, раздувание крыльев носа, кивательные движения головой, притоптывание; Использование в речи многообразно повторяющихся слов-вставок: вот, ну, это и т. п.
Заикание Начинается в возрасте от 2 до 6 лет. В 10-12 лет у подростков с заиканием появляется осознание своего дефекта. Начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожидание речевых неудач – логофобия.
Несмотря на речевые и психологические трудности у таких подростков учителю не следует заменять устные ответы на письменные. Для преодоления речевого дефекта заикающемуся требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях. Когда заикание имеет затяжной характер (подростки, взрослые), - также помощь психолога.
Алалия – отсутствие или недоразвитие. Является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для алалии характерны: позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного так и активного словаря. Различают две формы алалии: Экспрессивная; Импрессивная.
Экспрессивная (моторная) алалия Не формируется звуковой образ слова; Для устной речи характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замена звуков, слогов, а также слов во фразе; Страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей разное: полное отсутствия речи; возможность реализовать достаточно связные высказывания.
Логопедическое воздействие может быть различным. Эти дети хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых только в рамках конкретной ситуации.
Импрессивная (сенсорная) алалия Характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия в разной степени: Полное неразличение речевых звуков; Затрудненное восприятие устной речи на слух. Дети очень чувствительны к звуковым раздражителям. Негромкая, тихая речь воспринимается ими лучше. Эхолалия – повторение услышанных слов или фраз без их осмысления. У детей с алалией речь без специального коррекционного воздействия речь не формируется, поэтому им необходима длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, а затем в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение понимания речи или ее воспроизводства: Данное речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травма мозга. У детей афазию диагностируют когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. Афазия приводит к глубокой инвалидизации. Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Невозможность понимать речь и воспроизводить ее вызывает нарушение поведения: агрессия, конфликтность, раздражительность. При афазии логопедическая помощь должна обязательно сопровождаться с целым комплексом реабилитационных воздействий. Помощь осуществляется через систему здравоохранения.
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп: Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Группа для детей с общим недоразвитием речи. Группа для детей с заиканием.
Существуют специальные логопедические группы или пункты: в детских садах общего типа; при общеобразовательных школах (логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении). Специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (из 2-х отделений): Принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующим обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия); Зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
В системе здравоохранения: При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства; Организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. Оказывается помощь взрослому населению (с афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно.
В системе социальной защиты: Имеются специализированные дома ребенка, где оказывается своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает также помощь детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. Независимо от типа учреждения логопедическая помощь предполагает включение в процесс реабилитационной работы ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребенка или взрослого с речевой патологией.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление