Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные труды




И.М. Сеченов и психология

 

Иван Михайлович углубленно изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско- психологических направлений. Важнейшее значение вклада Сеченова в психологию состояло в радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению.

Психология как объективная наука, по мнению И.М.Сеченова, должна отказаться от рассмотрения человека только в пределах его сознания и обратиться к изучению человека в контексте его объективных отношений с миром. Поэтому предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые необходимо изучать в их развитии и в системе связей друг с другом.

· «Рефлексы головного мозга» - 1863;

· «Физиология нервной системы» - 1866;

· «Элементы мысли» - 1879.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Рабочая программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

 

Тема 1. Предмет психологии и место этой дисциплины в структуре наук.

Психология как наука и область практики. Отрасли психологического знания. Методы психологии. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления современной психологии: рефлексология; бихевиоризм; гештальтпсихология; психоанализ.

Тема 2. Развитие психики человека. Сознание и бессознательное

Психика как предмет психологии. Основные свойства психики человека. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Механизмы психики человека. Основные функции психики человека. Структура психики человека. Психика и организм. Возникновение и развитие человеческого сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание. Взаимоотношения сознания и подсознания. Состояния сознания.

 

Тема 3. Психические познавательные процессы: Ощущения. Восприятия.

Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Виды ощущений. Свойства и закономерности ощущений. Чувствительность анализатора и пороги чувствительности. Понятие восприятия и его основные свойства. Восприятие пространства и времени. Психологическое время и пространство.

Тема 4. Память – основа психической деятельности человека

Понятие о памяти. Основные мнемические процессы. Классификация видов памяти. Закономерности памяти. Особенности оперативной памяти. Современные теории памяти. Память и организация работы руководителя. Эффект реминисценции. Расстройства памяти.

 

Тема 5. Индивидуальные особенности мышления и интеллекта личности

Сущность и особенности мышления. Логические и интуитивные формы мышления. Умственные действия и мыслительные операции. Формы мышления. Функции мышления. Виды мышления. Психологические особенности процесса решения задач. Индивидуальные особенности мышления. Мышление как творчесткий процесс. Cоотношение понятий «мышление» и «интеллект». Индивидуальные, возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

 

Тема 6. Внимание, воображение и приемы создания новых образов

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Разновидности и формы внимания. Законы внимания. Особенности воображения. Виды воображения. Процесс создания образов воображения. Особенности творческого и репродуктивного воображения. Техническое воображение конструктора. Способы формирования образов в воображении.

 

Тема 7. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент. Характер

Понятие о темпераменте. Связь темперамента и свойств высшей нервной деятельности. Физиологические механизмы темперамента. Типы темпераментов. Основные психологические свойства темперамента. Определение характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Основные принципы классификации основных черт характера. Типология характера. Факторы формирования характера.

 

Тема 8. Место эмоций в управлении поведением человека

Общее представление об эмоциях. Свойства эмоций. Информационно-оценочная, смыслообразующая, мотивационная, коммуникативная, деструктивная роль эмоций. Эмоции как ценность и потребность. Основные элементы эмоциональной сферы личности: базовые эмоции, дискретные эмоции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства (черты). Управление эмоциями. Устранение нежелательных эмоциональных состояний. Способы снятия эмоционального напряжения. Психологическая характеристика стресса: модель, физиологические механизмы, стратегии преодоления. Чувства. Соотношения между чувствами и эмоциями.

 

Тема 9. Активность личности и ее истоки

Понятие о личности. Структура и направленность личности. Задатки и способности личности. Природа человеческих способностей. Задатки, одаренность, способности, гениальность, их сходство и различие. Факторы развития способностей человека. Потребности, мотивы, идеалы и установки личности. Социализация личности. Уровень притязаний и самооценка личности.

Тема 10. Социальная психология. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия

Предмет и структура социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Малая группа и ее структура. Виды малых групп. Психологические характеристики малой группы (групповые интересы, групповые потребности, групповое мнение, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели). Групповая динамика. Количественные и качественные признаки малой группы. Типы коммуникативных структур малых групп. Ролевая структура малой группы. Формальные и неформальные структуры малой группы. Конформизм и групповое давление. Коллектив и корпорация.

Тема 11. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и массовые психические явления. Толпа.

Понятие большой социальной группы. Принципы классификации больших социальных групп. Сравнительная характеристика больших и малых групп. Регуляторы социального поведения больших социальных групп. Существенные индикаторы развития и динамики групп. Социальная идентичность членов больших социальных групп. Социально-психологическая сущность различных социальных общностей: этническая, религиозная, классы и имущественные общности. Социально-психологические особенности толпы. Виды и основные характеристики толпы. Особенности поведения толпы.

 

Тема 12. Социально-психологические особенности межличностного познания и межличностных отношений.

Понятие межличностного познания. Стадии процесса социального познания. Особенности межличностного восприятия. Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы. Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания. Межличностное взаимодействие. Межличностное восприятие и понимание. Признаки и структура межличностных отношений. Структура и сущность межличностной аттракции. Стадии развития межличностных отношений.

 

Тема 13. Общение – основа межличностных отношений

Общение как категория социальной психологии. Основные функции общения (контактная, информационная, координационная, эмотивная, установление отношений, оказание психологического влияния, регуляционно-коммуникативная). Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое). Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Специфика социально-ролевого общения между людьми. Невербальное общение. Психологическое пространство общения. Трудности межличностного общения. Дефектное и деструктивное общение. Факторы эффективного общения.

 

Тема 14. Предмет педагогики. Образование как общечеловеческая ценность

Предмет педагогики. Основные этапы развития педагогики и образования. Основные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Дидактика: теория и практика обучения. Теории обучения. Факторы обучения. Закономерности обучения. Принципы и правила обучения. Методы обучения. Виды и формы обучения

 

Тема 15. Воспитание. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Особенности воспитательного процесса. Общие закономерности воспитания. Содержание процесса воспитания. Принципы воспитания. Общие методы воспитания. Особенности воспитания личности в коллективе. Воспитание и фундаментальные принципы гуманизма. Технологии воспитания. Проблема общечеловеческих ценностей в современной педагогике. Соборность, патриотизм и гражданская ответственность личности. Модели и стили воспитания. Семья как социокультурная среда воспитания. Стили семейного воспитания. Роль семьи в развитии личности ребенка. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.