Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический такт родителей




Родительский авторитет.

Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и в конечном счете — к взрослым людям вообще. Далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много видов ложного авторитета.

Авторитет подавления. Чаще всего таким авторитетом обладают отцы. Если отец всегда сердит, за каждый пустяк раз­ражается бранью, хватается за ремень, на каждый вопрос от­вечает грубостью, такой отцовский террор держит в страхе всю семью. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он вызывает детскую ложь и трусость и в то же время воспитыва­ет в ребенке жестокость. Это самый дикий вид авторитета.

Авторитет расстояния. Есть родители, которые убежде­ны: дети должны слушаться, с ними нужно поменьше разгова­ривать, подальше от них держаться. Дети часто находятся под опекой бабушки. Такой авторитет также не приносит пользы.

Авторитет чванства. Некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и демонстрируют эту важность. Часто бывает, что начинают чванится и дети: мой папа - начальник, мой папа - знаменитость. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особое платье, поездка на курорт - все это дает им основания для чванства.

Авторитет педантизма. В этом случае родители обраща­ют больше внимания на детей, больше работают с ними, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что каждое ро­дительское слово дети должны выслушать с трепетом. Свои распоряжения они отдают холодным тоном. Жизнь ребенка, его интересы проходят мимо таких родителей, незаметно.

Авторитет резонерства. В этом случае родители нагружа­ют детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательны­ми разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколь­ко слов, может быть даже в шутливом тоне, они усаживают его напротив себя и начинают произносить монотонную речь. Та­кие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Но они забывают, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать.

Авторитет любви. Это самый распространенный вид лож­ного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слу­шались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслу­жить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать ре­бенку свою родительскую любовь. Нежные слова сыплются на детей в избыточном количестве. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Это очень опасный вид авторитета. Он воспитывает неискренних и лживых эгоистов. Очень часто пер­выми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. В этом случае детское послушание достигается уступчивостью, мягкостью родителей. Они все раз­решают, жертвуют чем угодно ради благополучия в семье. Дети начинают командовать родителями, родительское непротивле­ние открывает широкий простор для детских капризов и тре­бований.

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут и дол­жны быть друзьями. Если же дружба достигает крайних преде­лов, воспитание прекращается или начинается противополож­ный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет подкупа - самый безнравственный вид автори­тета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители так и говорят: "Будешь слушаться - куп­лю лошадку, будешь слушаться - пойдем в цирк".

Главным основанием родительского авторитета должна быть жизнь и работа родителей, их поведение. Они должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними про­исходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторите­ту помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, нуждается в совете и помо­щи. Может быть, он не попросит об этом, потому что не умеет это сделать, но родители сами должны оказать помощь.

Родительская помощь не должна быть навязчивой. В не­которых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он при­выкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.

Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми. Действительный авторитет родителей основывается на знании жизни ребенка, на оказании своевременной помощи ему и на ответственности за его воспитание.

 

Педагогический такт- это внимательное отношение к ребенку, умение говорить с ним так, чтобы слово благоприятно влияло на его состояние, не ущемляло его самолюбия, не оскорбляло ребенка, не унижало его человеческого достоинства. Педагогическим тактом владеет тот родитель, который умеет проникнуть в сущность наблюдаемых им фактов, правильно оценить конкретные обстоятельства и мотивы поступков своих детей.

Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.
На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.
Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.
Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.