Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования сознания личности




Для формирования взглядов, понятий, убеждений используется методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей - служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - наиболее распространенный метод убеждения школьников. Цель - раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помощь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введения в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил. Внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запущенными детьми. Реакция коллектива и отдельных ребят на внушающее воздействие дает информацию о степени их комфортности, подверженности психологии толпы, «митинговым страстям» и об их способности разумно оценивать внушаемое, относиться к нему критически и бороться против него. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитания и воспитанников Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа.

Важные вопросы методики ее проведения: выбор темы, ее подготовка и проведение. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знании и опыта детей, их поведение. Моральные нормы, будучи отвлеченными понятиями, осознаются школьниками труднее, чем правила Грамматики или математики Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности.

Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры.

Другая разновидность беседы - индивидуальная беседа, которая проводится с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Проводить такие беседы с детьми необходимо в определенной системе. После беседы учитель намечает систему дел, направленных на закрепление правил поведения.

Беседа начинается с восприятия конкретного материала - с поступка того или иного ученика, статьи из газеты, отрывка из книги. Затем идет обсуждение воспринятого Учащиеся приводят аналогичные факты из своих наблюдений, рас сказов взрослых. На основе этого делаются выводы о том, как надо вести себя школьникам.

Диспуты - это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы. В основе диспута - спор, борьба мнений. К диспуту нужно готовиться: разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений.

Пример - воспитательный метод, в основе которого действие, служащее образцом для подражания. Преклонение перед выдающимися людьми связано с желанием юноши или девушки определить свое место в жизни. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. Но в воспитании нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.