КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестовый контроль качества усвоения знаний 3 страница
— Капуста, картофель, огурец, помидор, арбуз, морковь, горох, фасоль, бобы,— читает свой словарь Лена. Ребята поднимают руки: — Лена оговорилась: слово «бобы» можно проверить — «боб»! На парте у каждого ученика лежат карточки с гласными. Их рисовали сами ребята. Учительница показывает классу слово «С.нтябрь». Взлетают руки с буквой «е». Темп убыстряется: «...ктябрь» — «о»; «ос.нь» — «е». — Быстрее, быстрее,— торопит учительница и поднимает вверх все новые и новые слова. Наконец, она кладет на стол последнюю карточку и отодвигает занавес у доски. На доске таблички с буквами-ребусами. Ребята с удовольствием выполняют новое задание. — А теперь пишем сочинение-малютку на тему «Осень». Обязательно используйте слова: «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «деревья», «дожди». Помните: сочинение-малютка, ничего лишнего. Должно быть коротко и хорошо. Пока ребята пишут в тетрадях, учительница пишет на доске: «Вянет, травка, и, ж...лтеет, лугах, на, з...ленеет, на, оз...мь, только, п...лях, солнце, туча, кроет, не бл...стит, небо, вет...р, поле, в, воет, моросит, дождик». — Если мы хорошо подумаем,— говорит учительница,— и расставим все слова по местам, то прочитаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева. Будете работать самостоятельно. Помните, как пишутся стихотворные строки, не забывайте о безударных гласных. В класе тишина. Все пишут быстро. Проверяют сочинение-малютку, а затем выразительно читают стихотворение. К доске идет ученик и цветным мелком вписывает пропущенные буквы. В заключение урока проводится небольшой выборочный диктант и разбор предложения. 1. Проанализируйте урок, определите методы и приемы обучения и дайте им оценку. 2. С какой целью учительница увеличивала темп работы учащихся? 3. Как решалась задача развития учащихся в ходе урока? Задание №19. Прочитайте текст задачи. . Урок рисования по впечатлениям и наблюдениям детей на тему «Мое лето». Прежде чем разрешить рисовать, учитель проводит вступительную беседу. Он говорит, что лето было одно, но каждый провел его по-своему, и предлагает детям из всех событий вспомнить самое-самое интересное и изобразить на своих рисунках. В классе оживление. Дети стараются детально восстановить в памяти то, что им понравилось. Они охотно рассказывают о своих впечатлениях. Учитель выслушивает их, уточняет, какая была в то время погода, какое время дня, в каком месте происходило действие, какие краски им запомнились. По окончании урока учитель тщательно проверяет работы, подробно отмечает достоинства и недостатки в решении темы, в рисунке, в цвете, а затем анализирует их вместе с классом, дает оценку каждому рисунку. 1. Дайте оценку такой организации урока рисования. Раскройте дидактическое значение вступительной беседы. 2. О чем могут свидетельствовать рисунки детей? 3. Какие выводы может сделать учитель на основании рисунков? Задание №20. Прочитайте текст задачи. Студент-практикант, наблюдая за уроком учительницы, ловил каждое ее слово, каждый прием, каждое движение. А поучиться здесь было чему: урок проходил необыкновенно талантливо, темпераментно. На перемене практикант радостно сообщил своему товарищу: — Знаешь, все будет в порядке, я полностью записалее урок. На своем зачетном уроке практикант усиленно копировал учительницу. Он использовал ее примеры, шутки. Он старался передать даже интонацию ее голоса... и урок провалил. — Весь ход урока назубок выучил,— уныло говорил он. — И вот, на тебе, провалил. Как вы полагаете, почему не получился у практиканта хороший урок? Чем объяснить эту неудачу? Задание №21. Прочитайте текст задачи. Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема «Деепричастие». После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров. Затем, обращаясь к классу, учитель говорит: — Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите предложения с деепричастным оборотом. В классе тишина, звучит мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствовавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения. — Заметили вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например. — Нет,— ответила девочка.— Я песню слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца. Урок пришлось заканчивать учителю... без технических средств обучения. Чем объяснить эту неудачу на уроке? Задание №22. Прочитайте текст задачи. На уроке географии в 5-м классе изучение темы «Наша равнина и ее строение» прошло несколько не обычно. Была поставлена цель — ознакомиться с формами рельефа окружающей местности и изучить строение равнины по обнажениям. Маршрут был избран такой: вначале вышли на местность почти ровную, затем шли по направлению ее понижения, встречая иногда небольшие возвышения. Учительница объяснила, что такая местность называется равниной. Далее учительница повела учащихся на обрывистый берег реки, где ясно были видны пласты породы, и предложила рассмотреть их, после чего обратилась к детям с вопросами: Ясно ли видны пласты? Из каких пород они состоят? Как располагаются? Какова толщина пластов? Учащиеся зарисовали обрыв, начертили схему расположения пластов и цифрами указали их толщину. Затем собрали образцы пород, из которых сложено обнажение. В качестве домашнего задания учащимся было предложено написать отчет о том, что они видели во время урока-экскурсии. 1. Что обеспечило непосредственное восприятие новой темы? Проанализируйте ход урока и дайте оценку методам и приемам работы учителя. 2. Какова роль и значение данного урока в углублении знаний учащихся и осуществлении связи теории с практикой? Задание №23. Прочитайте текст задачи. На уроке ботаники изучается строение цветка. Ассистенты раздают живые цветки, после чего учитель приступает к объяснению новой темы. Он поднимает вверх один цветок и говорит: — Снаружи цветок имеет чашечку, которая состоит из зеленых листочков — чашелистиков. Видите ее? - Видим! — хором отвечает класс. — Дальше следует венчик. Он состоит из розовых лепестков. Вы видите их? — Видим! Иногда учащиеся, даже не глядя на цветок, отвечали «видим», «понимаем». Так прошло объяснение нового материала. Другой учитель изучение этой темы организовал по-иному. Сначала он провел предварительную беседу о строении цветка, использовав в качестве наглядного пособия его модель. На модели учащиеся увидели пестик и тычинки, рассмотрели их строение, усвоили символические обозначения формулы цветка. После этой беседы учитель раздал классу живые цветки и предложил: а) найти в цветке тычинки и пестик, выделить их, зарисовать, в подписях обозначить их строение, подсчитать количество и цифры поставить в формулу цветка; б) ознакомиться со строением околоцветника, установить, какими двумя органами он представлен, цифровые данные поместить в формулу. 1. Как был использован раздаточный материал каждым учителем? Определите роль и значение раздаточного материала. Задание№24. Прочитайте текст задачи. Многие старшеклассники обращаются к своим учителям с пожеланием, чтобы при анализе тонких и сложных переживаний Татьяны («Евгений Онегин»), Катерины («Гроза»), Давыдова («Поднятая целина») поговорить о любви и дружбе. По этому поводу некоторые учителя заявляют: — Разговоры с учащимися па такую тему будут только возбуждать те чувства, которые не свойственны этому возрасту. Все в зрелые годы придет и образуется само собой. — Беседы о любви лишь поощряют ранние браки. Интимные отношения, особенно в таком возрасте, не терпят назидательных сентенций. Эти учителя аргументируют невмешательство в интимные переживания своих воспитанников тем, что проявление интереса к любовным чувствам учеников встречает протест с их стороны и заканчивается провалом. 1. Правы ли эти учителя? Выскажите свои суждения по этому вопросу. 2. Какую работу и каким путем должен вести учитель с учащимися по этим вопросам? 3. Чем можно объяснить повышенный интерес старшеклассников к вопросам интимных переживаний? Задание №25. Прочитайте текст задачи. Толя, ученик 6-го класса, не хотел учиться. Он приходил в класс без учебников и тетрадей. На уроке мог закричать, замяукать. Если учитель не делает ему замечаний, он покричит и перестанет, а в противном случае ведет себя еще хуже. Учителя, работающие в этом классе, решили: не обращать внимания на его проделки. Класс тоже на них абсолютно не реагировал. Так почти весь год ни учителя, ни учащиеся не замечали Толю в классе. 1. Дайте оценку педагогической линии учителей. 2. Какие могли быть последствия в результате такого воздействия? Задание №26. Прочитайте текст задачи. Володя, ученик 6-го класса, не проявлял никакого интереса к уроку географии. Учительница принимала всевозможные меры воздействия па него, но отношение его к предмету оставалось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог провести спокойно, сосредоточившись на чем-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса. На замечания учительницы во время урока Володя без стеснения говорил: — Не люблю я географию, скучно на ней,— и продолжал заниматься посторонним делом. Перед учительницей встал вопрос: как привлечь Володю к активной работе на уроке. С этой целью она тщательно изучила характер и поведение нерадивого ученика, пошла к нему на дом. Из беседы с родителями учительница узнала, что у мальчика есть свои увлечения. Первое — собака. Часами мог он заниматься со своей собакой, дрессировать ее. А второе — столярное дело. Бабушка пожаловалась учительнице, что Володя «перепортил» немало досок: все время мастерит что-то. После этого учительница провела в классе, беседу о дикой собаке динго, о ее родине Австралии, а затем перевела речь на служебных собак, на то, как их дрессируют, и здесь рассказала ученикам, как учит свою собаку Володя. И неусидчивый Володя на этой беседе как будто прирос к парте: глаза его впервые открыто и прямо смотрели на учительницу, и первый раз она увидела в них выражение интереса к своему рассказу. А когда учительница рассказывала о Володе и его любимом деле, он, всегда бойкий и дерзкий, залился краской и очень смутился. Но вскоре Володя успокоился и с большим удовольствием стал отвечать на вопросы ребят, как он дрессирует собаку, кто его научил этому, что она умеет делать и т. д. По поручению учительницы Володя охотно сделал из дерева много различных пособий. На уроках она давала ему дополнительную нагрузку — составить план по рассказу урока, выписать из него трудные слова, подобрать иллюстрации и т. д. Володя стал неузнаваем. Он перестал скучать на уроках, прекратил неумные шутки и проделки, а к концу четверти заявил: — Оказывается, география не такая уж скучная!.. 1. Какой принцип воспитания был положен в основу воздействия на Володю и как он был реализован учительницей? 2. Приведите аналогичные примеры из личных наблюдений или же из литературы. Задание №27. Прочитайте текст задачи. Во многих школах существует и работает «Клуб старшеклассников». В клубе ведется тетрадь «Спрашивай — отвечаем». Школьников волнует очень много вопросов, и они записывают их в эту тетрадь. Заданные вопросы распределяются по темам, и по ним организуются диспуты, вечера ответов на вопросы. Наиболее распространенные темы: «Бывает ли настоящая дружба между мальчиком и девочкой?»; «Может ли хорошая дружба перейти в любовь?»; «Ты давно дружишь с человеком, он тебе правится, по вдруг узнаешь, что он совершил плохой поступок. Как надо поступить в таком случае: порвать дружбу или продолжать дружить»; «Прилично или неприлично ходить под руку с юношей, который тебе нравится?»; «Почему о любви должен сказать первым юноша, а не девушка?»; «Что такое хороший вкус?»; «В чем проявляется мещанство?»; «В чем сущность красоты человеческой души?» и др. 1. Дайте оценку такой организации воспитательной работы со старшеклассниками. 2. О чем говорят вопросы учащихся? 3. Подготовьте убедительный ответ на один из них. Задание №28. Прочитайте текст задачи. В 4-й класс пришел второгодник Шура. Мальчик любил чтение, а во всем остальном это был совершенно Как бы вы поступили в данной ситуации? Задание№29. Прочитайте текст задачи. Учительница начальных классов четвертый год воспитывает своих учащихся. Войдя в класс, она говорит: — На перемене, сказали мне, не все было у нас в порядке. Кто нарушил правила поведения? — Я нарушил,— встает провинившийся и чистосердечно рассказывает о своих проделках. Если кто-нибудь из ребят приходит к учительнице с жалобой па другого, она отвечает: — Не признаю твоей жалобы, скажи об этом всем. А перед началом контрольной работы учительница всегда напоминает: — Как мы будем поступать сейчас во время работы? — Работать самостоятельно. — Честно. — Показывать то, что знаем. 1. Какие приемы использует учительница в нравственном воспитании детей? 2. Почему учительница так реагирует на жалобы детей? 3. Какую цель преследует учительница, напоминая учащимся, как следует поступать во время работы? Задание №30. Урок проводится по следующему плану: 1) Разъяснение темы и задач урока. 2) Опрос: проверка выполнения домашнего задания и знаний учащихся, дальнейшее углубление, обобщение и закрепление знаний. 3) Переход к изучению нового материала. 4) Изучение нового материала. 5) Закрепление изученного на уроке. 6) Домашнее задание: разъяснение его содержания и приемов выполнения.
Таблица рейтингового контроля по учебной дисциплине «Педагогика» (1 полугодие)
Таблица рейтингового контроля по учебной дисциплине «Педагогика» (2 полугодие)
Литература 1. Аймонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты.- М.: 2002 2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие.: Академия, 2001. 3. Закон РФ «Об образовании» 4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под. ред. Н.Л. Селивановой.- М., 2000 5. Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004 6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный.- М.- Ростов-на-Дону, 2005 7. Константинов Н.А. История педагогики.- М.: Просвещение,1982 8. Конституция РФ 9. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. 10. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 11. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 12. Маркова А.К. Матис Т.А. Возрастные особенности мотивации учения и умения у школьников учиться М.: Просвещение.1990 13. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. - М., 2008. 14. Педагогика профессионального образования:учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 368 с 15. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1999 16. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, Москва, Владос пресс, 2001.. 17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.,2000 18. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002 19. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999 20. Учебно- воспитательные комплексы- новый тип школы для XXI века / Под ред. И.Ф.Исаева.- Белгород, 2001 21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 22. Хуторской А.В. Современная дидактика.- М.: 2002. 23. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении.- М.,1999 24. Энциклопедия профессионального образования.- М.: Маяк,2003
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |