КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззренческое воспитание
Мировоззрение целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрение лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся как к настоящему, так и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядро - взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной, целеустремленной воли. Общественные функции мировоззрения: Просветительная функция (научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, вооружает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации). Воспитательная функция мировоззрения (принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности). Развивающая функция (внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление). Организационная функция (мировоззрение - исходная позиция в практической деятельности людей). Прогностическая функция научного мировоззрения (знание законов общественного развития, в научно-теоретическое и практическое осмысление тенденции, выдвижение идей по созиданию будущего в настоящем). Цель мировоззренческого воспитания - сформирование устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли и поведения. Задачи мировоззренческого воспитания: формирование научных взглядов и убеждений, объясняющих мир, критического отношения к антинаучным представлениям, обоснованных методологических подходов к познанию и деятельности. Формирование мировоззрения проходит ряд этапов: I. Определение места каждой учебной дисциплины в общей системе работы школы по формированию мировоззрения учащихся, установление межпредметных связей, выделение основных философских, социально-политических и нравственных идей, которые под руководством учителя могут быть сформированы у учащихся на основе глубокого и прочного усвоения учебного материала, во внеучебной и самостоятельной работе. II. Осмысление учителем выделенной идеи и расчленение ее на ряд ступеней, усложняющихся в логическом и фактическом отношениях, располагает их последовательно на протяжении всего изучения учебных предметов. Каждая ступень развития той или иной идеи должна быть педагогически оправданна, поставлена в связь с психологическими особенностями школьников данного возраста, с их личным опытом и с кругом их представлений в области данного учебного предмета, а также смежных дисциплин. III. Группировка мировоззренческих выводов с учетом возможностей их осмысливания учащимися при анализе фактов, событий, явлений; при выявлении закономерностей в пределах темы, раздела; в процессе изучения всего предмета; при установлении межпредметных связей; при установлении связи с жизнью, с личным опытом учащихся. IV. Распределение мировоззренческих выводов, вытекающих из изучаемого материала, по темам и отражение их в поурочных планах, в заданиях для самостоятельной работы учащихся. Учитель определяет приемы познавательной деятельности учащихся, методы и формы обучения, с помощью которых он может управлять учением школьников, формированием у них основ мировоззрения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |