Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы




4. _________________________.

2. ________________________.

1._________________________.

3. _________________________:

а)__________________;

б)__________________.

II. ________________________________________________.

Составление плана не только способ работы, помогающий понять текст, но и результат понимания: не поняв текст даже «идеальный читатель» не сумеет составить план.

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации (читаемого или воспринимаемого на слух текста). результат конспектирования – запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. С необходимостью конспектирования вы будете сталкиваться постоянно, и сейчас – во время учебы, и позднее – в процессе педагогической деятельности.

Конспектирование – сложный и своеобразный процесс: в нем сочетаются аудирование (слушание) или чтение с письмом, причем это сочетание происходит не механически. Записи предшествует специфическая обработка информации: конспектирующий не просто отбрасывает ненужную для него информацию путем сокращения текста, а «свертывает» известную информацию так, чтобы суметь ее вновь развернуть.

Нужную (новую, важную), главную информацию конспектирующий также уменьшает в объеме, что происходит за счет быстрой ориентировки в материале, нахождения в нем избыточности (для чего необходимо овладеть различными мыслительными операциями).

Нужность, ценность информации относительная величина, она зависит от индивидуальной информированности человека. Однако ее вычленение – важнейший компонент обучения рациональному конспектированию. Так как конспект – есть краткое, последовательное изложение содержания, основу его составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чем говорится, и что утверждается, и как доказывается.

Библиография составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, дублируется фамилия автора (авторов), место и год издания, общее количество страниц. Например:

Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1994. – 116 с.

Образец оформления статьи:

Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества/ В.А. Пилиповский // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 97-103.

Оформление ссылки на цитируемую или упоминаемую работу. Есть два варианта: либо в виде так называемой «сноски», когда в тексте после заключенной кавычки цитаты, проставляется ее порядковый номер по отношению к другим цитатам на данной странице, а источник цитаты указывается в конце страницы. Иногда источник указывается непосредственно в тексте в скобках, после процитированного высказывания. В том и другом случае пишут: фамилию автора, инициалы, название работыбез кавычек, место и год издания. В конце ссылки – страницу (цы) цитируемого текста.

Часто вместо полных сведений об используемом источнике приводят его порядковый номер в прилагаемом списке литературы в конце работы. Пример: В своем исследовании Ю.Барсов (12, с. 29) писал: «……….». Вместе с тем, следует отметить, что правила оформления сносок время от времени меняются, поэтому, перед написанием работы проконсультируйтесь по этому вопросу у преподавателя.

Приложение Б

Важнейшими характеристиками, которые необходимо учитывать при разработке и выполнении заданий для самостоятельной работы, выступают следующие:

§ содержание заданий имеет поисково-исследовательскую, прикладную и профессиональную направленность, вовлеченность студентов в выполнение учебных заданий способствует формированию у них способов разрешения социально-профессиональных проблем;

§ учебные задания не относятся к какому-то определенному учебному предмету, это позволяет осуществлять межпредметные связи в учебном процессе;

§ организация выполнения учебных заданий предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы студентов на всех этапах процесса обучения (от восприятия знаний, их осмысления и понимания через закрепление и систематизацию, обобщение, применение);

§ в результате выполнения учебных заданий поисково-исследовательской направленности у студентов развиваются способы теоретического, творческого мышления, признаками которых являются способность к целеполаганию, проектированию и конструированию, переносу или моделированию методов решения задач; они приобретают навыки системного анализа, умений прогнозировать как ближайшие, так и отдаленные последствия деятельности, соотносить их с поставленными целями. Названные умения и навыки составляют основу ряда ключевых компетенций, способствующих эффективному самообразованию студентов, исследовательской деятельности в сфере будущей профессии.

Опыт разработки и применения в учебном процессе обобщенных задач с использованием информационных технологий позволяет выделить их следующие особенности:

§ в ходе выполнения самостоятельная работа студентов на ЭВМ не сводится к прочтению учебного материала с дисплея (учебно-информационная деятельность) или выполнению теста (учебно-контролирующая деятельность), компьютер служит средством организации поисково-исследовательской деятельности студента;

§ выполненное задание может служить игровой формой обучения, стимулирующей познавательные потребности и интересы студентов, если она будет разработана с учетом принципов соревновательности, свойственных компьютерным играм.

1. Задания-проекты с использованием технологии представления отчетных материалов Web-квест (задание предназначается и для групповой разработки) Создайте Web-сайт, на страницах которого отражается процесс и результат выполнения проекта по заданной теме (проблематика может быть и межпредметной).

Методические указания для студентов. Сайт содержит страницы, созданные самими обучающимися в процессе проведения исследования, а также Интернет-ссылки на работы, базы данных, Интернет-журналы, виртуальные музеи и т.д., которые логически связаны разрабатываемой в рамках проекта проблемой. Кроме этого сайт включает следующие разделы:

§ вступление, в котором описываются проблема, план работы над ней, роли участников проекта;

§ основное задание, которое должны выполнить участники;

§ список информационных ресурсов;

§ описание процедуры работы;

§ полученные выводы и заключение.

Предполагается, что создавать Web-сайты студенты могут любыми доступными для них средствами, в том числе и с помощью MS Word.

2.Проекты научно-популярного журнала с использованием MS PowerPoint. Разработать проект научно-популярного журнала по межпредметной тематике и создать систему динамических презентаций, используя возможности MS PowerPoint. Например, журнал может иметь название «Математика в жизни», а работа по его созданию отражает связь педагогики с математикой.

Методические указания для студентов. При создании проекта журнала руководствуйтесь следующими критериями оценки проекта:

§ содержательная сторона презентации (актуальность, проблемность тематики, нестандартность изложения материала, наличие ярких и убедительных примеров, выявление возможных парадоксальных ситуаций и др.);

§ техническая сторона работы над проектом, то есть использование современных информационных технологий и инструментальных средств на различных этапах работы над проектом (например, продумайте и реализуйте возможную систему гиперссылок для легкого доступа к различным разделам журнала, которые могут заинтересовать читателя, и кнопки для возвращения на страницу с содержанием, представляется целесообразным создание оглавления в виде иерархической схемы взаимосвязанных разделов; представление результатов, наглядность презентации и качество представления результатов работы при защите проекта).

При подготовке презентации обратите внимание на создание образности и структурированности представляемой информации. Этого можно добиться через использование визуального представления содержания с помощью схем, рисунков, таблиц и графиков. Слайд не должен быть перенасыщен текстом, который в противном случае будет тяжело читаться. При выборе оформления презентации и создании эффектов старайтесь, чтобы они не отвлекали внимание от содержания (именно поэтому в большинстве случаев рекомендуется использовать светлый фон и темный цвет шрифта и не злоупотреблять анимацией). Примерами схем, реализованных в MS PowerPoint при подготовке подобного вида заданий, могут выступать следующие:

3. Задание по разработке гипертекстового учебного пособия. Разработать проект гипертекстового учебного пособия по теме (ам) изучаемой дисциплины или межпредметной тематике (например, по методике преподавания отдельной дисциплины, использованию эффективной образовательной технологии). Выполнение данного задания способствует развитию у студентов следующих умений: анализировать учебный материал, структурировать его нужным образом, выделять главные и второстепенные его идеи; определять взаимосвязи между составляющими частями содержания. Методические рекомендации. Критерии оценки проекта:  содержательная сторона: актуальность, нестандартность изложения материала, наличие примеров и схем; техническая сторона работы над проектом: использование современных информационных технологий и инструментальных средств на различных этапах работы над проектом; представление результатов. Наглядность презентации и качество представления результатов работы при защите проекта.

4. Задание по разработке баз данных, глоссариев. Разработать базу данных, в которой будет содержаться словарь понятий и терминов из определенного учебного курса или его раздела.

Методические указания. База данных должна включать несколько связных таблиц со следующей информацией:

ü определение понятий и категорий;

ü примеры и контр-примеры, отражающие сущность понятий, схемы, рисунки, условные обозначения;

ü взаимосвязи понятий с другими категориями;

ü причины возникновения понятий, исторические справки;

ü применение понятий в практической деятельности.

Таким образом, работая над составлением базы данных в виде глоссария и используя ее при изучении предмета, студенты более глубоко понимают сущность изучаемых понятий, процессов, явлений, а также их взаимосвязь с другими объектами.

5. Задание по созданию списка Интернет-источников. Создайте по заданной или выбранной Вами проблематике список Интернет-источников с краткой аннотацией и рекомендациями по их использованию при изучении педагогических дисциплин. Приведем примеры выполнения студентами задания:

§ http://ten2x5.narod.ru/ Сайт для родителей. Развивающие игры. Советы психолога. Мастерская поделок: картинки, карточки, пособия, дидактические игры, книжки для чтения. Все это можно скачать, распечатать на домашнем принтере, наклеить на картон и играть со своими малышами. А также можно найти полезные спортивные упражнения и многое-многое другое.

§ http://www.bibicall.ru/ Сайт для родителей малышей. Статьи о развитии новорожденных, именах, этапах развития малыша, о первых зубках, первых играх, первой обуви, консультации по питанию младенца, советы папе, подборка русских народных сказок. На мой взгляд, это самый классный сайт по этой тематике. Можно найти ответы на «наболевшие» вопросы типа: «Как рассказать ребенку о сексе?», или «Как отучить свое чадо врать и хитрить?», или «Как дать ребенку разностороннее образование?».

§ http://www.chat.ru/~child_stories Страничка Светланы Эльм. Истории и сказки, используемые для достижения воспитательных целей, методики по созданию таких сказок, анализ историй. Приемы практической психологии. Сайт, посвященный составлению «терапевтических» или обучающих историй.

6. Задание по составлению «папки студента» (« портфолио») На основе лекционного и дополнительного материала по предмету «Основы психологии и педагогики» раскройте сущность психолого-педагогической составляющей Вашей будущей профессиональной деятельности. Определите систему педагогических знаний и умений, которые составляют сущность социально-профессиональной компетентности в сфере Вашей будущей профессии. Проведите самооценку уровня сформированности у Вас психолого-педагогической компетентности. Методические рекомендации. Портфолио может быть оформлено как презентация MS PowerPoint или Web-сайт. При разработке проекта используйте критерии, приведенные к заданию 2 (Проекты научно-популярного журнала) и рекомендации к заданию 1 (Задания-проекты с использованием технологии представления отчетных материалов Web-квест).

 

Приложение В




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.