Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действия руководства страны и денежных властей




 

В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили1089 млрд. рублей (2,6% ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики- 304 млрд. рублей.

Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:

Субординированные кредиты - 450 млрд. рублей;

Рекапитализация и другие меры прямой поддержки- 335 млрд. рублей;

Рекапитализация Агентства по страхованию вкладов - 200 млрд. рублей;

Рекапитализация банков - 75 млрд. рублей;

Рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию- 60 млрд. рублей.

Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

Меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей- 272 млрд. рублей;

Снижение налогового бремени - 220 млрд. рублей;

Поддержка отраслей - 52 млрд. рублей;

Меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению - 32млрд. рублей;

Приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения - 32млрд. рублей.

На 2009 год объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики- 798,3 млрд рублей, на помощь регионам- 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения- 111,5 млрд рублей.

Август- октябрь 2008 года

Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре- 763 млрд рублей(лимит повышен до 1,5 трлн рублей);ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков.

В сентябре-октябре2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, "это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора".

7 октября2008 года Президент России Д. Медведев, после совещания с экономическим блоком правительства, сказал, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ - до 200 млрд рублей, Рос сельхозбанк- до 25 млрд рублей; оставшиеся225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать15% уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.

The Financial Times от10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: "Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах."

10 октября2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности поправки разрешают размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря2019 года на общую сумму не более450 млрд рублей по ставке 7% годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым "законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность".Аналитики, опрошенные журналом "Эксперт", позитивно оценили принятые меры: "Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках".

Также10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения гос. Средств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития(Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться "более двух лет", а роста российских активов "нужно будет ждать в течение 3-5 лет".

За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17октября 2008 года индекс РТС упал на 21%. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более73%, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая2008 года до 667,62 пункта17 октября 2008 года.

13 октября2008 года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником Президента А. Дворковичем, что законы касаются "одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке - имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов."Дворкович, со своей стороны, сказал, что для "начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке" будет достаточно акта Правительства, проект которого "подготовлен".

Русский Newsweek от 13 октября2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт" риск национализации" и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А.Е. Лебедев: "В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом. "Политолог А. Белковский считал, что "те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель - на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты. "Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября2008 года: "Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. - это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей."

23 октября2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008-2010годы, которые увеличивают финансирования по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на "спецмеры" по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг.

27 октября2008 года, в обстановке секретности, Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделение денег ряду компаний, распределив около $10 млрд из общей суммы$50 млрд: в числе компаний, спасаемых от проблем сmargin call, были UC Rusal, ритейлерX5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы- $4,5 млрд - досталась компании О. Дерипаски UC Rusal.

Ноябрь- декабрь 2008 года

8 ноября2008 года Председатель Правительства В. Путин утвердил подготовленный в соответствии поручением президента Дмитрия Медведева "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики".

11 ноября2008 года Президент Д. Медведев в Кремле на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты (ТПП)России заявил о необходимости сократить число посредников, участвующих в распределении государственных ресурсов конкретным предприятиям; также было сказано о необходимости усиления государственного контроля за деятельностью банков. В тот же день ЦБ РФ объявил о "расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики- рублёвой стоимости бивалютной корзины" симметрично в каждую сторону.

Газета "Ведомости" от 17 ноября 2008года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: "Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, - с одной стороны, довольно общее заявление, с другой - накладывает некие ограничения, прежде всего моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники" двадцатки “смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на5-25%. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии. ". Утверждённый ранее, 8 ноября2008 года, Председателем Правительства В. Путиным "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики "предусматривал повышение импортных пошлин на широкий круг товаров.17ноября В. Путин публично поставил под сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнит решения саммитаG20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.

19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин утверждал: "Достигнутые показатели объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты."

20 ноября, выступая на10-м съезде "Единой России" лидер партии В. Путин предложил снизить налоги на бизнес. В тот же день Президент Медведев пригласил ряд крупнейших предпринимателей России (Владимир Потанин ("Интеррос"),Алишер Усманов("Металлоинвест"),Михаил Фридман("Альфа-групп"),Виктор Вексельберг("Ренова"), Михаил Прохоров ("Онэксим"),Олег Дерипаска("Базэл"), Алексей Мордашов("Северсталь"),Алексей Миллер("Газпром"),Игорь Зюзин("Мечел"), Владимир Лисин (НЛМК),Виктор Рашников(ММК), Дмитрий Пумпянский(ТМК), Владимир Богданов("Сургутнефтегаз"),Вагит Алекперов("Лукойл")) на ужин в своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведев заинтересовался, кто уже успел получить госкредиты. Оппозиционный политик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как "имитационные".

21 ноября Наблюдательный совет ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической группы Evraz Group на$1,8 млрд.

24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно расширил валютный коридор на 30копеек в обе стороны, что привело в совокупному падению рубля к корзине валют примерно на9% с максимума, отмеченного в августе 2008.Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до 13% и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования ЦБ банков на безналоговых аукционах.

19 декабря на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности был принят пакет протекционистских мер с целью поддержания российского автопрома.

25 декабря Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на получение прямой государственной поддержки. В этот список вошли 295 предприятий. Кроме того, был опубликован список из 1148регионально значимых предприятий, которые также могут претендовать на прямую господдержку.

2009 год.

19 января Председатель Правительства В.В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть(Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3%, инфляция- на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5% ВВП.10 марта министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год. 27марта 2009 года Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к Бюджетному кодексу, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов).

Как отмечал 27 апреля журнал "Эксперт", "мартовская статистика показала, что спад в российской промышленности закончился", "всего на 7%сократились реальные доходы населения, всего на 11% - объемы розничной торговли и не дотянуло до20% сокращение инвестиций. Такие соотношения не характерны для затяжных рецессий. Скорее они характерны для краткосрочных, но энергичных спадов". В июне 2009 года В.В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой - социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.


 

Заключение

 

 

Тема мирового экономического кризиса интересна, думаю не только мне. Она будет актуальной еще большое количество времени, а, может быть, и всегда, так как я не думаю, что в ближайшее время экономисты научаться сглаживать цикл до такой степени, чтобы ее амплитуда колебаний была равна нулю. При амплитуде колебаний больше нуля- это уже цикл.

Когда наблюдаешь, как назревают и происходят кризисы в странах-лидерах, таких как США, Япония, Германия, Англия, Франция, то невольно задумываешься, что даже такие богатые страны, имеющие столько специалистов, средств, влияния до сих пор не могут избежать кризисов..

Россия же - уникальная страна. Если в Европе многие страны в общем схожи по экономической структуре, экономике, культуре, то Россия - страна, аналогов которой в мире нет и не будет.

По моему мнению, наша экономика превзойдет многих своих зарубежных партнеров не только из-за собственных успехов, но и по причине крупных неудач этих самых зарубежных партнеров. Говоря иначе, рубль превзойдет доллар еще и потому, что именно "вечнозеленая" валюта начнет стремительно "деревенеть".

Экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями.

Падение значения нефти для глобального хозяйства приведет к ослаблению политического влияния страны и мощи сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и потребует от России отраслевой переориентации, что, вероятно, обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями.

Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Страна выйдет из кризиса совершенно другой. Ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики упадет.

Однако в условиях повышательной волны качественные трудовые и интеллектуальные ресурсы России неминуемо будут востребованы.

Теоретически Россия еще имеет шанс избежать разрушительных последствий кризиса, удар которого по странам - экспортерам сырья окажется особенно сильным. Для этого необходимо понизить уязвимость национального хозяйства, переориентировав его на опережающее технологическое развитие.

Однако не вызывает сомнение, что правительство, располагая всеми необходимыми ресурсами, не пойдет на это.

Структурное переориентирование экономики не выгодно "Газпрому" и другим сырьевым компаниям, а потому не реализовывалось прошедшие десять лет и не предполагается к осуществлению.

Все положительные перемены в национальном хозяйстве могут быть осуществлены только стихийно в процессе полномасштабного поражения России кризисом.


 

Список используемой литературы

 

 

Георгий Дерлугьян "Конец прекрасной эпохи." "Эксперт" (6 октября 2008).

Егор Лысенко, Алексей Полухин "Стаблюди" "Новая газета" (30 октября 2008 (№ 81)). - "Называем поименно тех, кто получит все наши деньги."

Максим Рубченко "Изменись - или проиграешь". "Эксперт" (20 октября 2008 (№ 41)).

Михаил Прохоров "Кризис: Психология момента: матрица перезагружается." "Ведомости" (11 ноября 2008 (№ 213)).

Никита Кричевский "Сплавы России." "Новая газета" (9 февраля 2009 (№ 13)).

Олег Буклемишев "Антикризисный саммит: Прощай, консенсус." "Ведомости" (13 ноября 2008).

Электронные ресурсы:

old. vedomosti/newspaper/article. shtml? 2008/10/02/163334

all-of-all/digest/crisis/

ap7/prognozy/konvertiruemost_russkogo_rublja.html

arteksgroup

expert/economy/

kroufr/forum/index. php? topic=7093.0


 

Словарь

 

 

Экономи́ческий пузы́рь (также называемый «спекулятивным», «рыночным», «ценовым», «финансовым») — торговля крупными объёмами товара или чаще производных бумаг по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным спросом на некий товар, в результате чего цена на него значительно вырастает, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса. Единого мнения о причинах возникновения пузырей и этапах их развития в экономической теории нет. Существуют гипотезы, рассматривающие возникновение экономических пузырей как следствие неопределённости истинной стоимости, результат спекуляций или случай ограниченной рациональности. Совсем недавно была высказана гипотеза, что пузыри в конечном счёте возникают в результате ценового сговора или институционализации рынка капитала (роста доли корпоративных инвесторов). Для каждой из предложенных гипотез, однако, известны случаи возникновения пузырей, отрицающие их главные постулаты. Поскольку на реальном рынке трудно выявить истинную стоимость товара, пузыри, как правило, обнаруживаются только пост-фактум, после внезапного падения цен. Такое падение известно как «схлопывание» пузыря. И рост, и схлопывание пузыря являются примерами регулирования с положительной обратной связью, в отличие от регулирования с отрицательной обратной связью, которое должно определять равновесную цену в случае нормальных рыночных условий. Цены в экономическом пузыре зачастую хаотически флуктуируют и не могут быть определены исключительно из соотношения спроса и предложения.

Экономические пузыри в целом считаются вредными для экономики, поскольку приводят к неоптимальному распределению и расходу ресурсов. Кроме того, обвал, обычно следующий за экономическим пузырем, может уничтожить огромное количество капитала и вызвать продолжительный спад в экономике. Длительный период «безрисковых» прибылей может просто продлить период спада, как это было для значительной части мира во время Великой депрессии в 1930-х годах и в 1990-х в Японии, во время бума недвижимости. Последствия схлопывания пузыря могут не только опустошить национальную экономику, но и откликнуться за её границами.

Ещё один важный аспект экономических пузырей — их взаимодействие со сформировавшейся традицией расходования. Участники рынка с переоценёнными активами склонны тратить больше, поскольку чувствуют себя богатыми. Когда пузырь неожиданно «схлопывается», держатели переоценённых активов обычно испытывают чувство обеднения и склонны максимально урезать свои расходы, что приводит к замедлению экономического роста и, что ещё хуже, углублению кризиса. Таким образом, задачей центрального банка является слежение за адекватностью оценки активов и принятии мер для сглаживания спекулятивной, активности. Обычно такой мерой является увеличение ставки рефинансирования, то есть стоимости заёмных денег.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.