К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогическихсистем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной этническойпедагогики в другую, относятся:· наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе,мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющегосистему общечеловеческих ценностей;· единство естественного механизма развития народных педагогик,выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований инародности;· общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включатьсяв реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);· общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения ивоспитания.Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народныхпедагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристикнародных педагогик различных этносов выступают природно-географическиеусловия и исторические особенности развития народов, определяющие характертруда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народноготворчества, изобразительного искусства и народных промыслов, спецификуотношений людей друг к другу и окружающей природе.В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегосяна народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитанияи обучения. Этот идеал органически включается в систему современныхсоциальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системамроль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данногопроцесса.Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражаетсущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и внастоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что имногие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, еслитеряет свою социально значимую основу.Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаемисторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначальнопередаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированныйв письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд ипреданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеалпредставлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика),в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеали средства его формирования. Она представляет такую же объективнуюреальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа вцелом.А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народныхпедагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро,стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогикикак науки о сущности народного воспитания и способа его использования всовременных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народнаяпедагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика — наука, не толькоизучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерностистановления традиционных культур воспитания в связи с развитиемэкономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так жепоказывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.
Народное творчество – источник обучения и воспитания
Автор:опытный методист, логопед Елена Евгеньевна Зуева Аннотация: как бы нам с водой младенца не выплеснуть! Куда дели из нашего жутко "инновационного", насквозь "модернизированного" образования понятие, положенное "солнцем русской педагогики" - К.Д.Ушинским, в основу обучения, воспитания, созидания души человеческой? Чем перед реформаторами провинился принцип "НАРОДНОСТИ"? Константин Мономах, Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский... Великие подвижники и просветители призывали не отрываться от корней. Через чистый незамутнённый источник, отмеченной благодатью народной культуры, ребёнок входит в сокровищницу культуры мировой! Именно так считал чешский педагог всемирно-исторического масштаба Ян Амос Коменский. А мы что же? Если себя забудем, если в манкуртов обратимся, если детишкам не сможем передать святые заветы всемирно отзывчивой русско-российской культуры... То грош нам всем цена! То имя нам - предатели! То детей мы своих обречём на незавидную долю изгоев без роду и племени... То на нас прервётся духовная нить, связующая поколения... И будем мы прокляты во веки веков! Народность - плацдарм отечественной культуры, отечественной педагогики. С этого плацдарма и начнём контрнаступление за будущее наших детей, за Россию! Глубокая, сордержащая теоретический анализ, практические рекомендации статья. Эстетические чувства, эмоции; восхищение подлинной красотой мира; стремление к высшим, неутилитарным целям; обращение к сокровенному доброму началу в человеке; удивительная целостность, гармоничность; точность, ясность, лаконичность; изысканность (при кажущейся простоте) форм; правда жизни... Вот резерв, вот богатсво народной культуры! Её живые чарующие напевы так созвучны детской наивной, непосредственной, открытой Богу душе. Статья Елены Евгеньевны, несомненно, принесёт пользу и родителям и педагогам. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ – в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке – ясно, что идет от души. А душа народная добра, красива, нравственна. Сущность воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, во все времена и во всех странах – это народность.
“Народ без народности – тело без души”. Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и дорогого она гибнет последней. Отечественными психологами (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. О. Левитин и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально – положительного отношения к окружающему мир. Одним из средств обеспечивающих эту возможность, является народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Использование его в народной педагогике основано на принципе интеграции. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства становится глубже, эмоциональнее, если оно сопровождается восприятием форм поэтического творчества, отражающим народный быт, обычаи и традиции. Искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Эмоции такого прекрасного. таинственного. Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Они, как аккумуляторы, “ заряжают” душу нравственной энергией. Но далеко не всегда (ведь хорошие, добрые книги читают всем детям, но какими они вырастают разными при этой по своим чувствам и отношению к окружающему) это происходи.
Главное – создать условие, после активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения художественной литературы, проявились в окружающей реальности. Нужно научить ребенка осознанно относится к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознания ребенка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами. Вечные вопросы, волнующие человека: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоят злу; как стать терпимым и бескорыстным.
Народная поэзия представлена одним из величайших духовных богатств – фольклорным. Фольклор – это художественная, народная педагогика. Ни одна система воспитания, кроме фольклорной, на берет за основу тот самый <<критический период развития>> ребенка, в котором, как утверждают специалисты, и <<происходит решающая загадка звуковой информации>>. Решающая – на всю жизнь. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная <<шумиха>>, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.
Как же научится играть в стихи со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое, смешное, устрашающее и дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – стихи, детская игровая проза, свой особый свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Из сравнения стихов, даже невольного сравнения, возникает новая игра – отгадать, что нового, необычного, необыкновенного придумал автор, кого он решил передразнить, что сосчитать, над чем посмеяться, и как он это сделал (К. Чуковский, Д. Хармс, Б. Заходер, Ю. Мориц, В. Левин). Чем чаще мы будем повторять стихотворение, тем больше увидим в нём загадок, шуток, перевертышей, звукоподражании других игр.
Фольклор, как народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятие пользы и красоты в нем нерасторжимы. В детском фольклоре эта нерасторжимая связь пользы и красоты особенно ощутима, на ней основывается вся система художественного <<фольклорного>> воспитания. Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного, умственного воспитания
Психология детей, особые законы детской логики и воспитания – всё это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен, так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов. Это древнейший педагогический прием: повторение – мать учения. Цепочка повторов лучше всего способствует запоминанию, приучает к счету, позволяет осмысливать причинно – следственные связи.
Зная пословицы и поговорки, которые с детских пор учили народ, наставляли, приобщали к сокровищам народной мудрости, к правовым и моральным нормам, <<написанным>> законам народной жизни, можно получить достаточно полное представление о возможностях фольклора, о его значении во всестороннем воспитании. Однако фольклорное воспитание – это еще и постижение языковых богатств, живой народной речи. Упрощать фольклорные тексты нет смысла, так как отсекаются незнакомые слова, которые и должны пополнять, обогащать словарный запас ребенка.
Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – все это заложено в фольклоре. Уверенно, что фольклор – это и есть искомая нами <<веков связующая нить>>, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалась она из поколения в поколение, из уст в уста, Да: порвалась дней связующая нить, как нам отрывки их соединить? Мы верим, что через восхождение к прошлому!
Вспомним, сколько мы утратили за последние десятилетия. Прошли Золотой и Серебряный века нашей культуры и искусства. Что же ещё это может быть, как не запоздалый возврат к Прошлому. К сожалению, были выброшены образцы эмоциональной культуры, которые сложились в российских дворянских семьях, в патриархальной крестьянской семье и в маленьких провинциальных городках России. Ребёнок вместе со взрослым через <<уроки сказки>> приобщается к образцам нравственной культуры, культуры сочувствования, вхождению в ситуации <<морального выбора>>, которые пытается разрешить самостоятельно или с героями книг. У нас есть цель – научить ребенка пониманию<<языка эмоций>> в реальной жизни, то есть умению присматриваться к лицам и жестам человека и всего живого и одухотворенного человеком, к выразительности глаз, всматриваться в них и улавливать их изменчивость, вслушиваться в интонацию речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Мы надеемся заложить в ребенке основы обучения своевременно, адекватно и на эстетическом уровне, чтобы он умел наполнять теплотой и гуманным отношением к другим собственной эмоцией.
Различного рода чувства, эмоции возникают у ребенка по отношению к природным явлениям (живой и неживой природе), к предметам, созданным руками человека, в том числе и к произведениям искусства, к другим людям и общественным событиям и, наконец, к себе самому. Педагогический опыт позволяет сделать выводы, что процессы воспитания и обучения детей необходимо больше доверять народной педагогике, и очень скоро создадим общество духовно богатых, эмоционально ярких и нравственно сложившихся личностей.
Достижение согласия между традициями и современностью все -более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.
Уже в древне русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры - наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в целом.
Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.
Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта - трудолюбие».
В советские времена по ряду экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экономических принципов природопользования стало на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.
Религия - важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль - этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.
Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействием среды.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление