Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая конструкция (элементы) налога 1 страница




Целевые фонды в составе Республиканского бюджета

Права и обязанности инспекций Министерства по налогам и сборам

 

Министерство по налогам и сборам является органом специальной компетенции, осуществляющее в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации МНС имеет свои органы на областном, го­родском и районном уровнях. Полномочия налоговых органов и их должностных лиц закреплены в Общей части НК РБ и Положении о МНС РБ (утв. пост. СМ РБ № 1592 от 31.10.2001 г.).

Министерство по налогам и сборам выполняет следующие функции:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • ведение государственного реестра налогоплательщиков;
  • контроль за соблюдением установленного порядка приёма наличных денежных средств при реализации продукции;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

§ проводит разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о налогах;

  • рассматривает в пределах компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от физических лиц;
  • разрабатывает в пределах компетенции предложения по совершенствованию политики и законодательства в области налогообложения;
  • проводит проверку деятельности инспекций МНС и по их результатам принимает меры к устранению выявленных недостатков.

Инспекции Министерства по налогам и сборам в пределах своей компетенции имеют право:

1. получать от плательщика необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика;

2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка;

3. заявлять ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

4. в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления) о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика;

5. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

6. при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

7. вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

8. в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика, которые являются объектами нарушения налогового законодательства.

Инспекции Министерства по налогам и сборам и их должностные лица обязаны:

1.действовать в строгом соответствии с законодательством;

2. корректно и внимательно относиться к плательщикам, их представителям, не унижать их чести и достоинства;

3. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;

4. вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других установленных законодательством реестрах;

5. издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков по их запросам;

6. в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки;

7. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном законодательством;

8. требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований;

9. соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;

10. принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

  1. Понятие и социально-экономическая сущность бюджета, его содержание

Бюджет – центральное звено финансовой системы. Бюджет можно рассматривать как экономическую, материальную и правовую категории.

Экономическое понятие бюджета – система экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

Как материальная категория бюджет – это централизованный денежный фонд, его физический объём по доходам и расходам. Именно этот аспект используется в официальных документах (правовых актах) при утверждении бюджетов различных уровней.

Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план образования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (ст.1 Закона «О бюджетной системе Респпублики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»).

Бюджет выступает необходимым рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и финансовой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.

При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, когда расходная часть равна доходной части бюджета. При не сбалансированности бюджета имеет место дефицит или профицит. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается законом, которым утверждается республиканский бюджет на очередной финансовый (бюджетный) год. Не допускается принятие решений, которые приводят к образованию дефицита бюджета или увеличению его размера относительно утвержденного. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту, местных бюджетов – в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета (ст.17 Закона «О бюджетной системе...»).

 

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, тогда применяется секвестр или блокирование. Секвестр – это пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование – это временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета. Защищенные статьи – это установленные законодательством статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке в полном объеме и не подлежат секвестру или блокированию. (заработная плата, трансферты населению, проценты по государственному долгу),

Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке установленном законодательством.

 


  1. Понятие бюджетного права Республики Беларусь, его источники и субъекты. Бюджетные правоотношения и их особенности

Бюджетное право – основной институт финансового права, пред­ставляющий собой совокупность финансово-правовых норм, устанавли­вающих структуру бюджетной системы Республики Беларусь, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их распределения между раз­личными бюджетами, бюджетные права Республики Беларусь и ад­министративно-территориальных единиц, а также регламентирующих бюджетный процесс.

Нормы бюджетного права содержатся в различных источниках. Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующими бюд­жетные отношения, являются: Конституция Республики Беларусь; За­коны Республики Беларусь: «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», «О бюджетной классификации Республики Бе­ларусь», ежегодно принимаемый «Закон о бюджете Республики Беларусь на … год» (решения местных Советов депутатов о местных бюджетах на очередной финансовый (бюд­жетный) год); декреты и указы Президента Республики Беларусь; поста­новления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь и других органов государственного управления; нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.

Бюджетное право, регулируя относящиеся к его предмету обще­ственные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяя их юридическими правами и обязанностями. Но­сители юридических прав и обязанностей в отношениях по образова­нию, распределению и использованию бюджетов всех уровней имену­ются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права Республики Беларусь входят: Республика Беларусь; органы госу­дарственной власти, в том числе местного управления и самоуправле­ния; бюджетные учреждения.

Субъекты бюджетного права, реализуя бюджетно-правовые нор­мы, вступают в бюджетные правоотношения. Бюджетные правоотно­шения - это урегулированные нормами бюджетного права обществен­ные отношения по образованию, распределению и использованию средств государственного и местных бюджетов. Бюджетные правоот­ношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, харак­теризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:

Ø они возникают в связи с образованием, распределением и исполь­зованием централизованных государственных денежных фондов и денежных фондов соответствующих административно-территориальных об­разований;

Ø права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансо­вого плана;

Ø в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления;

Ø бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года.

Бюджетные отношения по функциональному признаку могут быть классифицированы как:

Ø отношения, касающиеся бюджетного устройства и бюджетной системы;

Ø отношения, связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов государственного бюджета и распределением их между звеньями бюджетной системы;

Ø отношения, по поводу разграничения полномочий, прав и обязанностей между республикой и местным самоуправлением;

Ø отношения по участию в бюджетном процессе;

Ø отношения по поводу дефицита бюджета и источников его финансирования, а также по обслуживанию внутреннего государствен­ного долга.

 

  1. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы Республики Беларусь и принципы её построения (ст.4 Закона о бюджетной системе ….»). Бюджетное устройство определяется административно-территориальным делением государства.

Бюджетная система Республики Беларусь представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского и местных бюджетов. С понятием бюджетной системы тесно связано понятие «консолидированный бюджет», который определяется как совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно - территориальной единицы. Данное понятие использутся для расчетов при подготовке проектов бюджетов и анализа результатов их исполнения.

Бюджетное устройство базируется на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, статистической отчетности и бюджетной информации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты проявляется в том, что все доходы и расходы республиканского и местных бюджетов определенные налоговым и бюджетным законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме.

Принцип реальности выражается в максимально возможном выявлении всех источников формирования бюджета, что позволяет не занижать его доходную часть, при этом объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов.

 

Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением проектов бюджетов всех уровней, вплоть до утверждения в качестве закона с последующим обязательным опубликованием в СМИ;

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Соблюдение перечисленных принципов бюджетной системы позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечить исполнение всех функций бюджетов.

 


  1. Состав доходов и расходов бюджетов. Оборотная кассовая наличность

Республиканский и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Доходы можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. В зависимости от права собственности выделяют собственные и заемные. Собственные доходы бюджетов закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. При недостаточности собственных источников используются заемные средства. Источниками заемных средств могут быть: бюджетные займы, банковский кредит.
  2. В зависимости от условий зачисления в бюджет различают закреплённые и регулирующие доходы. Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированных процентах (суммах) на постоянной долговременной основе зачисляются в соответствующий бюджет. Регулирующие – расп ределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами на основе решений органов власти, принимаемых при утверждении своих бюджетов
  3. По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые. Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в бюджет. К неналоговым доходам относятся доходы от использования государственной собственности, поступления по штрафам и санкциям, доходы от продажи земли и прочие.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, направляются на проведение капитального ремонта и иные нужды, связанные с расширенным воспроизводством. Текущие расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, и другие расходы, не включенные в капитальные.

Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах за счет остатка средств по соответствующим бюджетам на начало планируемого бюджетного года и доходов бюджетов текущего года образуется оборотная кассовая наличность, которая используется в течение бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года до размеров, установленных при утверждении бюджета. Максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета.

 


 

Под государственным целевым бюджетным фондом понимает­ся фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назна­чения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюд­жетных фондов ежегодно устанавливается в Законе о бюджете на оче­редной финансовый (бюджетный) год. В соответствии со ст. 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» в республиканский бюджет включены средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяй­ственной продукции, продовольствия и аграрной науки; республиканского дорожного фонда; республиканского фонда охраны природы; инновационных фондов; часть средств государственного фонда содействия занятости, а также средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. С 1996 года в целях оказания государственной поддержки сель­скохозяйственным предприятиям был образован Республиканский внебюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйствен­ной продукции и продовольствия, который с 1998 г. является государ­ственным целевым бюджетным фондом (Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки). Данный фонд формируется за счет отчислений всеми субъектами хозяйствования в размере 1 % вы­ручки от реализации продукции (работ, услуг). Поступающие в ука­занный фонд средства направляются на укрепление материально-технической базы производителей сельскохозяйственной продукции и на создание механизированных отрядов.

Для финансирования мероприятий по реализации государствен­ной политики занятости населения в условиях перехода к рыночным от­ношениям в Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Бела­русь» был создан Государственный фонд содействия занятости, кото­рый с 1998 г. является государственным целевым бюджетным фондом и предназначен для страхования от безработицы и финансирования меро­приятий по обеспечению занятости населения. Средства данного фонда формируются за счет:

1) обязательных отчислений предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями независимо от форм собственности и хозяйствования (включая предприятия с иностранными инвестициями), предпринимате­лями в размере 1 % от фонда оплаты труда;

2) ассигнований из республиканского и местных бюджетов;

3) добровольных пожертвований и иных поступлений.

Средства данного фонда используются на оказание помощи не­занятому населению; посредничество в трудоустройстве; организацию и проведение работ по профессиональной ориентации и подготовке; пе­реподготовку высвобождаемых работников и незанятых граждан; вы­плату пособия по безработице; организацию общественных работ; со­держания службы занятости.

Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Беларусь осуществля­ется за счет целевых средств, накапливаемых в дорожных фондах, ко­торые подразделяются на республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды. Указанные фонды образуются в соответствии с За­коном Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. «О дорожных фондах в Республике Беларусь».

Средства дорожных фондов образуются за счет:

  • налога с пользователей автомобильных дорог;
  • налога с продаж автомобильного топлива;
  • налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностран­ных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользо­вания Республики Беларусь.

Средства дорожных фондов расходуются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользо­вания, а также на управление дорожным хозяйством.

Для покрытия неотложных расходов, которые не могли быть предусмотрены при составлении бюджета, в проекте республиканского бюджета ежегодно предусматриваются ассигнования на образование резервного фонда Президента Республики Беларусь, фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и другие резервы.

Республиканский фонд охраны природы формируется за счет платежей поступающих от пользователей природных ресурсов и платежей за размещение отходов производства, а также выбросы сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Все средства, в т. ч. средства местных фондов охраны природы аккумулируются в республиканском фонде охраны природы и используются на природоохранные мероприятия, включая рекультивацию земель.

Инновационные фонды образуются за счет отчислений республиканским органам госуправления (Министерствам, Госкомитетам, иным организациям, подчиненным СМ РБ, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам), в размере не более 0,25% от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в их ведении организаций, в т. ч. организаций имеющих доли (акции) госсобственности в уставных фондах, пропорционально доле этой собственности. Для отдельных органов управления устанавливаются повышенные нормативы отчислений (Министерства энергетики, Госкомитета по авиации – не более 19%). Отчисления относятся на себестоимость и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров(работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

Порядок использования средств инновационных фондов определяется Правительством РБ. Средства этих фондов по отраслевой принадлежности направляются на финансирование отраслевых программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых технологий и оборудования.

26. Бюджетная классификация и её правовое значение

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О бюджетной классификации» от 5.05.1998 г. «бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанных на их экономической характеристики..

Бюджетная классификация является единой и включает:

  • классификацию доходов;
  • классификацию расходов (функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов);
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов всех уровней;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
  • классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;
  • классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Классификация облегчает составление проектов бюджетов, контроль за исполнением бюджетов и позволяет провести анализ эффективности исполнения бюджетов одного уровня. Бюджетная классификация обеспечивает адресное выделение бюджетных средств.

В бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку это нормативный акт, лежащий в основе составления и исполнения бюджетов.

 


28. Бюджетное регулирование: понятие, цель и методы

Бюджетное регулирование – составная часть бюджетного процесса, представляет собой перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.

Цель бюджетного регулирования – достижение бездефицитного сбалансированного бюджета и определение регулирующих источников доходов, которые обеспечивают в течение года регулярные поступления средств в бюджет.

Методы бюджетного регулирования:

1. метод процентных отчислений – установление нормативов отчислений по регулирующим источникам в процентном отношении к общему объёму поступающих по ним средств при утверждении вышестоящих бюджетов (см. напр.: ст.7 З-на о бюджете … на 2005 год);

2. метод дотаций -- выделение денежных средств из вышестоящего бюдже­та на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета;

3. метод субвенций – выделение денежных средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим на конкретные цели;

4. метод субсидий – выделение денежных средств в твёрдой сумме из вышестоящих бюджетов нижестоящим для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующих административно-террито­риальных единиц.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций, суб­венций и субсидий из республиканского и других бюджетов устанавливаются соответствующими органами представительной влас­ти по предложениям Министерства финансов и финансовых органов.

 


28. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии

Правовые основы бюджетного процесса закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст., ст. 84; 97; 107; 121), а также в главе 3 Закона «О бюджетной системе … и гос. внеб. фондах»).

Бюджетный процесс рассматривается как деятельность государства и как правовая категория.

Бюджетный процесс – деятельность государственных органов по осуществлению следующих задач (которые совпадают со стадиями бюджетного процесса):

  • составление проекта бюджета
  • рассмотрение проекта бюджета
  • утверждение бюджета
  • исполнение бюджета – основная стадия
  • составление и утверждение отчета об исполнении бюджета

Бюджетный процесс – это совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря, который называется финансовый (бюджетный) год и совпадает со стадией исполнения бюджета. Счётный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц.

Бюджетный процесс базируется на общих и специфических принципах:

1. Общие: демократии

законности

2. Специфические:

q ежегодности (бюджет принимается сроком на один год);

q специализации бюджетных показателей (бюджеты всех уровней составляются в соответствии с единой бюджетной классификацией);

q адресного и целевого характера бюджетных средств (средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и являются целевыми);

q разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти (составление и исполнение бюджетов - компетенция органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – компетенция органов представительной власти.

 


  1. Стадия составления проекта бюджета

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства РБ и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Практическую работу по подготовке проектов бюджетов осуществляют финансовые органы

Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный Банк Республики Беларусь ежегодно до 1 августа предшествующего очередному финансовому году разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, а также основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, после чего эти документы, а также проекты республиканского и консолидированного бюджета представляются на рассмотрение Правительства, после их одобрения направляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент проект Закона о бюджете Республики Беларусь со следующими приложениями:

q пояснительная записка к проекту бюджета;

q основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

q проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый год;

q прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый год.


  1. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета

Внесенный Президентом Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год направляется в постоянную комиссию Палаты представителей На­ционального Собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике, после чего, в случае его одобрения, он выносится на рассмотрение сессии Парламента Республики Беларусь. Проект зако­на о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджет­ный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответ­ствии с Конституцией Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.