Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс как система




Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс (по Бордовской, Реан, он является предметом педагогики).

Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящая к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Сущность педагогического процесса – обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

Педагогический процесс как система состоит из множества подсистем, объединенных между собой другими типами связей. Педагогический процесс – это объединяющая система, в ней соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения с условиями, методами и формами их протекания. Педагогический процесс не идентичен системе протекания процесса (система народного образования в целом).

Структура – это расположение элементов с системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию компоненты, а также связи между ними. В данном случае выбран критерий рядоположности, а система протекания процесса – школа. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагог, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризует цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия, результаты. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности (от всестороннего развития личности до формирования отдельных качеств). Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в цель и задачи. Деятельностный компонент – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, управление и организацию процессом. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, сдвиги с поставленной цели. Связи между компонентами системы: информационные, организационно - деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления.

Специфика педагогического процесса – труд воспитателя и воспитуемого сливается воедино, образуя своеобразные отношения – педагогическое взаимодействие. Объект деятельности педагога –развивающая личность, коллектив воспитанников. Предмет педагогического труда – формирование человека, который находится, в отличие от педагога, на более ранней ступени развития. Средства труда – то, что находится между человеком и предметом труда (знание, опыт, способы взаимодействия, сотрудничества). Продукт педагогического труда – на них направлен педагогический процесс (воспитанные, подготовленный к жизни человек).

Педагогический процесс – обучение + воспитание + развитие = новое качественное образование, подчиняющееся своим закономерностям. У каждого процесса своя доминирующая функция, но она выполняют и дополнительные. Итог – формирование всесторонней личности. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса.

Общие закономерности педагогического процесса.

1. Закономерность динамики педагогического процесса – постепенный, ступенчатый характер.

2. Закономерности развития личности в педагогическом процесса – темпы и уровень знания зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в воспитательно-учебную деятельность, средств и способов.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом – эффективность воздействия зависит от интенсивности обратной связи, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.

4. Закономерность стимулирования – продуктивность педагогического процесса зависит от внутренних (мотивы) и внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики – эффективность зависит от качества внутреннего восприятия, логического осмысления, практического применения.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности - эффективность зависит от качества педагогической и собственной деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса – течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей общества, условий протекания процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.