Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовоспитание и сознательная дисциплина




Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Самовоспитание у детей происходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье. Ребенок не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Поэтому самовоспитание - это необходимый этап в совершенствовании личности, когда идет активная работа над собой (осознание своих недостатков и соотнесение их с достоинствами и недостатками своей личности, желание исправить недочеты в поведении, в характере).

Самовоспитание включает умение ребенка ставить перед собой определенную задачу, иметь внутреннее желание ее выполнить, по ходу выполнения осознать необходимость ее выполнения; отдавать себе отчет в том, что сделано, а что еще не сделано или сделано плохо; контролировать себя и оценивать результаты выполнения поставленной задачи.

К самовоспитанию школьника побуждают как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование.

Методы самовоспитания:

Личные обязательства - перечень добровольных заданий ребенка самому себе на определенный период времени.

Самоотчет повышает ответственность ребенка за свои дела, приучает самого отвечать за свои действия и поступки, помогает обмениваться опытом работы по самовоспитанию.

Самоанализ - это размышление над отдельными качествами своей личности, в целом над собой (что я могу, что я за человек?). Самоанализ приучает ребенка думать над своими действиями и поступками, устанавливать причинно-следственные связи.

Самоконтроль - это регулярная запись своего поведения с целью выявления новых качеств характера и борьбы с недостатками.

Самооценка помогает взвесить и оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку развитию как отдельных качеств личности, так и личности в целом, вызвать

неудовлетворенность своим поведением. Важно научить ребенка правильно оценивать себя, свое поведение, не завышать и не занижать самооценку, не переоценивать себя.

Сознательная дисциплина - интегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования; Дисциплина учащихся - строгое и точное соблюдение установленного в учебном заведении порядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, требований учителей и школьного коллектива, сознательное подчинение своему долгу. Будучи результатом разносторонней воспитательной работы, дисциплина учащихся сама является важным средством воспитания, выработки сознательности, организованности, культуры труда, разнообразных качеств школьника.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности. В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию. Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.