КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право граждан на доступ к экологической информации
Основополагающим международным документом, на основе которого формируются нормы о правовом положении граждан в области охраны окружающей среды является Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 1998 года, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 года № 726. Для Республики Беларусь данная Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года. Основная идея Орхусской конвенции заключена в провозглашении права граждан на получение информации, на участие в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Согласно п.3 ст. 2 Орхусской конвенции экологическая информация – любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; б) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые выше в подпункте а), и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые выше в подпункте б). Стоит отметить, что к таковой относится не только информация о природной среде и состоянии ее отдельных компонентов – земель, вод, атмосферного воздуха и т. п., загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация, которую мы условно можем назвать экологически значимой. Вторую группу составляет информация о деятельности (в самом широком смысле), которая может повлиять на состояние окружающей среды. Таким образом, в национальном законодательстве понятие «экологическая информация» не раскрывается. Такой подход в определенной мере ограничивает содержание экологической информации по сравнению с положениями Орхусской конвенции. Важнейшими принципами предоставления экологической информации в соответствии с Орхусской конвенцией являются: обязанность государственного органа предоставить экологическую информацию любому лицу без необходимости формулировать свою заинтересованность; экологическая информация предоставляется не только по запросу, государственные органы должны предпринимать различные действия по активному распространению такой информации; срок предоставления экологической информации должен быть максимально коротким и не должен превышать одного месяца по общему правилу; экологическая информация предоставляется, как правило, бесплатно; в удовлетворении запроса о предоставлении экологической информации может быть отказано в случаях, перечень которых является ограниченным; информация о выбросах загрязняющих веществ подлежит раскрытию; отказ в предоставлении экологической информации по запросу должен быть обоснован, а в случае отсутствия у государственного органа запрашиваемой информации, последний обязан сообщить заявителю о надлежащем месте, владельце соответствующей информации. В предоставлении экологической информации может быть отказано только в определенных в Орхусской конвенции случаях: государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией; просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой; если разглашение такой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность работы государственных органов; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и (или) архивов; на окружающую среду, к которой относится эта информация. В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Понятие «экологическая информация » впервые использовано в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среде» от 26 ноября 1992 года, в соответствии с которым под ней понимается документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. В соответствии со ст. 74, 74-1, 74-2, 74-3, 74-4, 74-5, 74-6, 74-7 названного Закона установлены состав, источники и виды экологической информации, формы ее предоставления и распространения как государственным органам и иным государственным организациям, так и гражданам, юридическим лицам, не являющимися государственными органами и иными государственными организациями, порядок предоставления специализированной экологической информации. Также указанный Закон содержит основания доступа и ограничения доступа к экологической информации, содержание заявления о предоставлении такой информации и распространение указанной информации общего назначения. В Законе «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 года закреплено право граждан на получение сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемической и радиационной обстановке, действующих санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и их результатах; качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. В настоящее время одобрен Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 7 января 2012 года, который вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования, согласно которому граждане имеют право на получение полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах; Из смысла ст. 74 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года следует, что к экологической информации относится информация не только о состоянии окружающей среды, но и о загрязнении, мерах по ее охране.
16. Право на участие общественности в принятии экологических Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений установлено Орхусской конвенцией. Законодательство Республики Беларусь в качестве субъектов общественного экологического движения признает граждан и их общественные объединения. Орхусская конвенция оперирует понятием «общественность», которое означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы» (ст. 2). Прогрессивным положением данного международного документа является определение принципов общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений по конкретным видам деятельности, которые потенциально наиболее опасны для окружающей среды и здоровья человека: информирование общественности — адекватно, своевременно обеспечение общественного участия — на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов; обеспечение доступа общественности к информации — имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности; отражение участия общественности – представление любых замечаний, информации, анализа, которые, по мнению общественности, имеют отношение к планируемой деятельности; информирование общественности о принятом решении45. Перечисленные принципы общественного участия реализуются путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, которые являются инициаторами планируемой хозяйственной деятельности. К числу этих обязанностей относятся: определение круга лиц, которые могут быть потенциально заинтересованы в обсуждении экологически значимых вопросов; уведомление общественности о начале обсуждения экологически значимого вопроса; обеспечение заинтересованным лицам доступа ко всей информации, относящейся к процессу принятия экологически значимого решения; отражение результатов участия общественности в процессе принятия экологически значимого решения; информирование общественности о принятом решении. Формы общественного участия в принятии экологически значимых решений закреплены в наиболее общей форме в Орхусской конвенции и детализируются в национальном законодательстве. Такими формами, согласно ст. 12, 15 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», являются: участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС); организация и проведение общественной экологической экспертизы; общественный контроль в области охраны окружающей среды; обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды 46. Кроме названных процедур общественность также вправе участвовать в процессе принятия экологически значимых решений посредством республиканских и местных референдумов, республиканских и местных собраний и др. Орхусская конвенция рассматривает применение названных форм общественного участия по следующим направлениям: участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности (ст. 6); участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой (ст. 7); участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов (ст. 8).
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |