КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Система методов и форм воспитания. Педагогическое взаимодействие в воспитании
Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.
Классификация методов воспитания: 1. По характеру воздействия на личность воспитанника: а) убеждение, б) упражнение, в) поощрение, г) наказание. 2. По источнику воздействия на л-ть восп-ка: а) словесные; б) проблемно-ситуативные; в) м-ды приучения и упражнения; г) методы стимулирования; д) м-ды торможения; е) м-ды руководства; ж) м-ды самовосп-я. 3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы: а) влияющие на нравственные установки, б) влияющие на привычки; 4. По направленности воздействие на личность воспитанника методы воспитания делятся на: а) формирующие мировоззрение, б) организующие деятельность; в) оказывающие помощь воспитанникам 5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания — самовоспитания». Это методы воздействия: а) на интеллектуальную сферу (убеждение — самоубеждение); б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) — мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение — самовнушение); г) волевую сферу (требование — упражнение); д) сферу саморегуляции (коррекция поведения — самокоррекция); е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации — социальные пробы); ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм — рефлексия). Методы формирования сознания личности Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Рассказ используется преимущественно и мл. и ср. классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное. Объяснение форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений. Разъяснение - влияние на сознание и чувства, закрепляет новые качества и формы поведения. Внушение – воздействие на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает воздействие. Увещевание – принимает форму похвалы, обращения к чувствам собст.достоинства или возбуждения стыда, покаяния и т.д. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателя и воспитанника. Диспут - живой, горячий спор на разные темы. Пример – метод, дающий конкр.образцы для подражания, формирующий сознание, чувства. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Упражнение – многократное выполнение требуемых действий, доведение до автоматизма. Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Требование – метод, с помощью которого поведения вызывает, стимулирует, или тормозит определенную деятельность. Поручение – метод, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. Создание воспитывающих ситуаций - организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Методы стимулирования поведения и деятельности. Поощрение – выражение положительной оценки действий. Наказание – метод, который должен предупреждать нежелательные поступки. Соревнование – метод, направленный на удовлетворение естественной потребности в соперничестве и лидерству. Все формы воспитательной работы – это мероприятия, характеризующиеся целевым, организационным и содержательным единством. Классификация форм: в зависимости от количества участников (инд – е, коллективные); … от преимущ. используемого средства – игровые, трудовые, общение. … от преимущ. используемых методов – словесные, наглядные. от вр.проведения – кратковрем., продолжительные, систематические. от времени подготовки – экспромтные, или с предварит. подготовкой. от способа влияния педагога – непосредственное, опосредованное. от субъекта организации – педагоги, родители и т.д. от рез-та – направленные на обмен инф-ей, на выработку общ.решения. Пед.взаимодействие опр-ся как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познав. д-ти и др. общественно значимых качеств л-ти. Выделяют след. составляющие: 1) общение как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совм.д-ти, в кот. входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания др. ч-ка, познание самого себя; 2) совм.деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов матер. и дух.культуры. Пед.взаимодействие имеет 2 стороны: функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями пед.процесса, в котором учитель выполняет опр.роль: организует и направляет д-ть уч-ся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее. Личностная сторона пед.взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с уч-ми, передаст им свою инд-сть, реализуя собст.потр-ть и спос-ть быть л-тью.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |