КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Я. Поленов о крестьянском образовании
«Представители русской общественной мысли первой четверти XVIII в., ставя в своих работах проблемы крестьянского образования, исходили в решении этих проблем из существовавших условий крестьянского быта, т. е. рассматривали вопросы крестьянского образования применительно к условиям крепостного права. Выдвинутые ими проекты не отрицали крепостничества, хотя во многих из этих проектов указывалось на необходимость смягчения крепостного права, на необходимость улучшения положения крестьян. С иной точки зрения поставлены и рассмотрены проблемы крестьянского образования в работах видного представителя русского Просвещения А.Я. Поленова, одного из первых в России критиков крепостного строя. В работе «О крепостном состоянии крестьян в России», поданной в 1766 г. на конкурс в Вольное экономическое общество, Поленов решительно выступил против крепостного права, которое он отождествлял с рабством. Особенно сильное впечатление производит раздел работы Поленова, озаглавленный «Бедственное состояние наших крестьян». «Я не нахожу, — писал Поленов, — беднейших людей, как наших крестьян, которые, не имея ни малой от законов защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но и самой жизни обидам, и претерпевают беспрестанные наглости, истязания и насильства». Крестьяне, «лишившись всех почти, так сказать, приличных человеку качеств, не могут уже видеть величину своего нещастия и кажутся быть отягчены вечным сном». Поленов резко восстает против бесконечных насилий над крестьянами, апогеем которых он считает торговлю крестьянами народе со скотом. Крепостному состоянию, порочному, по мнению Поленова, и в экономическом и в нравственном отношении, он противопоставлял свободный крестьянский труд, доказывая, что этот труд значительно более выгоден для государства. Поленов предупреждал, Что «угнетение не только вредно, но и опасно», что крепостничество приведет страну к гибели, что доведенное до отчаяния крепостное крестьянство открыто выступит против угнетателей. Особое значение для нас имеет тот раздел сочинения Поленова, который называется «Учреждение крестьянского воспитания». Считая крестьянское воспитание «великим делом», автор высказывает уверенность в том, что оно может направить на новый путь как жизнь каждого отдельного человека, так и всего общества. Упорно защищая мысль о всесилии воспитании, Поленов идет в русле просветительских традиций XVIII — начала XIX в. Эти традиции восходят к Руссо, говорившему в своем «Эмиле» о «чуде в деле воспитания», и к Гельвецию, который в трактате «Об уме» писал: «...гениальные люди являются продуктом условий, в которых они находились. Поэтому все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели. Не любовь к парадоксу привела меня к этому выводу, но единственно желание людского счастья. Я понял, насколько хорошее воспитание может распространить просвещение, добродетель и, следовательно, счастье в обществе и насколько уверенность в том, что талант и добродетель суть простые дары природы, мешает успехам науки о воспитании и поощряет леность и небрежность. Исследуя с этой точки зрения власть природы и воспитания над нами, я заметил, что тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию...» С этими мыслями всецело солидаризуется Поленов. Однако в отличие от многих русских последователей Гельвеция, распространявших его идеи о воспитании лишь на высшие сословия, Поленов адресует свои слова о могущественном влиянии воспитания в первую очередь широким массам порабощенного русского крестьянства. Поленов выступает защитником всеобщего и обязательного образования крестьян. Понимая, однако, всю тяжесть жизни закрепощенного русского крестьянства, он стремится найти такие формы этой обязательности, которые не были бы отяготительны для крестьян и «соответствовали простоте их житья и состояния». «В каждой деревне, — отмечал Поленов, — где только можно и обстоятельства дозволят», необходимо «учредить школу для обучения российской грамоте, по крайней мере читать и первым основаниям веры, малолетних крестьянских детей. Из малых деревень, где сего завести не можно, должны крестьяне посылать своих детей в самые ближние школы для обучения, разве невозможность какая воспрепятствует: тогда остается им с других браг пример. Каждый крестьянин должен десятилетних своих детей отсылать в зимнее время в школу, дабы они, заблаговременно на учась чему должно, по их состоянию, по возмужании своем не имели никаких препятствий в работе». Обязанности учителей в сельских школах, по мысли Поленова, должны выполнять сельские дьячки под наблюдением и руководством священников. Однако, и это очень важно отметить, общее руководство всей системой крестьянских школ должно находиться в руках светской власти, а именно правительствующего Сената. Поленов не противопоставлял в данном случае светскую власть духовной. Он полагал, что дело Синода направлять «ученых духовных особ для осмотра школ», тогда как «правительствующий Сенат для большей исправности может присоединить к духовным светских искусных людей, которые должны совокупными силами стараться об отвращении беспорядков». Народную школу Поленов мыслит как школу бесплатную. Одновременно он стремится облегчить крестьянским детям приобретение учебников и учебных книг. Выдвигая вопрос о снабжении сельских школ соответствующими учебными книгами, он отмечает: «Нужные к тому книги должны им даны быть на первый случай без уплаты». В программу обучения в крестьянских школах, по мнению Поленова, должны входить «церковная и гражданская печать, также прежняя, российская и ныне употребляемая цифирь» и элементарные сведения в области религии. Учебная работа, проводимая дьячком в школе под весьма «строгим смотрением» священника, должна пополняться специальными беседами священника с детьми по воскресным дням в церкви на религиозные темы. Свои просветительные планы относительно крестьянского населения Поленов тесно связывает с организацией в селах врачебной помощи. При этом на врачей, которые должны работать в деревне, он возлагает задачи не только оказания медицинской помощи, но и содействия крестьянскому просвещению, поскольку «можно их старанием много хорошего открыть в рассуждении произрастаний, животных и рыб, и тем подать великий свет натуральной истории». Проект организации крестьянского образования, выдвинутый Поленовым, является одним из замечательных памятников русской общественно-педагогической мысли. По своей демократичности он значительно превосходит другие проекты создания крестьянских школ, так же как в целом работа Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» по своим социальным устремлениям значительно более радикальна, чем аналогичные работы передовых представителей русской общественно-политической мысли первой четверти XVIII в.»
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |