Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведения народного творчества в педагогике Л.Н.Толстого




06.07.2011 | Автор: admin

Опыту в педагогике Толстой придавал ведущую роль „Школа, нам бы казалось, должна быть и орудием образования, и вместе с тем опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы. Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет в состоянии положить твердые основания для науки образования”, писал он в своей первой педагогической статье.
Толстой считал, что педагогика „путем опыта разъясняет многие вопросы и бесчисленным повторением одних и тех же явлений переводит вопросы из области мечтаний и рассуждений в область положений доказанных фактами”. В своей педагогической деятельности Толстой широко и разнообразно ставил различные опыты, проверяя в Яснополянской школе, а также в других организованных им школах (Крапивенского уезда Тульской губернии) правильность найденных им приемов.
Одним из таких опытов было широкое использование Толстым в начальной школе произведений народного творчества, как учебного материала. Вопрос этот совершенно не затронут в толстоведении, тогда как он представляет несомненный интерес и неразрывно связан со всей литературной работой писателя. Именно и пору педагогической деятельности Толстой высказал и печати свое отношение к народному искусству; признав его истинным искусством, он категорически заявил о бесспорном, по его убеждению, преимуществе искусства народа перед искусством богатых классов.
60-е годы — время подъема демократического движения в России. Острота крестьянского вопроса, разгоравшаяся борьба революционной демократии с самодержавием и либерализмом, все громче звучавшие голоса писателей революционно-демократического направления обусловили нарастание в русском обществе интереса к жизни крестьянства. В истории русской фольклористики эта эпоха ознаменовалась усиленным собиранием и публикацией народных произведений. В эти именно годы выходят: „Русские народные сказки” А. Н. Афанасьева, изданные, в восьми выпусках в 1855—1866 гг., „Великорусские сказки” И. А. Худякова, вышедшие в трех выпусках в 1860—1862 гг. Тогда же появились сборники былин, записанных такими известными собирателями, как П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг.
Начало 60-х годов, время страстного увлечения Толстого школой для крестьянских детей, было одним из тех периодов, когда он, разрабатывая принцип народности педагогики, особенно пристально изучал произведения народного искусства и смело вводил их в школьное преподавание. Учителя организованных Толстым школ также занимались в эти годы, вероятно не без участия писателя, а быть может и по его инициативе, собиранием русского фольклора. А. А. Эрленвейн, учитель школы в деревне Бабурино, издал в 1863 г. сборник „Народные сказки, собранные сельскими учителями”. „Все сказки записывались или учителями со слов ребят или самими ребятами”,— сообщал он в предисловии. Более подробно А. А. Эрленвейн рассказал об этой работе в предисловии ко второму изданию книги: „Будучи преподавателями в народных школах, мы, сельские учителя, на досуге, по окончании обычных занятий, находили удовольствие в записывании по вечерам сказок, песен, загадок со слов наших учеников и других случайных посетителей школ из крестьян”1.
Среди учителей школ Толстого был страстный собиратель русской народной песни П. В. Шейн. В изданном им сборнике „Русские народные песни” (М., 1870) напечатано много песен, особенно детских, записанных им, а также А И. Шумилиным, учителем школы в деревне Ломинцеве.
Песни эти собирались» Ясной Поляне и других деревнях Крапивенского уезда.
В изданных Толстым книжках „Ясная Поляна* за январь, март и май 1862 г. напечатаны 54 загадки, записанные, как сообщал Толстой в предисловии к январскому выпуску, „со слов учеников*. Книжки „Ясная Поляна” послужили источником для известного сборника Д. Садовникова „Загадки русского народа” (СПб, 1901).
Сохранилась сделанная Толстым в 70-х годах запись былины о Кострюке, причем такого варианта нет ни в сборнике Кирши Данилова, ни в „Песнях, собранных П. Н. Рыбниковым”, ни в „Онежских былинах”, записанных А. Ф. Гильфердингом. Запись Толстого находится среди рукописей.Азбуки”, там же находится предание „Шат и Дон”, также записанное Толстым и включенное им в несколько переработанном виде в „Азбуку”. Так великий писатель и учителя его школ внесли свой вклад в историю русской фольклористики.
Постоянный интерес к народному искусству и высокая оценка его привели Толстого к мысли использовать в народной школе „прекрасную, неподражаемую” литературу, которая „выпевается из среды самого народа”1. И „Русские народные сказки» А. Н. Афанасьева, и „Сборник русских пословиц” Снегирева, и „Пословицы русского народа* В. Даля, и „Великорусские загадки” И. А. Худякова, и „Песни, собранные П. Н. Рыбниковым”, заняли почетное место в его школе. Они сохранились в личной библиотеке писателя.
Главным образом, они помогали Толстому-учителю в преподавании чтения, одной из целей которого было.знание литературного языка”. Чтение, как писал Толстой, составляло „часть преподавания языка”; задача же преподавания языка состояла „в руководстве учеников к пониманию содержания книг, написанных литературным языком. Знание литературного языка необходимо, потому что только на этом языке есть хорошие книги”3.
Тщетно искал Толстой книги для чтения своим ученикам как младшим, начинающим читать, так и старшим, уже овладевшим процессом механического чтения. Большинство книг, которые он предлагал ученикам, они возвращали, говоря: „Нет, непонятно, Лев Николаевич”. Начав издавать журнал „Ясная Поляна”, писатель включил в его программу специальный отдел: „О книгах, имеющих успех между учениками и вообще между народом, и суждения о них учеников и вообще народа”, а также просил педагогов делиться своим опытом и присылать статьи с критикой „народных и цепких книг на основании опыта, переделки” и „оригинальные произведения, проверенные опытом и доступные народу”.
О ТОМ, как тщательно изучал Толстой имевшиеся в то время учебные книги для чтения, можно судить по его критическому разбору списка книг, одобренного Комитетом грамотности. Толстой отметил, что в этот список „не вошли те единственные три-четыре книги, которые пригодны” для учеников: „сказки Афанасьева, сказки и загадки Худякова и сборники легенд, песен и т. п. Все свободно возникшие школы, как известно мне,— пишет он,— заявляли требование иметь для учеников эти понятно и просто написанные книги”.
К выводу, что „единственные… книги, понятные для народа и по его вкусу, суть книги, писанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок”3, привел Толстого опыт, которым он руководствовался во всей своей педагогической работе Об этом он неоднократно говорил в своих педагогических сочинениях и подтвердил это в школьной практике. „Я в школьном учительстве не выдумываю и не рассуждаю,— писал он,—а руковожусь практикой, личной и продолжительной”. По „Дневнику Яснополянской школы”, по статьям Толстого, а также по печатавшимся в журнале „Ясная Поляна” отчетам учителей других организованных писателем школ6 можно легко проследить, как проводился этот опыт использования народных произведений в школьной практике и какие результаты он давал.
Единственными доступными для чтения в школе книгами оказались сказки, но „младшие не в силах были читать и понимать сказки: единовременный труд складывания слов и понимания смысла был слишком велик для них”6. Перед Толстым стояла задача найти такой материал для чтения, который облегчил бы процесс обучения. Самым пригодным для начинающих читать оказалось чтение пословиц и особенно загадок. Учители толстовских школ делились на страницах журнала „Ясная Полина” своим опытом и сообщали о том оживлении, которое вызвало у младших учеников
чтение загадок.
Следующим этапом в овладении чтением были сказки. В «Дневнике Яснополянской школы” в 13 из 22 записей об уроках чтения отмечено чтение сказок, причем почти всегда прочитанное „все очень порядочно рассказывали” или „рассказали, разумеется, все прекрасно”, тогда как после чтения других книг редко кто из учеников мог легко пересказать прочитанное. Уменью же пересказать Толстой придавал большое значение. „Все с завистью как за что-то новое брались за книжки и прямо по складам читали сказки”,— сообщали учителя2. Так подводил Толстой детей от чтения отдельных фраз к языку сказок.
Однако дальше опять встретилось затруднение: для старших учеников, перешедших к чтению, целью которого было, как определяет Толстой, „узнание литературного языка”, доступное для них чтение „обрывалось этими сказками”; чтобы „перевести с языка сказок на высшую ступень, этого переходного „чего-нибудь”—не было в литературе”. Самостоятельное чтение даже классической литературы, содержание которой дети понимали при чтении им вслух, оказалось слишком трудным; они „не могли вместе соединять труда— читать и понимать читанное”4. Все, что ни пробовали читать, было не сообразно требованиям учеников, было им непонятно, а потому и скучно.
„Я бился… годами,— пишет Толстой,— и ничего не мог достигнуть; стоило случайно открыть сборник Рыбникова,— и поэтическое требование учеников нашло полное удовлетворение”6. Толстой утверждал, что с постоянной новой охотой читаются все без исключения подобного рода книги— даже „Сказания русского народа”, былины и песенники, пословицы Снегирева, летописи и все без исключения памятники древней литературы; и он заметил, что „дети имеют более охоты, чем

Общие ценности, сложившиеся народом.
Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги при общении ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания.
По мере взросления ребенок, вращается среди взрослых, постоянно слыша ласковые слова. В русской семье
· это были либо ласковые имена, либо нежные прилагательные, либо ласкательные существительные.
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов.
Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери
· сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд
· всему отец».
Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы выучиться».
Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».
Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе
· народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.
не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.
Во
· вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».
Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.
Во
· первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, В
· третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.
В
· четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.
В
· пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.
Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители
В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.
Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально - культурные ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание
· светоч ума» - народный афоризм.
В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями.
«Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум
· одежда, которая никогда не сносится, знания
· родник, который никогда не исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица: «Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики. Связь знаний с жизнью
· важнейшее дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица: «Учиться
· всё равно что плыть против течения: остановился на минуту
· и тебя отнесло назад».
Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» - говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах: «прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь старого знакомого», «Книга - ключ к знанию».
Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.
Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки
· всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух
· важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание. Порою молодёжь беззаботно относится к своему здоровью.
Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте: «Богатство бедняка
· это его здоровье».
Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку в народе говорят: «Пропотеешь
· и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал: «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.
Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.
Особое значение народ придавал национальным играм
как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга».
Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены
· здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей.

Заключение.
Исследования народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные
сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи.
Народное воспитание
· это общественное воспитание.


Литература.
на исторической сцене как полудикое и варварское существование. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,1969 г.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000г.
Бердяев Н.А. Судьба России.
·М.: 1990г.
Волков Г.Н. Этнопедагогика.
·М.: «Академия», 1999г.
Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск,1926 г.
Гершунский В.С. Менталитет и образование.-М.: 1997г.
Гумелев Л.Н История людей и история природы.
·М.:1993г Дейкер Х.,
Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.
Кон И.С. К проблеме национального характера.
·М.: 1971г.
Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 г.
·3
Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России.
·М.: «Академия», 1999г.
Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124
Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Владос, 1999г.
Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских.
·М.: 1996г.
Сенигов И.Народные воззрения на учение и воспитание.
Москва, 1966 г. с.18.
Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г
. Фейда Н. Национальный характер и национальные стериотипы.
·М.: 1979г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.