Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и условия формирования личности




Развитие личности как педагогическая проблема.

Под развитием личности следует понимать целенаправленный процесс. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического напр авления, считали личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. В развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные (объективные) факторы. Однако среди них отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии личности. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же – это целенаправленный процесс.

Факторы формирования личности определяются положением человека в обществе, на производстве, в быту, в семье, его трудовой. И общественной активностью, его отношением к Родине, труду, обществу, окружающим людям, к самому себе. Среда, в которой человек живет, обусловлена социальной политикой. В обществе, основанном на эксплуатации, наживе, угнетении, формируются и соответствующие качества личности: индивидуализм, покорность, смирение и пр.

В обществе состояние социальной среды обусловлено гуманными принципами, экономической политики: заботой о человеке, об удовлетворении его материальных и духовных потребностей воспитания. Все это создает предпосылки положительного влияния среды. Воздействие факторов может быть преднамеренным и непреднамеренным, стихийным, управляемым и неуправляемым, объективным и субъективным, долговременным, благоприятным и нёблагоприятным, запрограммированным и случайным, необходимым и возможным. Общественный строй, политика государства, труд, наука, школа, обучение и воспитание, искусство и литература, спорт и физкультура, условия труда и отдыха, быта, семья становятся факторами формирования личности. Среди них важнейшим, определяющим все другие, является политика государства

В группу социальных факторов входят такие, как искусство и литература, телевидение, радио, кино, печать, спорт. Специфика действия этих факторов обусловлена тем, что человеку предоставляется возможность всестороннего развития своих интересов.

Факторы развития и формирования личности не проявляются изолированно, а действуют всегда в комплексе, в системе, причем на отдельных этапах развития преобладающее влияние оказывают биологические факторы становятся условиями их реализации.

Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся генетические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.