Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы педагогики




Педагогика высшей школы – область гуманитарного
знания, которая постоянно пополняется все новыми и новыми фактами. Для их
осмысления и анализа необходимы методологические принципы, твердые
научно-исследовательские основания.

Методология– раздел науки о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и
способах этих процессов «Методология» от греч. «учение о методе» или «теория
метода».

В широком смысле слова методология представляет собой
совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в
применении к решению сложных теоретических и практических задач. Это -
мировоззренческая позиция исследователя. В узком смысле слова методология
трактуется как совокупность методов научного исследования. Таким образом, в
современной научной литературе под методологией понимается учение о принципах построения,
формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология педагогики – совокупность гносеологических
подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной,
систематизированной информации о
педагогических процессах и явлениях.

В качестве основных методологических установок в любом
педагогическом исследовании определены:

-определение цели исследования с учетом уровня
развития педагогической науки, потребностей практики образования, социальной
актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

-рассмотрение дидактических и воспитательных проблем
с позиций многих наук о человеке (философии, антропологии, медицины,
педагогики, психологии, социологии, культурологии и др.);

-изучение всех процессов в исследовании с позиций их
внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;

-ориентация на системный подход в исследовании
(выявление структуры, взаимосвязи элементов, их соподчиненности, динамики
развития, тенденций, факторов, условий);

-выявление и разрешение противоречий в процессе
обучения или воспитания, в развитии личности и коллектива.

Педагогика высшей школы, равно как и общая педагогика,
опирается на философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический
уровни методологии.

Философский уровень методологии педагогики высшей
школы представлен ведущими общефилософскими принципами (объективности, детерминизма, развития и взаимодействия, единства внешних воздействий и внутренних условий, активной деятельности личности) и философскими положениями (о дискретности и непрерывности становления и развития личности; всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и
целостности явлений; природной и социокультурной
обусловленности развития; о развитии человека как сложном, многофакторном
процессе).

Общенаучный уровень методологии педагогики высшей
школы представлен системным, антропологическим, культурологическим и деятельностным
подходами к изучению педагогических процессов и явлений.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики
высшей школы представлен аксиологическим, личностным, субъектным, диалоговым,
социально-педагогическим, этнопедагогическим, компетентностным, герменевтическим,
контекстным, индивидуально-творческим и др. подходами.

Технологический уровень методологии педагогики высшей
школы представлен совокупностью конкретных методов научно-педагогического исследования.

Методы педагогического исследования – это способы
изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью
установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее общая классификация методов
научно-педагогического исследования выделяет теоретические и эмпирические
методы исследования.

К методам теоретического исследования относятся:
анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование,
конкретизация, сравнение, метод сходства и различия, педагогическое
проектирование, прогнозирование, программирование, моделирование.

К методам эмпирического исследования относятся:
наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, метод проб и
ошибок, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта,
опытно-поисковая работа, опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.

Представим более развернутую классификацию методов
научно-педагогического исследования:

-теоретические методы (анализ; синтез; абстрагирование; обобщение; индукция; дедукция; аналогия; сравнение; проектирование; моделирование);

-эмпирические методы (наблюдение; изучение документации и других источников);

-опросные методы (беседа; анкетирование; тестирование; нтервьюирование; метод экспертных оценок; социометрия);

-праксиметрические методы (изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; изучение продуктов деятельности; контент-анализ);

-экспериментальные методы (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент);

-сравнительно-исторические методы (генетический; исторический; сравнительно-исторический);

-методы математической статистики (факторный анализ;
корелляционный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный
анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.