Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о развитии личности




Развитие, формирование и воспитание личности.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающие закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия. Заметный сслед в науки о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геккель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.

Требовалось, прежде всего, ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия- это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

Развитие - очень сложный и длительный процесс и противоречивый процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Формирование личности - процесса изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических преобразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей.

2. Факторы развития и формировании я личности.

Зарубежный исследователь И.Шванцар, в своем исследовании иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития. Базу образует врожденные и унаследованные предрасположения, которые обозначают наследственность. Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействия названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого(Вершина Сl или С2)негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Данная схема демонстрирует нам, что ни один фактор развития не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а

через них - со всем живым миром отражение биологического- наследственность.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий".

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека-называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия (географические, социальные, школьные и семейные). По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. В педагогике под влиянием среды понимают, прежде всего, среду социальную и _домашнюю. Социальную среду относят к отдаленному, а домашнюю к ближнему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В понятие ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возраст, оказывает домашняя среда. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: что оказывает большое влияние на развитие человека, среда или наследственность. Приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического,социологизаторского)-среда. Английский психолог Д.Шатлеворт(1935) пришел к заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

-64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния

-16% на различия в уровне семейной среды.

-30/0 на различия воспитания детей в той же семье.

-17% на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к личности, это ее цель. Но вряд-ли даже самые скурпулезные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Дело в том, что каждый человек развивается по-своему, и "доля" влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание- главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания и формирования человека

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. М!

Воспитание- это заполнение пробелов в программе человеческого

развития. Одна из важнейших задач правильно-организованного воспитания­ выявления склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский(1896-1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и зоне его ближайшего развития. Он выделяет два уровня ближайшего развития: 1 "уровень актуального развития";

2 "зона ближайшего развития";

На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором он не может с ними справится, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать "зону ближайшего развития", которая в дальнейшем переходит в "зону актуального развития".

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельность личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

Основные виды деятельности детей и подростков - игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особый вид деятельности ­ общение.

Деятельность может быть активной и пассивной

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике.

Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник ­ потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности ­ постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания.

В педагогической деятельности все больше ощущается потребность в оперативной диагностики достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - как нельзя лучше объяснить необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греческого "диа"- прозрачный и "гнозис" - знание) общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны. В реальной педагогической деятельности школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых - важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Распространенный метод изучения всех этих качеств - тестирование.

3. То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Для понимания данной проблематики большинством педагогов признано понятие периодизации.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, их смена и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.