Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая культура и духовный прогресс народа 2 страница




Народные идеи о преемственности поколений по существу, являются педагогическими. «Не хвались отцом, хвались молодцом» в этой пословице утверждается преемственность трех поколений содержится призыв к воспитанию сына по примеру своего от (деда). К заслугам отца сын не имеет отношения, но, воспитав сына он прибавит славу к доброму имени своего отца. Другая пословица внушает: «Не хвались родителями, хвались добродетелями». Главное - считают в народе - воспитание и самовоспитание, добродетели делают человека достойным своих родителей. Подобные народные афоризмы имеют большое воспитательное значение.

Пословицы «Из роду в род - тот же урод», «От худого семени не жди доброго племени», «Кто от кого, тот и в того», «Одного отца дети», «Один отец, один и норовец», свидетельствуют о признании народом наследственной преемственности. Две пословицы, приведенные в предыдущем абзаце, как бы выполняют контролирующие функции по отношению к настоящим. В совокупности же они создают картину взаимодействия наследственной преемственности с педагогической. В народной педагогике не допускается ухудшение передаваемых дурным воспитанием «из рода в род» черт личности: «Сын - в отца, отец - во пса, а все - в бешеную собаку», отрицательный пример отца в воспитании вызывает ухудшение нравственных качеств детей. Человек может быть телесно красив, но уродлив в силу воспитания: «Бел лицом, да худ отцом». Сын может быть похож на отца лицом, но определяющим, является сходство с ним в поведении, характере, деятельности, сформировавшееся благодаря примеру, воспитанию. «Отец рыбак, и дети в воду смотрят». В подобных афоризмах косвенно проводится мысль о роли воспитания: «Не такого он отца сын, не такой матери дитя (чтобы сделать худое)» - это педагогическое изречение, кроме всего прочего, интересно и тем, что может быть адресовано воспитуемому и может послужить ему опорой в преодолении некоторых отрицательных черт в поведении, т.е. самовоспитании.

В народных представлениях о педагогической преемственности немало противоречивого, ибо в них отражаются разные исторические эпохи, различные человеческие характеры и многообразные, конкретные жизненные ситуации: «И от доброго отца родится бешена овца», «Бывает добрая овца и от беспутного отца», «От одной матки, да не одни ребятки», «Один брат сыт и крепок, другой брат жидок и редок» и др. Однако во многих случаях противоречия оказываются только кажущимися. Во-первых, тот же народ говорит: «Нет правил без исключений». Во-вторых, в народе живет оптимистическое убеждение в том, что «Любой человек - хозяин своего счастья» и самовоспитанием может добиться удивительных результатов в корректировке своего нравственного облика. Говорят: «Он словно переродился. Будто снова на свет народился».

Преемственность в педагогической сфере очень устойчива. Прогресс народа - в духовном обогащении людей из поколения в поколение: «Чего мать не видела - дочь увидит, чего отец не видел - сын увидит». Преемственность - не только в том, что, как говорят чуваши, «Отец и сын едут на одной телеге», но самое главное - в том, что «Задние копыта идут по следу передних» (в смысле - молодежь идет по стопам старших). Как говорит И. Я. Яковлев, настоящий воспитатель живет в воспитанниках и воспитанниках воспитанников.

«Для родины нужно, чтобы дети были лучше отцов» - говорит грузинская пословица. И действительно, преемственность сказывается и в том, что результаты воспитания предшествующего поколения отражаются на поведении следующего, причем плохое становится хуже, хорошее - лучше: «От избалованного родится ребенок, подрастет и вором станет», - утверждают чувашские старцы. В этой пословице три поколения оказались в преемственной связи: дед избаловал своего сына, внук стал вором. Суровый тон пословицы можно понять: для чувашей, как и для других народов, воровство означает крайнюю степень человеческого падения. В народе издавна родство также рассматривалось как одна из сторон преемственной связи поколений. Однако считалось, что родство надо еще доказать и делом. Родство душ проверяется в деятельности, в поведении. В преемственности выше всего ценится духовная общность людей: «Духовное родство пуще плотского» - гласит русская народная пословица.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

Народное воспитание в прошлом, отмечает И.Т. Огородников, включало и определенные виды обучения, предполагавшего усвоение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечества, т.е. в народной педагогике воспитание и обучение находились в едином целостном процессе и дополняли друг друга. С возникновением обучения, организованного эксплуататорскими классами, создалась угроза народному воспитанию. Домашнее воспитание у трудящихся выступало фактором установления связи обучения с трудовой и духовной жизнью народа. Обучение же в государственных учебных заведениях выступало как средство перевоспитания, преодоления последствий народного (домашнего) воспитания. Особенно это было характерно для монастырских училищ, созданных в XVII-XVIII вв. для «инородцев» Поволжья. Дифференциация господствующими классами и их государством обучения и воспитания создала угрозу формированию целостной личности. Вот почему принцип воспитывающего обучения, научно обоснованный Коменским, в истории воспитания имел эпохальное значение. Его огромный смысл состоял в восстановлении преемственной связи материнского (родительского) воспитания с изучением в школе родного языка, в обеспечении единства обучения и воспитания в целом.

Духовный контакт отдельных личностей несет на себе печать преемственности поколений. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно - через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими. Однако при отсутствии письменности чем дальше в глубь веков уходят предки, тем слабее слышен их голос, тем труднее доходит их мысль. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне, которое, контролируя и сохраняя все самое лучшее, обеспечит приемственность поколений в едином процессе обучения и воспитания.

 

§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет - о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борьбы, что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.

Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Гете писал: «Что такое я сам сделал? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все принесли свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд - труд коллективного существа и носит он имя Гете». То же самое могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и Сухомлинский, Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов и многие другие великие педагоги. Гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической культуре народа, способностью максимально глубоко проникать в глубины его духовных сокровищ.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народны. Массовая культура - явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.

Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке. Однако до сих пор в историко-педагогической науке очень мало места отводится исследованию вопроса о воспитании детей трудящихся масс. Много говорится об афинском и спартанском, римском воспитании детей, воспитании детей светских феодалов и в иезуитских орденах и т.п. О воспитании детей рабов и крепостных крестьян, составлявших большинство в рабовладельческом и феодальном обществе, сохранилось, к сожалению, очень мало сведений. Рабы не принимались ни в какие школы, для крепостных крестьян были закрыты двери даже цифирных училищ. Но на основе этого было бы нелепо делать вывод о том, что рабы и крепостные крестьяне не воспитывали своих детей.

Школьное воспитание, как указывал К.Д. Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа, причем только народное воспитание, по мнению великого русского педагога, является живым органом в историческом процессе народного развития. Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с помещиками, с царизмом - это не только дни поражений и побед, но это и дни морального и духовного роста масс, творящих историю, дни роста каждой отдельной личности. Спартак, Мюнцер, Пугачев, Разин были не только вождями, но и народными учителями, воспитателями. Народ сложил о них песни, легенды, в которых проповедовались освободительные идеи, любовь к родине. Имя Пугачева и после его смерти продолжало воспитывать крестьянские массы. То же самое можно сказать и о других борцах против тирании и угнетения. Тенденциозное искажение их образов - явление временное и объясняется попытками сегодняшних хозяев жизни заставить забыть историю борьбы с угнетателями.

История - одно из мощных средств народной педагогики. Оценка и характеристика исторических уроков, содержащиеся в устном народном творчестве на протяжении многих веков, оказывали влияние на духовно-нравственное формирование будущих поколений народных борцов. На примерах участия народных масс в исторических движениях воспитывались трудящиеся, не имевшие доступа к просвещению и образованию. В произведениях устного народного творчества содержится полный нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д. В памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, уже определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в Музее игрушек. Они - свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа. Как поразительно глубоко знали педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Представители господствующих классов, не занимавшиеся воспитанием даже собственных детей, едва ли занимались изобретением игрушек и игр. «Первый воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский), следовательно, и подлинным творцом общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.

Глубокий след в истории педагогики, бесспорно, оставили и спартанское, и афинское воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифирные училища... Для совокупной педагогической культуры человечества не лишены интереса и духовные семинарии, и иезуитская система воспитания. Однако нельзя забывать, что в названных школах учились только дети эксплуататоров, и все эти системы воспитания принадлежали закрытой касте. Макаренко называл иезуитское воспитание «одной из самых сильных педагогических школ прошлого», в то же время он отмечал незначительность ее социального эффекта. Антинародный характер монархического, например, воспитания тоже приводил его к ничтожным результатам. Провал многих педагогических начинаний был обусловлен прежде всего их враждебностью к народным традициям и интересам.

В свою очередь народ создавал свою систему воспитания. Приведем известный пример. В древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. В результате этого в Греции выросли оливковые рощи. Но было бы неверно думать, что эта оригинальная система трудового воспитания пошла от патрициев, презиравших физический труд. Несомненно, это - достижение народной педагогики.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.

Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения». Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д. Результативность педагогического опыта классиков современной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.

Контрольные вопросы и задания

 

 

Взгляды на красоту и приобщение детей к прекрасному

 

Автор: Administrator
09.04.2011 21:48
Во взглядах на красоту народная педагогика глубокая и многогранная. Об этом свидетельствуют хотя бы те многочисленные оценочные сравнения, широко бытуют в обращении живого речевого общения. В современном украинском языке слово «красота» выражает свойство, качество хорошего, прекрасного; украшение, украшение кого-, чего-либо; славу; красивую, привлекательную внешность; красоту. С разнообразными оттенками употребляется и слово «красивый»: приятный внешним видом, который отмечается гармонией красок, линий и т.д.; Который имеет привлекательную внешность, привлекательные черты лица; приятный для слуха; благозвучный; блестящий, эффектный; имеющий положительные качества или свойства, вполне соответствует требованиям, заслуживает одобрения; который способствует успеху, связанный с ним; удачный; о душевном состоянии, то, что имеет положительные качества, свойства, Заслуживает одобрения, с положительными моральными качествами (о человеке); который имеет опыт, знает свое дело; примерного поведения (о молодежи, детей), значительный по количеству или размеру; сильный, значительный, употребляется для выражения иронического отношения к кому-, чему -либо уничижительной оценки кого-, чего-либо. Упомянуто слово имеет еще такие синонимические разветвления: хороший - хороший, (по внешнему виду) красивый, красный; нарядный; (на красоту - еще) красив пригожий, пригожий, (с лица) милолиций, миловидный; (что вызывает удивление, восхищение) прекрасный, прекрасный, замечательный, волшебный, роскошный, (об одежде, обуви и т.п.) элегантный; обл. славный, Лепский; хороший - (с точки зрения положительного качества и т.п.) красивый, хороший; усил. славный; (довольно хороший) разм. добрейший, хороший. Такой разветвленный понятийный аппарат народного взгляда на красоту представляет широту целей и содержания массовой практики эстетического воспитания, направленного на формирование у подрастающего поколения эстетического отношения к жизни - природы, труда, общественной деятельности, искусства, личного поведения. Народ испокон веков стремился с помощью художественных средств одухотворить труд, украшать быт и облагораживать взаимоотношения между людьми. Этим зумовилось и основное кредо народной педагогики в области эстетического воспитания - научить жить по законам красоты и благородства. Народная практика семейного воспитания выработала немало средств развития у детей эмоциональных ощущений, расширение их эстетического мировоззрения и опыта с целью выработки вкуса, тяге к прекрасному и негативного отношения к плохому, пробуждение у молодежи собственных творческих эстетических способностей в различных видах деятельности. Народная педагогика стремится научить ребенка чувствовать и понимать красоту, где бы она ни проявлялась, обеспечить единство между эстетическим развитием ребенка и его нравственным, физическим воспитанием и трудовой подготовкой, пробудить тягу к художественному творчеству, желание вносить красоту в окружающую жизнь, труд, поведение, Выработать непримиримое отношение к безобразному, способность ненавидеть зло и бороться с ним. С этой целью она мобилизует все возможные средства и методы, на которые имеет возможность опереться семья, чтобы приобщить детей к прекрасному. В практике семейного воспитания привлечение детей к прекрасному начинается очень рано, с маминой колыбельной песни, в которой народ поэтизирует природу, любовь и нежность, человечность и добро, а также с ладок-потишок, детской игрушки и сказки. В украинском фольклоре немало таких детских песенок, которые развивают у детей чувство ритма, приучают малышей выполнять простые игровые и танцевальные движения под песню: хлопать в ладоши, переступать с ноги на ногу, притопывать ножкой, помахивать ручкой, поворачивать ладошки, ставить руки на пояс т.д.. И чем дальше, тем круг песен и танцевальных движений постепенно расширяется. Да и ситуаций для их выполнения становится больше, они разнообразнее. Такой способ приобщения детей к песни и танца оказался весьма результативным и передавался из поколения в поколение. Это и дало основания одному из путешественников отметить особый наклон украинского народа к песням, музыкального и хореографического искусства такими словами: «Танцы малороссиян стройные и прекрасные. Песни их нежные, выразительные и в основном протяжные. О голосах их и говорить нечего». Роль родителей в приобщении детей к песне большая. Задушевная мамина песня благословила в мир большого искусства не один талант. Именно таким был путь к песне выдающегося украинского певца, народного артиста Д. М. Гнатюка. «Песню очень люблю, - рассказывает Дмитрий Михайлович. - Даже не представляю, как можно жить без нее. Я часто вспоминаю, как в детстве тихим, теплым голосом пела мне моя мама. Она, простая крестьянка, казалось, не знала ничего, кроме заботы о своих детях (а нас было шестеро). Жили мы скромно, тяжело. И вообще не надо было петь громко. Да и не было принято. Но любовь моя к песне зародилась именно тогда, хотя в селе у нас в то время даже радио не было. И вот в лет пять я уже сам пел народные песни, которые слышал от матери. Очень любил «Красную мальву с тремя оттенками цвета». Знаете этот цветок, мальву? Малиновая, с розово-белыми тонами, она часто растет в селах возле домов. Моя мама и выполняла эту песню с «оттенком» в голосе, с большим унынием. Очень красивая песня... Когда стал старше, подпаском, ребята, чтобы не было скучно, меня часто просили петь. И если я не хотел, отказывался, угрожали дракой... Потом, через несколько лет, не петь я уже не мог - это стало потребностью, жаждой души». Значит влияние на формирование вкусов детей в семье имеют детские игрушки, особенно те, которые отмечаются художественным совершенством. До этого в основном и стремились народные умельцы, изготавливая красивые и привлекательные игрушки. Не случайно в разговоре, когда кто хочет подчеркнуть особую красоту в чем-то говорит: «Хорошая (или хороший), как кукла», «оделась, как кукла», «чепурненька, как игрушка». Путей привлечения молодого поколения к прекрасному в народной педагогике много, и все они имеют одно назначение - строить искренние и доброжелательные отношения между детьми. Исходя из принципов красоты, народная педагогика приучает детей быть вежливыми. Она с большой настойчивостью производит у детей привычку быть вежливыми при речевого общения. Главным ориентиром здесь является речевой этикет - установлены нормы поведения вещателей, правила вежливости речевого общения, выработанные в живой языковой практике народа. Народная педагогика очень богата ценные советы по речевого этикета. Они в основном выражены в афоризмах: «Что должен говорить, то заранее обдумай», «Дал слово - выполни его», «Слушай тысячу раз, а говори один раз», «Говори мало, слушай много, а думай еще больше». Народная педагогика очень требовательна по соблюдению речевого этикета, так как рассматривает его как признак человеческой красоты. Это ярко видно хотя бы на примере украинской народной песни «Ой в поле нивка». Козак, который ехал из Украины, встретив девушку, рожь жала, «должен шапку снять», поздороваться и пожелать ей успеха в работе: «Помогай бог, девчонки мое, тебе рожь жать!" Внимание детей к речевого этикета постоянно закрепляют народные сказки, где встречи, как правило, сопровождаются этикетом приветствия. «Вот прибежала лисичка на квартиру, вырубила дерево, сделала санки, запрягла бычка - и уезжает. Как приходит волк: - Здравствуй, лисичка-сестричка! - Здорово, волчишка-братец! «Идет он (казак Мамарыга) по дороге, идет, встречает парня: - Добрый день, парень! - Говорит. - День добрый и вам! - Отвечает тот. " Церемония приветствия в одной и той же сказке может повторяться по несколько, а то и очень много раз, как, например, в сказке «Летучий корабль». Народная педагогика имеет четкие правила речевого этикета, кто с кем, когда и как должен первым здороваться: младший первым здоровается с человеком старшего возраста, мужчина - с женщиной (или юноша с девушкой). А в помещении первым здоровается тот, кто заходит («добрый день», «добрый вечер», «доброе утро») или выходит («до свидания», «будьте здоровы»). Хорошая традиция в селе, где приветствуются со всеми односельчанами и даже с незнакомыми. Основное требование речевого этикета - вежливость, степенность, приличие, внимательность и вежливость собеседников. Действительно воспитанный человек почтительно разговаривает всегда, везде и со всеми. Народная практика живого общения очень богата слова вежливости, их справедливо называют волшебными. В народной практике семейного воспитания не допускается, чтобы дети употребляли грубые и бранные слова. Осуждаются те родители, которые ругаются в присутствии детей, порождает уродство во взаимоотношениях («Как отец кричит, то сын рычит, а как отец ругается, то сын кусается»). В речевом общении красив только то, что укладывается в рамки приличных человеческих отношений. А потому некрасиво молчать, когда нужно говорить, и говорить, когда надо молчать. О молчунов в народе говорят: «Молчит, как пень», «Молчит, как воды в рот набрал». Одобряя людей, хорошо владеющих языком («За словом в карман не полезет»), народная педагогика одновременно осуждает пустую болтовню, выступает против и лишних, фальшивых украшений в речи («Красно говорит, а слушать нечего»). Но больше всего достается здесь болтунам: «Языком так и сяк, а делом никак», «Болтун - языковой калека», «Беседы много, а ума мало». Испытанными средствами приобщения детей к прекрасному, как и при осуществлении всех других направлений семейного воспитания, является природа и труд. Правильно делают те родители, которые развивают в детях любовь к красоте Украине, ее городов и сел. Всегда во время пребывания с детьми на лоне природы представляется возможность хотя бы бегло привлечь их внимание к красоте леса и сада, к животворной силы солнца, всеоживляючого влияния дождика, полюбоваться рожью, что Половие или золотистой пшеницей на поле, неутомимым трудом пчелки на пасеке. Такие беседы о прекрасном очень полезны. Ребенок становится наблюдательной. Она видит, как меняется вид поля и сада каждого времени года, при этом не остается равнодушной и к тем хороших перемен, которые здесь произошли благодаря труду. Мало того, он сам тоже охотно приобщается к труду и восхищается ее результаты вместе со взрослыми. Ребенок переживает разные настроения, например, весной, когда оживает природа и перелетные птицы возвращаются в родные края, и осенью, когда в бездонной синеве курликае ключ журавлиный. Для пытливого глаза будет интересным и милое ластивьятко, которое выглядывает из гнезда, и аисты, которые поселились недалеко и заботливо кормят своих малышей, и котик, и собака, если они есть во дворе. Семья, особенно если он живет в селе, должна выращивать домашних животных. Отсутствие животных в хозяйстве считается крайней бесхозяйственностью («Он такой двор и собака не сидит»). Как видим, впечатлений от природы и эстетических переживаний, связанных с ее влиянием, у детей много. Значение их в эстетическом воспитании немалое. Особенно, если эти детские переживания дополняются сопереживании взрослого, имеют хорошую опору в домашней атмосфере и быту. Среди основных факторов эстетического воспитания детей в семье, по народной педагогикой, есть красота быта, выработки у ребенка способности и чувствовать искусство, приобщение ее к активному художественного творчества. К красоте быта народная педагогика относит манеру поведения и ежедневные привычки членов семьи, отделка жилья, семейные праздники и обряды, участие в трудовой деятельности. Хорош тот, кто работает. Красота создается человеческим трудом. Цурання труда, безделья - явление уродливое. Доброй народной традиции соблюдают в семье родители, не заботятся, чтобы их дети росли вежливыми, аккуратными, собранными, организованными, дисциплинированными, трудолюбивыми, когда следят за осанкой детей, манерой ходьбы, поведением за столом, приучают правильно одеваться, предостерегают от слепого склонения перед модой. В таких семьях дети, как правило, всегда стройные и подтянуты, чистые и аккуратные, скромные, вежливые и внимательные. Все эти и другие эстетические черты вырабатываются с детства. Родители следят за тем, чтобы ребенок при ходьбе не сутулилась, не опускала голову, а шла легким шагом, требуют, чтобы она бережно относилась к вещам, в частности держала в порядке свои игрушки, одежду и обувь, а также рабочий уголок школьника. Иметь такой уголок дома для ребенка, который учится в школе, для современной семьи уже стало нормой. Когда ребенок сел кушать, то отец или мать не забывает напомнить, что за столом нужно сидеть прямо, не наваливаться, не вставать из-за стола, когда другие сидят. Нехорошо, когда кто держит ложку или вилку в кулаке, берет еду руками или набивает ею полный рот. Кто, как не родители, обязаны научить детей эстетически украшать свое жилище, придавая ему определенный привлекательности и уюта. В человеческой дома первостепенную роль играет не богатство, а умеренность, гармония предметов и вещей, чистота и опрятность, которые радуют глаз («Дом, хоть и бедная, но чистая и чепурненька, а потому и красивая и веселенькая»). Народ-педагог в душе еще и великий художник. Он всегда стремится поставить на службу эстетического воспитания все то лучшее, что создается человеческим разумом и трудовыми руками, в том числе и достижения народной архитектуры. Поэтому такой замечательной эстетической привлекательностью отличаются, например, деревянные строения карпатского края с филигранными козырьками на столбах или арках, резными матицами, кронштейнами. Своей красочностью выделяется также народная архитектура лесостепной и южной части Украины, где здания украшают настенными росписями и различными цветными украшениями. Двор традиционно ограждаются забором или живой изгородью. Насаждают сады, около дома - цветы. Цветоводство здесь издавна в общей почете. Из декоративных деревьев распространены сирень и жасмин. Разводят и комнатные цветы, но преимущественно лекарственные (например, алоэ) или такие, которые используются при выполнении различных семейных обрядов. Так, мирта основном выращивают для того, чтобы ею украшать молодых во время свадьбы. Украшением многих усадеб летом есть подсолнухи, бархатцы, мальва. Участие детей в выращивании цветов, садоводстве имеет большое педагогическое значение, потому пробуждает в них различные эмоциональные переживания, а значит, способствует эстетическому воспитанию. Достаточно интенсивно приобщает молодежь к прекрасному народное декоративно-прикладное искусство с его разнообразными формами, которые органично вплетаются в повседневную жизнь семьи - разрисованные декоративные тарелки, резные из дерева вещи, художественные изделия из глины (кувшины, миски, чаши, малые формы скульптуры, изразцы), Украшения для одежды, различные виды ткани. Правильно делают те родители, которые в наследство своим детям передают знания, умения и навыки по художественной ковроткачества и ткачества, керамики, настенной росписи, художественной обработки дерева, стекла и металла, вышивки. На Украине есть замечательная традиция: девушка с детства учится вышивать. Искусство вышивания она перенимает от матери или старшей сестры. Бывают случаи, когда вышивания учатся даже ребята. Вышитыми узорами украшают одежду, подушки, покрывала, салфетки, ковры и другие предметы быта. Девушка вышивает милому рубашку, платок, свадебные рушники. Своими руками сшит и украшен вышивкой одежду всегда вызывал всеобщее одобрение как свидетельство трудолюбия и художественного вкуса. Все дети очень любят рисовать. Тяга к рисованию у них оказывается очень рано и его следует поддержать. Первые рисунки детей преимущественно бывают однообразны, смешные и неуклюжие. Это понятно. Однако главное здесь - не результат, а большая эстетическое наслаждение, трудовое вдохновения и «муки творчества», переживающих маленькие художники. Да и, по правде говоря, малышка с карандашиком в руках не столько упражняется в рисовании, сколько учится видеть и воспринимать красоту окружающего мира. Поэтому даже найнезграбниший детский рисунок - это вполне детская художественное творчество, очень часто оригинальная и волнующая, что вызывает радостные переживания не только у детей, а у взрослых. С глубоким интересом воспринимают дети и произведения изобразительного искусства - художественные картины, которые висят у них дома на стене и детства прочно запечатлеваются в памяти на всю жизнь. Художественную картину народная педагогика причисляет к самым активным средств приобщения молодежи к прекрасному. Значительное влияние на формирование вкусов в семье по традиции народной педагогики имеют народный театр и народные танцы. Украинский народный театр берет свое начало от древнерусских странствующих актеров - скоморохов. Наибольшее распространение на Украине в XVII-XVIII вв. набрал народный театр в виде передвижного кукольного театра - вертепа, интермедии, которые пользовались среди народа большой популярностью, потому что в юмористическом плане воспроизводили жизнь, обычаи и быт трудящихся, остро высмеивали эксплуататоров. К театральных действ принадлежит также колядования во время празднования Нового года. Там, где эстетические чувства и переживания не подвластны слову, на службу духовных порывов человека становится музыка. Переоценить значение музыки в приобщении детей к прекрасному трудно. «Музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки чувств, недоступные слову... И если словом ограничивается проникновение воспитателя в потаенные уголки юного сердца, если после слова не начинается тоньше и глубже проникновение - музыка, воспитание не может быть полноценным... Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, нравственной культуры», - писал В. А. Сухомлинский. Народная педагогика имеет в этом отношении мощное воспитательное источник - богатейшую народную музыку и различные виды народных музыкальных инструментов. Детей в семье приобщают к музыке через слушание музыки и обучения игре на музыкальном инструменте - скрипке, дрымбе, гармонии, свирели, бандуре, цимбалах, трембите. Очень хорошо, если родители тоже любят музыку, играют на музыкальном инструменте, передают в наследство своим детям как этот инструмент, так и умение владеть им. Народная педагогика всегда возлагает на музыку, как и на искусство вообще, большие надежды именно с воспитательного взгляда. Недаром в народе говорят, что человек, который держит в руках скрипку, не способна причинить зла. «Здоровье, ум и свирель - мудрый союз», «Как музыка искрящаяся, то и душа чиста», - утверждают народные афоризмы. Рост благосостояния и духовного богатства семьи позволяют значительно расширить рамки эстетического воспитания детей в семье, подключив сюда как традиционные воспитательные народные средства, так и те, которые стали новыми достижениями народной педагогики нашего времени - книга, радио, кино, телепередачи. Многие родители систематически покупают детям книги, дают им возможность ходить в театр, кино, выписывают детскую прессу, водят в художественные музеи, знакомят с репродукциями картин в журналах, организуют коллективное слушание музыки и исполнения песен в семейном кругу под музыкальный аккомпанемент. Как видим, средств, методов и приемов эстетического воспитания, которые родители могут использовать в семье, очень много. Умелое их применение позволяет ребенку сызмальства усваивать начала эстетического воспитания, научиться видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, приобщиться к художественному творчеству, жить и творить по законам красоты.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.