Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия индивид, субъект деятельности, личность 4 страница




В заключение мы хотим привести еще некоторые замечания, которые должны по преимуществу иметь в виду подростки при вступлении в юношеские годы. В это время молодые люди начинают придавать значение известным различиям между людьми, чего они ранее не делали, прежде всего — различиям между полами. Природа скрывает это под неким покровом таинственности, как если бы это было чем-то не совсем достойным человека; лишь животной потребностью. Однако, природа позаботилась и о том, чтобы привести дело продолжения рода в связь со всякой, какая только возможна, нравственностью. Даже дикари поступают в этом случае с некоторой стыдливостью и застенчивостью. Иногда дети задают взрослым любознательные вопросы, например,, откуда берутся дети и т.п. Но их можно легко угомонить, или давая им уклончивые ответы, которые ничего не значат, или отклоняя их вопрос как "ребяческий".Эти склонности в подростке развиваются автоматически и, как это бывает со всеми инстинктами, они развиваются и в том случае, когда нет объекта, на который они направлены. Невозможно поэтому оставить подростка в неведении и связанной с ним невинности. Замалчиванием только усугубляется зло. Это подтверждается воспитанием наших предков. При современном воспитании правильно считают, что необходимо говорить об этом с подростком откровенно, ясно и определенно. Это, разумеется, деликатная тема, потому и неудобно делать ее предметом публичного обсуждения. Но все уладится, если обсуждать ее со всей серьезностью и отнестись с сочувствием к новым потребностям воспитанника.
Тринадцатый или четырнадцатый год, как правило, становится поворотным пунктом, когда в подростках развивается половая потребность (если это случается ранее, то вероятнее всего, что дети были развращены и испорчены дурным примером). К этому времени уже сформирована в них и способность суждения, так как природа подготовила их к тому, чтобы можно было с ними беседовать на эту тему.Ничто в такой степени не ослабляет духа и плоти человека, как тот вид сладострастия, который направлен на самого себя, и он совершенно противоестественен. Но и этого не следует утаивать от подростка. Следует изобразить этот вид сладострастия во всей его омерзительности, сказать юноше, что из-за него человек делается неспособным к продолжению рода, разрушаются телесные силы, человек преждевременно стареет и его умственные способности при этом сильно страдают и т.д.Можно избежать этих импульсов постоянными занятиями, посвящая ложу и сну не больше времени, чем это необходимо. С помощью различных занятий следует избавиться от мыслей об этом, ибо, оставаясь даже только в воображении, эти мысли отрицательно сказываются на жизненной силе. Когда потребность направляется на представителя другого пола, то ее удовлетворение неизменно связано с преодолением некоторых препятствий; если же она направляется на самого себя, то ее всегда легко можно удовлетворить. Как бы ни были вредны физические последствия этого, нравственность страдает еще больше. Здесь нарушаются границы естественного, потребность искусственно подстегивается, ибо человек не получает никакого подлинного удовлетворения.Воспитатели старших подростков спрашивают, позволительно ли молодым людям вступать в общение с другим полом. Если выбирать из двух зол наименьшее, то последнее приемлемее, по крайней мере, — это природосообразно, не противоестественно. Созревшего для того юношу природа предназначила стать мужчиной и продолжить свой род, но обязанности, которые по необходимости должен исполнять человек в цивилизованном обществе, не всегда позволяют молодому человеку жениться и воспитывать детей. Иначе он преступает гражданский правопорядок. Поэтому для юноши лучше всего, точнее, его прямым долгом является ожидание того времени, когда он будет в состоянии вступить в законный брак. Тем самым он поступает не только как хороший человек, но и как хороший гражданин.Молодые люди обязаны с ранних лет научиться должным образом уважать другой пол и стараться снискать уважение последнего своим беспорочным поведением, стремясь таким образом к высшей награде — счастливому браку.
К тому времени, когда подросток вступает в общество, он начинает узнавать также и о различиях сословий и общественном неравенстве людей. Пока он мал, ему совсем не следует давать замечать этого. Нельзя позволять ему никогда и ни в чем помыкать прислугой. Если он видит, что родители отдают приказания прислуге, родителям, пожалуй, следует сказать ему: "Эти люди получают от нас свой хлеб насущный и потому повинуются нам; ты тут ни при чем, стало быть, они не обязаны повиноваться тебе". Но детям и не придет в голову ничего подобного, разве только родители сами внушат им это ложное понятие. Подростку следует указать, что неравенство между людьми есть установление, возникшее оттого, что один человек старался получить преимущества перед другим. Можно потом постепенно сформировать в нем сознание равенства людей вопреки их общественному неравенству.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности.

Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

Выделяют 4 уровня (Ананьев Б.Г.) человеческой организации:

индивидсубъект деятельностиличностьиндивидуальность.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – индивид. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т.п.), вторичными - динамика психофизиологических функций (эмоциональность, темп психических реакций) и структура физиологических потребностей. Т.о., принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Личность – есть объект и субъект исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).

Процесс накопления и воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией.

Под влиянием социальной среды и воспитания у индивида развивается сознание – он становится субъектом деятельности, т.е. познающим и действующим человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Субъект деятельности характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности.

Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. Можно сказать, что личность – это социализированный индивид. Таким образом,
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность представляет собой совокупность общественных отношений (экономических, правовых, политических, нравственных), определяющих положение человека в обществе.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают: темперамент (динамические характеристики психической деятельности индивида), способности (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившим­ся формам общественно полезной деятельности), характер (совокупность его устойчивых способов поведения и способов эмоционального реагирования ), а также систему мотивов, потребностей и социальных установок, определяющих его направленность.

Интеграция всего этого - индивидуальность – это высший уровень, способность человека выйти за пределы заложенного развития; то, что выделяет его из социума.

 

Индивидуальность – высшее развитие всех свойств, способностей и творческих сил человека. Наиболее полное его развитие, которое проявляется в индивидуальном стиле деятельности.

Человек является яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения “Я”.

Говоря о процессах социализации и индивидуализации личности нельзя обойти вниманием проблему самоактуализации личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или к самоактуализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.