Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальное образование лиц с нарушениями зрения




В настоящее время образование детей с нарушениями зрения в Российской Федерации представляет собой развернутую и дифференцированную систему, включающую специальные (коррекционные) образовательные школьные и дошкольные учреждения, специальные группы (классы) при образовательных учреждениях общего назначения. Кроме того, дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в психолого-медико-педагогических консультациях, реабилитационных центрах.

В Российской Федерации воспитание и обучение ребенка с нарушениями зрения дошкольного возраста решает три основные задачи:

– ранняя социализация ребенка через развитие его личности,

– коррекция и компенсация нарушений,

– медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая поддержка семьи в вопросах воспитания, коррекции и компенсации нарушений развития ребенка с тяжелыми нарушениями зрения.

В настоящее время дети дошкольного возраста с нарушениями зрения и их родители могут получить медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях различных видов.

Учреждениях различных видов.

Одним из видов учреждений, ориентированных на оказание помощи детям дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения и их родителям, выступают реабилитационные дошкольные центры для детей с различными нарушениями развития. Такие реабилитационные дошкольные центры призваны сопровождать развитие ребенка, в том числе слепого или слабовидящего, путем разработки и реализации индивидуальных маршрутов его развития, обеспечения родителей дополнительными знаниями и умениями в области воспитания ребенка, профилактики и коррекции вторичных отклонений.

Одним из новых типов учреждений, деятельность которых направлена на оказание помощи детям младенческого возраста, имеющим глубокие нарушения зрения, и их родителям, является консультативно-практический Центр по абилитации слепых и слабовидящих детей.Так, например, в Санкт-Петербурге при научно-методической поддержке единственной в стране кафедры тифлопедагогики, функционирующей в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, в 1992 г. был создан реабилитационный Центр для детей в возрасте от первых дней жизни до 3 лет, имеющих глубокие нарушения зрения или комплексные нарушения развития. При приеме каждого воспитанника проводится комплексное психофизиологическое и офтальмологическое обследование ребенка, на основании чего определяются необходимые виды и формы лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. В Центре формируются стационарные и консультативные группы.

Стационарные группы предполагают каждодневное пребывание детей в Центре. С детьми работают учителя-тифлопедагоги, психологи, логопеды и воспитатели. С незрячими и слабовидящими малышами проводятся занятия по лечебной физкультуре в специально оборудованном зале, они получают физиотерапевтические процедуры, массаж, плеоптическое лечение. В Центре работают также педиатр, окулист, психоневролог, невропатолог, врач ЛФК.

Консультативные группы предусматривают пребывание ребенка с родителями в Центре несколько раз в неделю (по расписанию). В этих группах работают специалисты, которые в ходе индивидуальных занятий обучают детей игре, учат пространственной и социально-бытовой ориентировке, изобразительной деятельности. В консультативных группах дети занимаются в присутствии родителей, которые во время занятий обучаются различным специальным технологиям. С детьми, кроме тифлопедагогов, работают такие специалисты, как логопед, психоневролог, невропатолог.

Специалисты проводят различные медицинские мероприятия, назначаютмедикаментозное и другие виды лечения, оказывают психологическую помощь детям и родителям. Новорожденные дети и дети младенческого возраста с особо тяжелой патологией обслуживаются тифлопедагогами Центра на дому, в форме патронажа. Большое внимание сотрудники Центра уделяют работе с родителями. Родителей обучают общению со слепыми детьми, приемам развивающей и коррекционной работы. В занятиях с родителями используются такие формы, как лектории, консультации, открытые занятия и др. В Центре функционирует специальная библиотека игр (лекотека), где родителям с целью обеспечения более эффективного их общения с детьми на дом выдают специальную литературу, игрушки, развивающие игры и пособия.Большая часть детей с нарушением зрения в Российской Федерации получает помощь в государственных дошкольных образовательных учреждениях как компенсирующего вида, так и в дошкольных образовательных учреждениях общего назначения с созданием в них условий интегрированного воспитания и обучения. Дошкольные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет с разной степенью нарушения зрения: слепые дошкольники, дети с разной степенью слабовидения, дети с монокулярным характером зрения на фоне амблиопии и косоглазия, не относящиеся к категории слабовидящих. В детских садах компенсирующего вида по отношению к детям с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей реализуется программа воспитания и обучения, имеющая, наряду с общеразвивающей, и коррекционную направленность. В качестве основных задач общеразвивающего характера в детском саду для детей с нарушением зрения задачами воспитания выступают: охрана и укрепление здоровья ребенка, обеспечение всестороннего развития ребенка, подготовка к школе. Такой подход к деятельности детских садов компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, целенаправленно реализующий наряду с коррекционно-развивающими, и общепедагогические задачи воспитания, выступает одним из путей ранней социализации ребенка с нарушением зрения и его интеграции в общество. Коррекционно-компенсаторная направленность воспитательного процесса в дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения реализуется посредством проведения коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы. Процессы развития, воспитания и обучения ребенка обеспечиваются учебно-методическим комплексом, включающим программное, методическое, организационное, дидактическое и диагностическое их обеспечение. Коррекционно-развивающая работа, осуществляемая воспитателями, тифлопедагогом, логопедом, психологом, инструктором по физическому воспитанию и др., направлена на формирование у воспитанников с нарушениями зрения навыков пространственной и социально-бытовой ориентации, на овладение ими способами познания предметов и явлений окружающего мира на суженной сенсорной основе, на развитие психических процессов (ощущений, восприятия, представлений, внимания, памяти) и высших формпсихической деятельности (речи, мышления), на воспитание самостоятельности и активности детей. Лечебно-восстановительная работа обеспечивается системой лечебно-восстановительных и офтальмогигиенических мероприятий, реализуемых медицинским персоналом. Детские сады компенсирующего вида для детей с нарушением зрения поддерживают связь со специальными (коррекционными) и общеобразовательными школами, где в дальнейшем будут обучаться дети, и готовят воспитанников к школьному обучению.Кроме детских садов компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, дети дошкольного возраста могут посещать специальные группы, организованные на базе дошкольных учреждений общего назначения (детские сады комбинированного вида). Дети с нарушениями зрения, находясь в специальных группах, с одной стороны, получают общеразвивающие, коррекционно-развивающие и лечебно-восстановительные услуги, а с другой — принимают, наряду с воспитанниками, не имеющими нарушений зрения, участие во многих общих воспитательно-образовательных мероприятиях: физкультурных праздниках, детских утренниках и др.Во многих регионах России действуют Центры «Детский сад — начальная школа», в которых, наряду с решением задач дошкольного воспитания и обучения, проведением коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы, реализуется первая ступень школьного образования (начальная школа). В ряде регионов при специальных (коррекционных) школах для слепых и слабовидящих функционируют дошкольные группы для детей с нарушениями зрения. Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в детских домах для детей с нарушениями зрения, где они в полной мере получают общеразвивающие, коррекционно-развивающие и лечебно-восстановительные услуги.

В России дети, имеющие нарушения зрения, и их семьи могут получить диагностическую и консультативную помощь не только в государственных, но и в различных негосударственных структурах. Так, например, в Санкт-Петербурге действует негосударственное учреждение «Институт раннего вмешательства», где оказывается диагностическая и консультативная помощь детям в возрасте до трех лет, а также и консультативная помощь родителям детей, имеющих глубокие и сочетанные нарушения развития.

В Российской Федерации обучение детей школьного возраста, имеющих нарушения зрения, осуществляется с учетом ряда факторов социально-экономического, социокультурного, демографического и правово-

го характера. Обучение школьников с нарушениями зрения реализуется

как на базе государственных специальных (коррекционных) образователь-

ных учреждений (школы III и IV видов), так и образовательных учрежде-

ниях общего назначения (общеобразовательных школ) с созданием в них

условий интегрированного обучения. Государственные специальные (коррекционные) образовательные уч-

реждения для слепых и слабовидящих, являясь составной частью единой

государственной системы специального образования, выполняют по отно-

шению к детям с нарушениями зрения, следующие функции: учебно-

воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую,

лечебно-восстановительную, социально-адаптационную, профориентаци-

онную. В настоящее время в России функционирует более 80 государст-

венных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для

слепых и слабовидящих.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания

детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах III и

IV видов предусматривает развитие процессов компенсации, исправление

и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков позна-

вательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становле-

нии личности слепых и слабовидящих детей.

Образовательный процесс в специальных (коррекционных) школах III

и IV вида реализуется на основе: 17

– учета общих закономерностей и специфических особенностей раз-

вития детей, с опорой на здоровые силы и сохраненные возможности уча-

щихся;– модификации учебных планов и программ, увеличения сроков обу-

чения, перераспределения учебного материала и изменения темпа его про-

хождения;

– дифференцированного, индивидуального и личностно-

ориентированного подхода к учащимся;

– уменьшения наполняемости классов и воспитательных групп;

– применения специальных форм и методов работы, оригинальных

учебников, наглядных пособий и тифлотехнических средств обучения и

реабилитации;

– специального оформления учебных классов и кабинетов, создания

санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстано-

вительной работы;

– усиления работы по социально-трудовой адаптации и самореализа-

ции выпускников.

В Российской Федерации функционирование специальных (коррекци-

онных) образовательных учреждений III и IV видов осуществляется как в

режиме школы-интерната, так и в режиме школы «полного рабочего дня».

Работа специального (коррекционного) образовательного учреждения

III или IV вида в режиме школы-интерната предполагает круглосуточное

нахождение воспитанников в учреждении. В школе-интернате в первой по-

ловине дня предусматривается общеобразовательная подготовка учащихся

и проведение фронтальных (со всем классом) коррекционных занятий, во

второй половине дня — проведение индивидуальных и групповых коррек-

ционных занятий, лечебно-восстановительных процедур и подготовки уро-

ков (самоподготовка). Функционирование специального (коррекционного) образовательного

учреждения III и IV вида в режиме «полного рабочего дня» предполагает

осуществление по отношению к детям с нарушениями зрения лечебно-

восстановительной и коррекционно-развивающей работы во второй поло-

вине дня (после уроков), после чего школьники могут идти домой.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV

видов имеют трехступенный образовательный цикл: 1-я ступень ― началь-

ная школа (1–4 класс), 2-я ступень ― основная школа или неполная сред-

няя школа (5–10 класс), 3-я ступень ― средняя школа (11–12 класс).

Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности

ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение ор-

гана зрения и охрану зрительных функций, формирование у учащихся уме-

ния и желания учиться. В начальной школе, наряду с тем, что слепые и

слабовидящие дети на общеобразовательных уроках обучаются чтению,

письму и счету, они развивают наглядно-образное и теоретическое мышле-

ние, с ними проводятся фронтальные, групповые и индивидуальные заня-18

тия по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой и простран-

ственной ориентировке, формированию коммуникативной деятельности,

развитию осязания и мелкой моторики, лечебной физкультуре, ритмике,

развитию речи. Школа второй ступени закладывает прочный фундамент общеобразо-

вательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продол-

жения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Не-

полная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка,

формирует научное мировоззрение и способности к социальному самооп-

ределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами

трудовой деятельности с учетом перспектив профессионального обучения

и трудоустройства. В то же время, на второй ступени продолжается работа

по коррекции вторичных отклонений развития, которая осуществляется по

таким направлениям работы, как социально-бытовая ориентировка, про-

странственная ориентировка, формирование коммуникативной деятельно-

сти, лечебная физкультура. Коррекционная работа на данной ступени об-

разования также осуществляется на фронтальных, групповых и индивиду-

альных занятиях. Кроме того, в 5 и 6 классах предусмотрены групповые и

индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия, развитию

речи, по развитию осязания и мелкой моторики.

Школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразователь-

ной подготовки и курса профессионального обучения на основе его диф-

ференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета

интересов учащихся, реализации задач социально-психологической адап-

тации, активного включения учащихся в жизнь современного общества и

общественно-полезный труд. С этой целью в учебный план школы вклю-

чаются факультативные занятия по выбору самого учащегося. В то же

время, продолжается работа по коррекции вторичных отклонений разви-

тия, которая осуществляется на фронтальных, групповых и индивидуаль-

ных занятиях по социально-бытовой ориентировке, пространственной ори-

ентировке, формированию коммуникативной деятельности, лечебной физ-

культуре.Набор в школы III и IV видов осуществляется из числа детей в возрас-

те 7–8 лет, имеющих глубокие нарушения зрения, и детей, имеющих глу-

бокие нарушения зрения и интеллектуального развития (задержка психи-

ческого развития, умственная отсталость). Вопросами комплектования го-

сударственных специальных (коррекционных) образовательных учрежде-

ний III и IV вида занимается психолого-медико-педагогическая консульта-

ция (ПМПК), представляющая собой межведомственное, постоянно дейст-

вующее диагностико-коррекционное учреждение. Набор детей осуществ-

ляется с учетом согласия родителей детей (или их законных представите-

лей) по заключению ПМПК. В соответствии с дифференцированным ха-

рактером обучения слепых и слабовидящих детей школьного возраста в

России раздельное обучение детей с разной глубиной зрительных наруше-19

ний реализуется путем направления будущих первоклассников (в зависи-

мости от глубины зрительных нарушений, быстроты развития патологиче-

ского — процесса и т. п.) как в специальные (коррекционные) образова-

тельные учреждения III вида (школа для слепых) и IV вида (школа для

слабовидящих), так и в отдельные классы для слепых и слабовидящих.

Кроме того, имеет место дифференцированное обучение детей с наруше-

ниями зрения и детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта. Количе-

ство учащихся в классах специальных (коррекционных) образовательныхучреждений III и IV вида определяется как состоянием зрительных функ-

ций, так и состоянием интеллекта учащихся. В частности, наполняемость

классов слабовидящих составляет 12 человек, классов слепых — 9 человек,

классов, в которых обучаются дети с нарушениями зрения и интеллекта ―

5 человек. Продолжительность обучения в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях III и IV вида составляет 12 лет для слепых и

слабовидящих детей, не имеющих нарушения интеллекта, и 10 лет для

слепых и слабовидящих, имеющих нарушение интеллекта.

Содержание образования в специальных (коррекционных) школах III

и IV вида, определенное в государственном образовательном стандарте

для лиц с нарушения зрения, включает, во-первых, общеобразовательные

предметы, номенклатура которых соответствует номенклатуре предметов,

изучаемых в школах общего назначения, а во-вторых — специальные кор-

рекционные предметы. Что касается общеобразовательных предметов, то

по отношению к учащимся, имеющим только нарушения зрения, в содер-

жание образования включены все предметы, входящие в содержание обра-

зования школ общего назначения. Такое содержание образования позволя-

ет слепым и слабовидящим выпускникам после окончания государствен-

ного специального (коррекционного) учреждения III и IV вида претендо-

вать на получение среднего и высшего профессионального образования.

По отношению к ученикам, имеющим, наряду с нарушением зрения, и

нарушения интеллекта, в специальных (коррекционных) школах III и IV

вида общеобразовательная подготовка осуществляется в соответствии с

содержанием образования, предусмотренным для детей с нарушениями

интеллекта.В перечень специальных коррекционных предметов, включенных в

содержание образования детей с нарушениями зрения, входят: развитие

зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка, пространст-

венная ориентировка, формирование коммуникативной деятельности, раз-

витие осязания и мелкой моторики, лечебная физкультура, ритмика, разви-

тие речи. В зависимости от ряда факторов (степени и характера зритель-

ных нарушений, наличия сочетанных нарушений развития, уровня разви-

тия умений и навыков, достигнутого в процессе обучения по тому или

иному направлению коррекционной работы, и т. д.) со слепыми и слабови-

дящими учащимися, наряду с фронтальными (со всем классом), проводят-

ся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.Для детей с сочетанными нарушениями развития, не имеющими воз-

можности посещать специальное (коррекционное) образовательное учреж-

дение для детей с нарушениями зрения, может быть организовано обуче-

ние на дому. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на такую

форму обучения, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Слепые

и слабовидящие дети и подростки, находясь на надомном обучении, обес-

печиваются специалистами из числа педагогических работников этих уч-

реждений, которые оказывают методическую и консультативную помощь,

необходимую для освоения учебных программ, а по завершении обучения

— проводят промежуточную и итоговую аттестацию. Школьникам, нахо-

дящимся на надомном обучении, бесплатно предоставляются учебники (в

том числе и учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом

Л. Брайля), учебная, справочная и другая литература, имеющаяся в биб-

лиотеке учреждения. Подростки, успешно прошедшие итоговую аттеста-

цию, получают соответствующий документ об образовании государствен-

ного образца.

С 1999 г. в русле интенсифицирующихся в российском специальном

образовании интеграционных тенденций во многих общеобразовательных

учреждениях (школах общего назначения) для обучения и воспитания де-

тей с нарушениями зрения функционируют классы «Охраны и развития

зрения». Так, например, в Санкт-Петербурге функционируют более 30

классов данного типа.

Набор учащихся в классы «Охраны и развития зрения» осуществляет-

ся из числа детей, имеющих неглубокие нарушения зрения, и происходит с

учетом согласия родителей и заключения ПМПК. Наполняемость классов

«Охраны и развития зрения» составляет 15 человек. Функционируют клас-

сы данного типа в режиме «полного рабочего дня». Классы «Охраны и развития зрения» выполняют по отношению к де-

тям с нарушениями зрения такие же функции, как и специальные (коррек-

ционные) образовательные учреждения III и IV вида: учебно-

воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую,

лечебно-восстановительную, социально-адаптационную, профориентаци-

онную. Особое внимание общеобразовательное учреждение, имеющее клас-

сы «Охраны и развития зрения», уделяет организации специальной образова-

тельной среды, способствующей психическому развитию детей с наруше-

ниями зрения, становлению у них компенсаторных процессов, выработке ак-

тивной жизненной позиции, формированию способов самореализации.

Содержание образования в классах «Охраны и развития зрения», рас-

считанное на три ступени обучения (начальная школа, основная школа или

неполная средняя школа и средняя школа), включает общеобразователь-

ные предметы, номенклатура которых аналогична номенклатуре предме-

тов, изучаемых в классах общего назначения соответствующей ступени, и

специальные коррекционные предметы, предусмотренные нормативными до-

кументами для детей с нарушениями зрения. Коррекционные предметы изу-21

чаются как на фронтальных занятиях, включенных в сетку расписания, так и

на групповых и индивидуальных занятиях, проводимых после уроков.Вместе с тем, наряду со специальными (коррекционными) учрежде-

ниями III и IV вида, классами «Охраны и развития зрения», формируемы-

ми в школах общего назначения, базами школьного образования лиц с на-

рушениями зрения выступают и учреждения особого типа — вечерние

(сменные, очно-заочные) школы для слепых. Эти школы, с сетью учебно-

консультационных пунктов, функционирующих, как правило, при специа-

лизированных производственных предприятиях для инвалидов по зрению,

позволяют молодым людям из числа слепых и слабовидящих получать

среднее образование, сочетая учебу с трудовой деятельностью.

Кроме того, определенные образовательные услуги детям с наруше-

ниями зрения школьного возраста могут оказываться в комплексных пси-

холого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и реабилитацион-

ных центрах.

Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) наряду с

диагностической работой и работой, связанной с комплектованием специ-

альных (коррекционных) учреждений III и IV вида и классов «Охраны и

развития зрения», реализует по отношению к детям с нарушениями зрения

психологическую и коррекционно-педагогическую помощь, осуществ-

ляющуюся в ходе консультативных или коррекционно-развивающих заня-

тий. Кроме того, сотрудники ПМПК проводят консультативную работу как

с родителями детей, имеющих нарушения зрения, так и с педагогами об-

щеобразовательных учреждений. Реабилитационные центры для детей школьного возраста реализуют

различные направления работы: психолого-медико-педагогическая реаби-

литация и коррекция, психогого-педагогическая и социальная помощь, со-

циальная помощь семье и детям, оставшимся без попечения родителей и

др. Однако в силу ряда причин объективного и субъективного порядка чис-

ло реабилитационных центров, ориентированных именно на работу со сле-

пыми и слабовидящими детьми школьного возраста, в Российской Федера-

ции весьма незначительно.

Подготовку специалистов для работы в дошкольных, школьных спе-

циальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида, классах «Охраны и

развития зрения», а также специалистов для работы со слепыми зрелого

возраста в Российской Федерации осуществляет факультет коррекционной

педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) по линии функцио-

нирующей на нем с 1929 г. кафедры тифлопедагогики. Будучи единствен-

ной кафедрой такого профиля в России, она ведет подготовку тифлопедаго-

гов не только для соответствующих учреждений Российской Федерации, нои для стран ближнего зарубежья, проводит курсы усовершенствования

специалистов-тифлопедагогов, принимает участие в международных проектах, посвященных актуальным вопросам обучения и воспитания детей снарушениями зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 6698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.