КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ рентабельности и доходности проданной продукции, работ, услуг. Оценка влияния цен и себестоимости на динамику показателей рентабельности
В широком смысле слова рентабельность - это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ и услуг) покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства. Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости используемых ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в оценке (показе) прибыли, получаемой с 1 руб. вложенных денежных средств. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции. Основными источниками информации для диагностики эффективности служат форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», и форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Прибыль на 1 руб. затрат, вложенных в проданную продукцию, - наиболее распространенный показатель рентабельности, определяемый по формуле: Rп =(П/∑С)х100 где П- прибыль от продажи продукции (выручка от продаж за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и полных затрат на производство проданной продукции); С- затраты на производство продукции (полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов). Доходность продаж показывает размер прибыли с 1 руб. проданной продукции: Дп = (П/В)*100, где В- выручка (нетто) от продажи продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей). Сравнение приведенных показателей позволяет оценить эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности рационально изменять структуру продукции (работ, услуг), определять экономически целесообразные объекты для инвестирования. В последние годы наиболее значимым становится показатель доходности, так как он дает более наглядное представление о доходе предпринимателей не с позиций произведенных затрат, а с точки зрения объема продаж продукции. Для удобства последующего рассмотрения формулу доходности можно модифицировать следующим образом: Дп =П/В=(В-С)/В=(∑qp-C)/∑qp, где q-количество проданных единиц продукции; р - цена продажи единицы продукции. При фиксированном количестве проданных единиц продукции (q = const) изменение доходности зависит от цен продаж и себестоимости. Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения цены и себестоимости проданной продукции способом цепных подстановок. 1. Изменение доходности продаж за счет изменения цен реализации: ∆Дп(∆р) =((Во-Сб)/Во)/((ВбСб)/Вб), где индексы «о» и «б» - соответственно отчетный и базисный годы. 2. Изменение доходности продаж за счет увеличения себестоимости реализации: ∆Дп(∆с)=((ВоСо)/Во)-((Во-Сб)/Во). Точность расчетов подтверждается проверкой совокупного влияния факторов: ∆Дп = ∆Дп(∆р).
32. Оценка влияния рентабельности отдельных видов реализованной продукции (работ, услуг) на общую рентабельность производства. В широком смысле слова рентабельность - это прибыльность, доходность, Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ и услуг) покрывают его издержки и, кроме того, данная прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства, Показатели рентабельности являются относительными рассчитываются как отношение прибыли к стоимости используемых ресурсов. Экономический смысл показателя рентабельности заключается в оценке (показе) прибыли получаемой с 1 руб. вложенных денежных средств. Это показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции. Основными источниками информации для диагностики эффективности служат форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», и форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Прибыль на 1 руб. затрат, вложенных в проданную продукцию,- наиболее распространенный показатель рентабельности, определяемый по формуле: Rп= (П/∑С)*10, где П- прибыль от продажи продукции (выручка от продажи за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов полных затрат на производство проданной продукции); С- затраты на производство продукции (полная себестоимость учетом коммерческих и управленческих расходов). Доходность продаж показывает размер прибыли с 1руб. проданной продукции: Дп= (П/В)*100, где В- выручка (нетто) от продажи продукции (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей). Сравнение приведенных показателей позволяет оцени эффективность производственной деятельности, выбора наиболее выгодные направления деловой активности рационально изменять структуру продукции (работ, услуг), определять экономически целесообразные объекты для инвестирования. В последние годы наиболее значимым становит показатель доходности, так как он дает более наглядным представление о доходе предпринимателей не с позиции произведенных затрат, а с точки зрения объема продаж продукции, Для удобства последующего рассмотрения формулу доходности можно модифицировать следующим образом: Дп= П/В=(В-С)/В=(∑qp-C)/∑qp, где q- количество проданных единиц продукции; р- цена продажи единицы продукции. При фиксированном количестве проданных единиц продукции (q=const) изменение доходности зависит от цен продаж и себестоимости. Рассчитаем влияние на доходность продаж изменение цены и себестоимости проданной продукции способ, цепных подстановок. 1. изменение доходности продаж за счет изменения цен реализации: ∆Дп(∆р) =((Во-Сб)/Во)/((Вб-Сб)/Вб), где индексы «о» и «б»- соответственно отчетный и базисный годы. 2. Изменение доходности продаж за счет увеличения себестоимости реализации: ∆Дп(∆С) =((Во-Со)/Во)/((Вб-Сб)/Вб Точность расчетов подтверждается проверкой совокупного влияния факторов: ∆Дп=∆Дп(∆р) + ∆Дп(∆С) В ходе анализа необходимо определить влияние других факторов на доходность. Прежде всего ими могут быть вил продукции (работ, услуг) и их удельный вес в общем объем диагностику проводят в такой последовательности: 1) определяют долю каждого вида продукции в общ, объеме продаж; 2) рассчитывают индивидуальные показатели доходности отдельных видов продукции; 3) определяют влияние структурного фактора (доходность базисного года умножают на разность удельного веса (доли) продукции отчетного и базисного годов); 4) находят влияние, связанное с изменение индивидуальной доходности (разность между доходность отчетного и базисного годов умножают на долю данного вида продукции в отчетном году); 5) определяют влияние доходности отдельных видов (продукции на ее средний уровень для всего объема продукции (индивидуальную доходность умножают на удельный вес в общем объеме продаж). Рассмотренная методика диагностики доходное, продаж может быть распространена на диагностики рентабельности затрат, показывающую эффективность использования текущих денежных средств предприятия.
33. Анализ рентабельности капитала (имущества) и средств (источников). Помимо показателей рентабельности и доходности продукции различают рентабельность капитала (имущества, находящегося в распоряжении предприятия), собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и капитала вложенного в деятельность других организаций на длительный срок. Эффективность функционирования капитала определяют: Рентабельность капитала: Рентабельность текущих активов: , где -чистая прибыль, остающаяся в распоряжении пред-я; А, А -величина соответсвенного капитала и всех видов текущих активов, которая рассчитывается по данным баланса как среднегодовая. В процессе анализа необходимо выявить зависимость между величиной прибыли и эффективностью использования собственных и заемных ср-в, затраченных при ее получении. Для этого определяют рентабельность собственного капитала и заемного капитала (инвестиций): ; , где Ксоб –средняя величина источников собств ср-в, Пб – балансоваяприбыль пред-я, Кдолг –долгосрочные обязательства. Для обоснования привлечения заемных источников финансирования необходимо сопоставить рентабельность использования капитала в целом с рентабельностью собственного капитала. Если Rск ñ Rинв, то использование заемных ср-в менее эффективно, чем собственного капитала. Рентабельность капитала и рентабельность средств пр-ия анализируют, применяя способ цепных подстановок. Рентабельность капитала является производным показателем объема выручки от продаж продукции. Рентабельность капитала может повышаться при неизменной доходности продаж и росте объема продаж за счет опережения стоимости активов и ускорения их оборачиваемости. И наоборот при постоянной оборачиваемости рентабельность активов может расти за счет увеличения доходности продаж. Существует два пути повышения рентабельности капитала: 1. при низкой доходности продукции необходимо стремится к ускорению оборачиваемости активов 2. низкая деловая активность может быть компенсирована за счет снижения затрат на пр-во продукции или ростом цен на продукцию.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |