Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия эффективности технологии предъявления требований




- Целесообразность пед. требования и продуманность (в т.ч. этичность) формы его предъявления (мотивировка)

- Понимание требования воспитанником и доступность выполнения (с учетом зон развития по Л.С. Выгодскому)

II. Технология создания ситуации успеха.

Успех (по А.С. Белкину) – это субъективное переживание состояния радости, удовлетворения от результата деятельности. Успех способствует развитию чувства самоуважения, уверенности в своих силах, самоутверждению личности. Успех повышает самооценку, влияет уровень притязаний, окрыляет человека, порождает вдохновение, желание действовать в этом же направлении. Может раскрыть новые возможности человека, дать заряд духовной энергии.

Условия, при которых успех оказывает эффективное воспитательное и развивающее воздействие на человека:

· успех должен быть результатом собственных усилий воспитанника;

· средства достижения успеха должны быть благородными;

· чувство успеха усиливается, если оно получает поддержку и одобрение в коллективе.

Последнее зависит от эмоционального и интеллектуального фона класса. Интеллектуальный фон (по В.А. Сухомлинскому) – это настрой коллектива класса на учебу, обусловленный развитым интересом к знаниям. Эмоциональный фон определяется характером взаимоотношений в коллективе (ученик - ученик, ученик – учитель), уровнем развития ценностно-ориентационного единства, насыщенностью духовной жизни.

Ситуация успеха – это целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность воспитаннику или всему коллективу достичь значительных результатов в деятельности.

Технологические правила создания ситуации успеха (по Н.Е. Щурковой)

· снятие страха перед предстоящей деятельностью (например: «При твоих способностях…», «Я не сомневаюсь в успешном результате…»); возможно педагогическое внушение («Ты – можешь!»);

· внесение мотива деятельности (возможен прием персональной исключительности: «Никому, кроме тебя, я не могу доверить…»)

· побуждение к началу деятельности, мобилизация активности («Начинай же…», «Не будем терять время…»)

· скрытая инструкция («Возможно, лучше начать…», «Не забудь о …»)

· высокая оценка детали (элемента, который в процессе деятельности получился лучше других)

Сочетание успеха и неуспеха создает диалектику развития. Неуспех следует уважать, т.к. он позволяет оценить глубину успеха и является стимулом его достижения. В педагогической деятельности возможно использование технологии создания ситуаций неуспеха, но ее применение жестко ограничено педагогической этикой. Эта технология используется для создания условий дальнейшего развития и не может рассматриваться в отрыве от ситуации последующего успеха. Применение этой технологии должно быть обусловлено педагогической целесообразностью и возможно по отношению к воспитаннику (коллективу) в том случае, когда удовлетворение от личных достижений становится привычным, перестает быть результатом усилий и не способствует дальнейшему развитию. Технология создания ситуации неуспеха осуществляется по тем же правилам, но в обратной последовательности (несколько преувеличенная отрицательная оценка детали, отсутствие помощи в виде скрытой инструкции, сомнение в успешности и т.п.). Степень глубины ситуации неуспеха определяется строго индивидуально, с соблюдением чувства меры. При этом за ситуацией неуспеха обязательно следует организация ситуации успеха в более сложной деятельности.

III. Технология педагогической оценки.

Оценить – значит, установить степень, уровень качество чего-либо. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, поступка, поведення, деятельности, но не личности ребенка в целом.

Функции пед. оценки: 1) внесение образа ценностного отношения к миру, 2) стимулирование деятельности, 3) коррекция отношения.

Наиболее частым выражением педагогической оценки является поощрение и наказание.

1. Поощрение как оценочная доминанта деятельности учителя.

Это способ выражения положительной оценки поведению действиям воспитанника (коллектива). При использовании похвалы следует учитывать индивидуальные особенности учащегося (у каждого своя мера похвалы), не следует хвалить за то, что не достигнуто своим трудом, более 2 раз за одно и то же, из жалости, из желания понравиться.

Виды похвалы: прямая и косвенная (авансированная похвала, «рикошет», просьба о помощи).

1. Наказание (определение по аналогии)

Требования к применению наказания:

· наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка, унижать его достоинство;

· воспитанник должен понимать, за что наложено наказание (разъяснить виновному его неправоту)

· нельзя дважды наказывать за один и тот же проступок, за совершение сразу нескольких проступков – одно наказание

· лучше не наказывать, чем наказывать запоздало

· нельзя лишать ребенка похвалы, если наряду с плохим он совершил и хороший поступок

· наказан - значит, прощен, не вспоминать прежние проступки;

· нельзя наказывать воспитанника, когда он болен, ест, до и после сна, когда не справляется с чем-либо в силу своих природных особенностей, если мотивы проступка не совсем ясны; когда педагог сам раздражен, устал или болен;

· наказание может быть отменено, если ребенок искренне раскаялся в содеянном

Приемы: подтрунивание, ирония, «рикошет», демонстрация огорчения, отсроченное наказание (по А.С. Макаренко). Метод естественных последствий («насорил – убери»).

Закономерности:

· сила поощрения и наказания зависит от авторитета того, кто их применяет;

· поощрение и наказание будут усилены, если получат одобрение в коллективе;

· при применении поощрения и наказания следует соблюдать чувство меры

Древние говорили: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает только доза"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.