Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы обучения




Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения, а также подготовки духовенства. Это грамотные крестьяне, делавшие из обучения грамоте промысел. Даже царевен учили мастерицы, состоявшие в дворцовом штате. Кроме собственно мастеров обучением занимались дьячки, священники, иногда монахи. Кроме мастеров грамоты были еще и мастера пения, которые ходили по городам и учили петь.

Дьякон – низшая ступень в православии, помощник священника. Протодьякон – старший дьякон. Поп – обиходное название священника в России. Священник («отец», «батюшка» - бытовое, «пресвитер» - торжественное название) – священнослужитель, ведущий богослужение, совершающий религиозные обряды и таинства. Епископ – высшее духовное лицо.

Мастера грамоты появились в начале XI в., и их можно было встретить еще и в XIX в.

Другой орган древнерусского просвещения — школа. Школы возникали при монастырях, церквах, у епископов. В России чаще всего строил школу приход (на Западе России, в Малороссии), это были общинные, приходские школы. В них учились немногому — читать и писать (чтению священных книг, заучиванию гол наизусть). В Великороссии школы обычно были семейные и ютились в домах учителей. Первоначально обучение в них мало чем отличалось от обучения у мастеров грамоты и дьячков. Лиши с XVII в. школы начали расширять и усложнять учебный курс и совершенствовать приемы обучения.

Характер и порядок обучения грамоте. Обучение детей и у, мастеров, и в школах было тяжелым делом, требовавшим большого времени и великой затраты сил.

Чтению учились по азбукам и букварям; славянские буквы сложнее русских. Буквы назывались по-старинному: аз, буки, веди... Способ обучения чтению был буквослагательный, малопонятный и неудобный. Лишь в XVII в. начали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, за буквами следовали слоги. Осложняло освоение азбуки множество различных надстрочных знаков, служивших для обозначения ударения в словах; к ним прибавлялись еще знаки препинания со своей системой правописания. Все книги были рукописными, причем в старину слова писались слитно, не отделяясь друг от друга. Каждая; буква писалась по-разному, часто сокращенно. И только постепенно письмо упорядочилось и появилась определенная орфография. Чтение в древности было очень трудным искусством, ocoбенно чтение Псалтыри (одна из книг Библии содержит 150 песнопений — хвала Богу, мольба, жалобы, проклятья и др.); являвшейся основной учебной книгой. Читать учились по рукописному тексту, изготовленному учителем. В некоторых азбуках каждая буква для обозначения разных почерков писалась во множестве образцов; каждый ряд букв отделялся вычурной заставкой (буквицей) — большой прописной буквой, в которой переплетались в узоре изображения трав, птиц и зверей.

Были в них и нравоучения. Например, под буквой «Ф»: «Фараоновых творений не чини и других на то не учи»; под буквой «Ш»: «Шатания и плясания дьявольского удаляйся, плясанье бо уподобися смертному убивству». В книгах помещались поговорки, загадки: «Аще кто хощет много знати; тому подобает мало спати, а мастеру угождати»; «Аще кто не упивается вином, тот бывает крепок умом»; «Стоит град пуст, а около него куст».

В буквари включались также: толковая азбука, молитвы, за­поведи, избранные псалмы, душеспасительные нравственные наставления и толкования непонятных славянских слов. В них могли входить и цифры до 10 000. Буквари и азбуки имели, таким образом, содержание довольно разнообразное.

Учащиеся не овладевали всем содержанием книг. Будущие попы едва могли прочесть Псалтырь, а о выразительном чтении И говорить было нечего.

Заслуживают особого упоминания два букваря Кариона Истомина (конец XVII в.). Один из них состоит из множества роскошных рисунков, изображающих буквы: например, заглавное «А» составлено из фигуры воина с трубой и копьем, буква «Ж» — фигурой человека с поднятыми кверху руками и расставленными ногами и поставленной между ними трубой.

В царском быту было введено обучение по картинкам (потешные книги). Так, отечественную историю дети узнавали из книг, которые были составлены из картинок с подписями (1639 г.).

Потешные книги были двух родов. Одни — нечто вроде художественной энциклопедии, где были изображены сельские работы: как сеют, пашут, убирают урожай, — а также птицы, звери, города и др. Под картинками — объяснения изображенных предметов. Другие потешные книги содержали повести, рассказы, сказки с картинками.

После завершения изучения с грехом пополам азбуки приступали к укреплению и усовершенствованию чтения по Псалтыри и другим «божественным книгам».

Древнее образование на каждом шагу твердило о Боге, грехе, покаянии, добродетелях, церковных службах. Оно хотело воспитывать детей в страхе Божьем. Но образование имело крупный недостаток — полная непедагогичность всей постановки обучения. Картина древнего обучения была такой: чрезвычайно трудные и невразумительные способы обучения; совершенно Неинтересный детям и превышающий их умственные силы материал обучения; педагогически неподготовленные и крайне мало знающие учителя. А отсюда учение непрерывно сопровождалось битьем учащихся. Учение было совершенно непривлекательным для детей, строго принудительным и безрадостным. В старинных учебных книгах розга воспевалась часто, в честь нее были сложены целые гимны. «Розга ум вострит, память возбуждает». В азбуковниках определялся целый арсенал орудий наказания: розга черемуховая, двухлетняя; розга березовая; лоза;? плеть; ремень; жезл; школьный козел — скамья, на которой, секли детей. Азбуковники – русские, вначале рукописные, а затем печатные толковые словари или справочники главным образом учебного характера, со словами и терминами, размещенными в алфавитном порядке (13-18 века).

Со второй половины XVI в. в некоторых училищах при обучении стали сообщаться минимальные грамматические сведения. С 1648 г. в употребление вошла славянская грамматика Мелетия Смотрицкого (печатная). Вплоть до грамматики М.В. Ломоносова (1755 г.) она была главной книгой по филологии. Во второй половине XVI в. и в XVII в. незнание грамматики стало считаться признаком невежества. В это время в школах стали давать фонетические объяснения славянской азбуки, объяснения назначения букв (они уже разделялись на гласные, согласные и полугласные; ударные), указывались падежи и др. Вообще учебный курс становился шире, в него стали включаться математика, риторика, другие предметы западного средневекового образования. В Москве появляется все больше ученых, знакомых с древними языками. В высших кругах общества начинают учиться «по латыням» (латинскому и греческому языкам).

В XVII в. увеличилось число учащихся; вместо прежней дьяковской школы стали появляться более или менее благоустроенные училища. Встречаются даже указания на существование общежитий при школе. Но где были училища, чему в них учили, на какие средства содержались школы — сведения об этом очень скудны.

Помимо школы наши предки получали сведения по различным отраслям знания благодаря самообразованию, путем начетчества.

К наиболее любимому чтению в Древней Руси относится апокрифическая литература. Апокрифы — сочинения, восполняющие священные книги (о детстве Иисуса, его родителях, о блаженном состоянии Адама и Евы в раю и т. п.). Обо всех этих подробностях, отсутствующих в Библии, сообщали апокрифы. Апокрифические книги рассказывали о людях, подходивших к концу земли и видевших, как хрустальный свод неба опускается к земле и соединяется с ней. Эта литература была чрезвычайно увлекательной, люди с детским доверием поглощали из нее све­дения, в какой-то мере дополняя свое мировоззрение

Таким образом, внешкольное образование до XVIII в. имело такой же церковный характер, что и школьное. Все знания основывались на религии, научного в них было мало, зато много фантастического и невероятного, что, однако, сомнений в подлинности прочитанного не вызывало. Лишь одна область знания не была в зависимости от религии — это математика. Но распространение в школе она имела очень ограниченное: математике почти не учили. Однако вне школы она существовала, так как необходимость ее вызывалась жизненными потребностями. Уже в XII в. монах Кирик упоминает о ней.

Общее образование было настолько скудно, что не давало какого-нибудь правильного представления о мире и его явлениях. О природе, растениях, животных, астрономических, физических явлениях древние учителя ничего не сообщали своим ученикам, так как сами о них мало что знали, но много твердили о Боге, ангелах, чудесах, злых духах, их действиях на человека. Обильными были сообщения о деяниях в мире божеской и демонической силы, о чудесном, таинственном, мистически страшном; вера в сверхъестественные силы, порча, колдовство — все это казалось обычным. Поэтому охрана детей от всякого влияния нечистой силы была существеннейшей заботой родителей. Ведь даже дома всюду, в каждом углу было что-то таинственное, опасное — в писке мыши, куроклике, треске стен, ухозвоне видели что-то особенное, какие-то указания на что-то, а к этому присоединялись и дурной глаз, и клятое слово, и тому подобные вещи. От всего нужно было беречься, а то как раз попадешь в лапы домовому, лешему, водяному или какому-либо иному дьявольскому чину.

Очевидно, пытливость и любознательность были у наших предков, но совершенно неразвитые.

Но, несмотря на все трудности самообразования, оно все-таки помогло ряду выдающихся лиц подняться на высокую ступень образованности. Преподобный Нестор, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и другие, хотя и не прошли какой-либо хорошей и серьезной школы, но, похоже, общались с образованными людьми. Несомненно одно — они были начетчиками, самообразовавшимися личностями, много читавшими и думавшими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.