Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское народное творчество как средство народной педагогики




Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами.

К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:

1) совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

2) совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

3) средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

2. Жанры народного творчества

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.

Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. “Ведь древние цивилизации — не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения — часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями”.

2.1. Определение народного творчества

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов.

 

Вопросы для письменной экзаменационной работы по дисциплине «Педагогика народного художественного творчества»

( заочная форма обучения)

1. Дайте определение народному творчеству. Назовите жанры народного художественного творчества.

2. Пути становления народной воспитательной педагогики. Основные ее принципы.

3.Задачи педагогики народного художественного творчества.

4.Раскройте сущность педагогики НХТ как науки.

5. НХТ как средство народной педагогики – в чем сущность этого утверждения.

6. Каковы принципы построения обучающих программ по НХТ.

7.Междисциплинарный характер педагогики НХТ.

8. Исторические основы педагогики НХТ.

9. Воспитательные возможности в деятельности коллектива НХТ.

10. Художественно-творческая деятельность как фактор социализации личности.

11. Формирование культуры мкжэтнических отношений в процессе занятий НХТ.

12. Возможности НХТ в воспитании патриота и гражданина.

13. Дайте объяснение понятию «коллектив художественного творчества»

14. Цели и задачи организации коллектива народного художественного творчества

15. Назовите и охарактеризуйте основные типы деятельности, которые должны осуществляться коллективом народного художественного творчества

16. В чем суть общественно-художественной и эстетически-нравственной деятельности коллектива народного художественного творчества?

25. Назовите функции руководителя и участников коллектива народного художественного творчества

17. Назовите основные признаки, присущие коллективу народного художественного творчества

18. Формы общения присущи коллективу народного художественного творчества

19. В чем суть закона развития коллектива? Дайте характеристику этапам развития коллектива художественного творчества

20. В чем сущность механизма развития коллектива «по спирали»?

21. Какие моменты могут стать критическими в ходе развития коллектива?

22. Каковы особенности руководства коллективом народного художественного творчества на всех этапах его функционирования? Назовите главные задачи каждого периода.

23. Назовите основные условия и законы поступательного движения коллектива.

24. Какие требования составляют основу профессионально-педагогических способностей руководителя коллектива народного художественного творчества

 

25. Задачи, стоящие перед руководителем коллектива народного художественного творчества

26. Какие типичные просчеты может допустить в своей работе руководитель коллектива народного художественного творчества?

27. Назовите особенности художественно-педагогической деятельности коллектива народного художественного творчества

28. Перечислите основные функции коллектива народного художественного творчества

29. Что значит «успех коллектива народного художественного творчества»?

30. Особенности работы детского коллектива народного художественного творчества

31. Охарактеризуйте учебную работу в коллективе народного художественного творчества. Какие особенности она имеет?

32. В чем особенности развивающего обучения?

33. Какие принципы обучения присущи коллективу народного художественного творчества»?

34. Какие закономерности и принципы народной педагогики присутствуют в педагогике народного художественного творчества?

35. Что содержит принцип коллективности в обучении членов коллектива? Какие требования диктует этот принцип в коллективе народного художественного творчества»?

36. В чем заключается принцип индивидуального подхода в процессе руководства коллективом народного художественного творчества»?

37. Какова просветительская и воспитательная функции коллектива народного художественного творчества»?

38.Роль деятельности коллективов народного художественного творчества в эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

39. Назовите и дайте характеристику методов обучения в коллективе художественного творчества.

40. Назовите методы художественного обучения и воспитания.

41. В чем заключается социально-педагогическое назначение коллектива народного художественного творчества?

42. Л. Толстой о роли народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

43. Подберите 3-5 пословиц на одну и ту же конкретную тему и порассуждайте на эту тему.

44. «Что хуже всего? Лень... Плохо - не слышать, хуже - не видеть. Плохо без ног, но гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику ум?» Прокомментируйте раздумья сельской старушки.

45. Предложите вариант анкетирования в коллективе народного художественного творчества с целью определения состояния психологического и творческого климата в нем

46. Судьбу каждого человека и любого народа в конечном счете решают три любви - любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль

47. Предложите вариант анкетирования в коллективе народного художественного творчества с целью определения действенности его функционирования

48. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности поколений.

49. Укажите, на Ваш взгляд, что определяет главные задачи коллектива народного художественного творчества с государственно точки зрения?

50. М.А. Шолохов много писал о детях, об их воспитании, об улучшении работы сельской школы, сам был тружеником ликбеза, учителем начальной школы. Куда отнести его творчество - к педагогике народной или профессиональной? «Педагогическая поэма» - художественное произведение. Как вы считаете, А.С. Макаренко - педагог или писатель?

 

 

Преподаватель С.М. Малакуцкая

2011 – 2012 учебный год

 

49. В «Тихом Доне» умирающая Ильинична в полусне видит своего Григория грудным ребенком в поле. Давняя картина предстает перед нею в полной ясности. Перед смертью она молится не Богу, а сыну.

- Гришенька! Родненький мой! - помолчала и уже другим низким и глухим голосом сказала: Кровинушка моя!..

Что вы можете сказать по поводу этого отрывка?

 

Преп. Малакуцкая С.М.

Примерная тематика контрольных работ (для студентов з\о – 3-4 курсов)

Тема 1. Современное взаимодействие педагогики народного художественного творчества с другими отраслями педагогической науки.

1. Формирование педагогики как науки и ее взаимосвязь с народной педагогикой.

2. Отраслевая специализация педагогики.

3. Сущность педагогики народного художественного творчества, ее цель, задачи и функции.

4. Взаимодействие педагогики народного художественного творчества с общей, социальной, возрастной педагогикой и другими педагогическими науками.

Литература: 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для

студентов педагогических вузов. – М., 2000.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 2002.

 

 

Тема 2. Организация и проведение научно-педагогического исследования в сфере художественной деятельности.

1. Основные методологические принципы и исследовательские

методы в педагогике народного художественного творчества.

2. Организация и этапы проведения педагогического исследования.

3. Внедрение результатов педагогического исследования в жизнь.

 

Литература: 1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учебник для

студентов высших уч. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций / Уч. пособие для студентов пед.

институтов. – М., Просвещение, 1984.

3. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара, 1998.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001.

 

Тема 3. Педагогика народного художественного творчества как часть системы человекознания.

1. Педагогика и психология творческой деятельности: взаимодействие в деле формирования личности.

2. Взаимосвязь педагогики народного художественного творчества с антропологией и социологией.

3. Общие задачи педагогической и социально-культурной деятельности.

4. Поле взаимодействия арттерапии и педагогики народного художественного творчества.

 

Литература: 1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Уч. пособие для вузов. – СПб.,

Речь, 2005.

2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/ Д., Феникс, 2000.

3. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001.

4. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под научной ред. Е.И.Григорьевой. – Тамбов, 2004.

5. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. – М., 2001.

 

Тема 4. Методы воспитания и особенности их применения в педагогике народного художественного творчества.

1. Современные классификации методов воспитания.

2. Метод примера и его использование в самодеятельном творческом коллективе.

3. Применение метода перспективы в коллективе художественного творчества.

4. Приучение как метод воспитания.

5. Педагогическое требование, поощрение и наказание в коллективе художественного творчества.

 

Литература: 1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика: Уч. пособие.

– М., Просвещение, 1987.

2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших уч. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

3. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций / Уч. пособие для студентов пед.

институтов. – М., Просвещение, 1984.

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и

концепциях воспитания. – М., 2002.

 

Тема 5. Духовно-нравственное воспитание в процессе освоения народного искусства.

1. Кризис духовности и нравственности как современная проблема.

2. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания.

3. Духовно-нравственное развитие личности посредством народной музыки.

4. Народное изобразительное творчество как средство духовно-нравственного воспитания.

 

Литература: 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

2. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. – М., 1983.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 2002.

4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика.100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д., 2001.

5. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.

 

Тема 6. Роль и место устного народного творчества в патриотическом воспитании школьников.

1. Сущность и основные проблемы современного патриотического воспитания.

2. Русская народная сказка как средство патриотического воспитания школьников.

3. Пословицы и поговорки - средство воспитания патриотизма и интернационализма.

 

Литература: 1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. – М., 2004.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001.

4. Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры: Сборник статей. – М., 2004

Тема 7. Коллективная творческая деятельность как средство социализации.

1. Сущность социализации; ее современные проблемы.

2. Коллектив и его значение для социализации ребенка.

3. Роль и место различных видов художественного творчества в процессе социализации.

 

Литература: 1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности /

Учебное пособие. – М., 1992.

2. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе:

Учебное пособие. – М., 1984.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.

Тема 8. Педагогическое значение коллективов художественной самодеятельности в советский период.

1. Самодеятельные коллективы 20-30- х годов как опорные пункты просвещения и политического воспитания.

2. Воспитательное значение художественной самодеятельности 1940-х годов.

3. Особенности педагогической работы в самодеятельных творческих коллективах в 50-60-е годы.

4. Педагогическая деятельность в сфере художественной самодеятельности эпохи «застоя».

 

Литература: 1. Галин С.Л. Исторический опыт культурного строительства в первые

годы советской власти (1917-1925гг.). – М., 1990.

2. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. Учебное пособие. – М., 1988.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004.

4. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности. – Уч. пособие. – М., 1998.

Тема 9. Современное состояние и перспективы развития этнокультурного образования в России.

1. Значение этнокультурного образования в современной России.

2. Программы раннего приобщения детей к народной культуре: общее и особенное.

3. Идея многоступенчатого этнокультурного образования и ее реализация на Белгородчине.

 

Литература: 1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество:

Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой,

Г.А.Поровской. – М., 2000.

2. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. – Белгород, 2000.

3. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Уч. пособие. – Белгород, 2003.

4. Этнопедагогика: Теория и практика (Материалы XII чтений, посвященных памяти Г.С.Виноградова). – М., 2003.

 

Тема 10. Календарные праздники как средство современного воспитания, обучения и развития.

1. Воспитательное значение народного календаря в традиционной культуре.

2. Календарный принцип построения программ по изучению народного художественного творчества.

3. Знакомство дошкольников с циклом календарных праздников.

 

Литература: 1. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека

(Русский народный традиционный календарь). – Л., 1989.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие. –

СПб., 2001.

4.Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/ Д., Феникс, 2000.

 

Тема 11. Педагогический потенциал православных традиций народа и его применение сегодня.

1. Народное православие как средство воспитания.

2. Православные традиции семейного воспитания: прошлое и современность.

3. Православные праздники в системе педагогики народного художественного творчества.

4.

Литература: 1. Зеньковский В.В. Педагогика. – Клин, 2004.

2. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. – М., 1985.

3. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. – М., 2003.

4. Шестун Е. Православная педагогика. – М., 2002.

 

Тема 12. Театральное народное искусство в системе педагогики народного художественного творчества.

1. Воспитательная функция народного театрального искусства.

2. Театрализация и ее применение в образовательной системе.

3. Фольклорный театр, театр Петрушки, вертеп, раек: особенности их использования на занятиях с детьми.

Литература: 1. Грунтовский А.В. Потехи страшные и смешные. – СПб., 2002.

2. Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сборник статей. – Л., 1990.

3. Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища (кон. XVIII – начало ХХ вв.). – М., Искусство, 1984.

4. Русский фольклорный театр. – М., 1988.

 

Тема 13. Народное художественное творчество как средство воспитания девочек в традиционной и современной культуре.

1. Особенности традиционного женского воспитания в России.

2. Женское художественное творчество и его воспитательные возможности.

3. Применение художественного творчества в современном воспитании девочек: опыт и перспективы.

 

Литература: 1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. – М., 2004.

2. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1982.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

4. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. – М., 2003.

5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка.- М., 1981.

 

Тема 14. Народное художественное творчество как средство воспитания мальчиков в традиционной и современной культуре.

1. Традиции мужского воспитания в России.

2. Устное народное творчество: роль и место в современном воспитании мальчиков.

3. Народные игры и их применение в воспитании мальчиков.

4. Современное изучение традиционных мужских ремесел; их воспитательная роль.

 

Литература: 1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. – М., 2004.

2. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1982.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

4. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. – М., 2003.

5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. – М., 1982.

Тема 15. Современная система подготовки педагогов народного художественного творчества.

1. Взаимосвязь учебных заведений культуры разных ступеней в подготовке педагогов народного художественного творчества.

2. Особенности организации подготовки педагогических кадров в вузах культуры и искусства.

3. Проблемы формирования педагогического мастерства выпускников высших учебных заведений культуры.

 

Литература: 1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры:

Учебное пособие. – М., 1994.

2. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М.,

1980.

3. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Уч. пособие. – Белгород, 2003.

Тема 16. Коллектив народного художественного творчества как педагогическая система.

1. Воспитательные возможности художественного самодеятельного

коллектива.

2. Структура коллектива народного художественного творчества.

3. Стадии и основные признаки развития самодеятельного учебного коллектива.

Литература: 1. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

2. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе: Учебное пособие. – М., 1984.

3. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1984.

5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

Тема 17. Профессионально-личностная характеристика руководителя коллектива народного художественного творчества.

1. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство.

2. Профессиональные требования, предъявляемые к педагогу - руководителю самодеятельного творческого коллектива.

3. Роль личности педагога народного художественного творчества в его профессиональной деятельности.

 

Литература: 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

2. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. – М., 1997.

Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры:

Учебное пособие. – М., 1994.

2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Учебное пособие. – М., 1992.

Тема 18. Авторитет руководителя коллектива художественной самодеятельности: слагаемые и пути формирования.

1. Понятие «педагогический авторитет»; его составляющие.

2. Формирование авторитета педагога в сфере художественной деятельности.

3. Взаимосвязь авторитетов учителя и педагогического коллектива.

 

Литература: 1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры:

Учебное пособие. – М., 1994.

2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности /

Учебное пособие. – М., 1992.

3. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе:

Учебное пособие. – М., 1984.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001.

5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

 

Тема 19. Педагогический процесс в сфере народного художественного творчества и пути его усовершенствования.

1. Педагогический процесс как необходимое условие образования.

2. Структура и содержание педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества.

3. Педагоги-новаторы об усовершенствовании педагогического процесса в сфере художественного образования.

 

Литература: 1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности /

Учебное пособие. – М., 1992.

2. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара, 1998.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001.

4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика.100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д., 2001.

5. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.

 

Тема 20. Проблема индивидуально-личностного подхода в педагогике народного художественного творчества.

1. Возрастные особенности учащихся и их влияние на педагогический процесс.

2. Выявление и учет индивидуальных особенностей участников творческого коллектива.

3. Особенности работы с одаренными детьми.

 

Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М., 1982.

2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб., 2005.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для

студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 2001.

4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М., 1990.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

 

Тема 21. Диагностика духовно-нравственной культуры и творческих способностей участников самодеятельного коллектива.

1. Цель диагностики личностных и творческих качеств участников самодеятельного коллектива.

2. Методы выявления степени духовно-нравственной культуры личности.

3. Определение творческих способностей и художественной культуры личности.

 

Литература: 1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности /

Учебное пособие. – М., 1992.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди

детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.

3. Энциклопедия педагогического образования. Диагностика. – М., 2001.

 

Тема 22. Реализация принципов педагогики и психологии творчества в России: опыт и современность.

1. Художественное творчество как непременное условие гармоничного развития личности.

2. Разработка и реализация принципов педагогики и психологии творчества К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым.

3. В.А. Сухомлинский о роли творчества в образовании детей.

4. Педагогика и психология творчества в современной системе образования.

 

Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М., 1982.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1982.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2000.

4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М., 2004.

 

Тема 23. Арттерапия и ее применение в коллективе народного художественного творчества.

1. Сущность и основные функции арттерапии.

2. Общие задачи «терапии искусством» и педагогики народного художественного творчества.

3. Применение различных видов арттерапии в коллективе народного художественного творчества.

 

Литература: 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001.

2. Современные технологии социально-культурной

деятельности: Учебное пособие / под научной ред. Е.И.Григорьевой. – Тамбов, 2004.

3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.

 

 

Тема 24. Особенности и проблемы организации общения в самодеятельном творческомколлективе.

1. Организация общения педагога и учащихся.

2. Обучение участников самодеятельного коллектива межличностному общению.

3. Проблема межличностных конфликтов в коллективе и пути ее решения.

 

Литература: 1. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе.

Учебное пособие. – М., 1984.

2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1984.

5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

Тема 25. Планирование работы самодеятельного художественного коллектива и его особенности.

1. Цель и общие принципы планирования деятельности коллектива художественной самодеятельности.

2. План и программа работы коллектива художественного творчества.

3. Особенности планирования работы в самодеятельных коллективах различного профиля.

 

Литература: 1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры:

Учебное пособие. – М., 1994.

2. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара, 1998.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. – М., 2000.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс. – Минск, 2001.

 

Тема 26. Роль и место народной музыки в современном образовательном процессе.

1. Народная музыка и ее воспитательные возможности.

2. Организация коллективных музыкальных занятий.

3. Индивидуальная педагогическая работа с музыкантами.

4. Значение концертной деятельности в музыкальной педагогике.

Литература: 1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе:

Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., 1983.

2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности /

Учебное пособие. – М., 1992.

3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989.

4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. – М., 1994.

5. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1999

Тема 27. Современное театральное и хореографическое творчество: педагогический аспект.

1. Воспитательный потенциал народного театрального искусства.

2. Народная танцевальная культура и ее воспитательный потенциал.

3. Педагогическая работа в современном самодеятельном театре и хореографическом коллективе.

 

Литература: 1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности /

Учебное пособие. – М., 1992.

2. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. – М., 1987.

3. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. –

СПб., 1993.

4. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе. Учебное пособие. – М., 1984.

5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л., 1988.

 

Тема 28. Образовательные возможности изобразительного творчества: традиция и современность.

1. Народное изобразительное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.

2. Разносторонне развитие ребенка посредством изобразительной деятельности.

3. Изобразительное творчество как средство приобщения современных детей к народной культуре.

 

Литература: 1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1982.

2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М., 2000.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. – М., 2000.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.25 сек.