Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения личности и коллектива




Закон движения коллектива.

Вопрос 29. ЛЕКЦИЯ. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива. Принцип параллельного действия.

Коллектив – это группа людей объединенных общественно значимой целью и деятельностью по её достижению.

Признаки коллектива:

  • Общественно (социально) значимая цель. Этим отличается коллектив от асоциальных группировок.
  • Совместная деятельность по достижению цели.
  • Отношение ответственной взаимозависимости (распределение обязанностей и ответственное отношение к их выполнению)
  • Наличие лидера или лидеров.

Этапы (уровни) развития коллектива по Макаренко:

  • 1 этап – требования предъявляет педагог
  • 2 этап – требования предъявляет актив
  • 3 этап – требования предъявляются друг другу
  • 4 этап – требования предъявляет каждый сам себе

Классификация по Лутошкину:

  • 1 уровень - «песчаная россыпь», ребята объединены в группу формально
  • 2 уровень – «мягкая глина», появляется лидер или лидеры
  • 3 уровень – «мерцающий маяк» (собрались, что-либо сделали, опять «растеклись»)
  • 4 уровень – «алый парус» (коллектив работает сам на себя)
  • 5 уровень – «горящий факел»

Движущая сила – противоречия, они задаются новыми целями, которые ставит перед собой коллектив.

Цели бывают: близкие, средние, далёкие => всё это «перспективы» - это завтрашняя радость.

Закон движения коллектива: в совместной деятельности по достижению трудных целей развивается коллектив. Осуществляя близкие цели, коллектив приближает средние и далёкие.

Поле коллектива (Л.И. Новикова) включает в себя:

  • Микроклимат коллектива
  • Наличие общих ценностей коллектива
  • Общественное мнение, которое работает на коллектив => принцип параллельного действия: педагог может влиять на воспитанника через общественное мнение (коллектив).

Коллектив создает условия для самоутверждения, самораскрытия, саморефлексии личности.

Коллектив передает некие ценности личности. Коллектив это защита для личности.

Варианты отношений личности и коллектива:

  • Конформизм (личность подчиняется коллективу)
  • Нонконформизм (личность подчиняет коллектив, но возможен вариант сосуществования)
  • Гармония (ценности коллектива и личности близки)

 

 

Вопрос 34. ЛЕКЦИЯ. Педагогическая технология, ее признаки и свойства. Классификация педагогических технологий. Обусловленность технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач, этапы решения. Технологии выдвижения педагогических задач.

Понятие «технология» используется в 2-х значениях: 1-е связано с использованием техники в образовательном процессе, используют словосочетания информационные технологии обучения (ИТО) или ИКТ – информационно-коммуникативные технологии. Второе связано с рационализацией педагогического процесса – в этом контексте слово «технология» - как «педагогическая технология» - это научно обоснованный алгоритм взаимодействия учителя и ученика (субъектов образовательного процесса), гарантирующий оптимальное решение педагогических задач.

Признаки педагогической технологии:

· гарантированность достижения цели

· гарантируется оптимальный результат деятельности (оптимальный – это наилучший для данных условий при минимальных затратах труда)

· воспроизводимость процедур

· алгоритмизированность педагогического процесса

· инвариантность (неизменность) этапов и условий эффективности

· концептуальность

Педагогическая технология – это процессуальная (автономная) часть методики.

Педагогическая задача – оптимальный перевод с одного уровня на более высокий.

Три уровня технологий:

· Общий (общепедагогический). Технологии проектирования, управления,…лежат в основе любого педагогического процесса.

· Частный (частно-методический). Технологии по реализации авторских идей, концепций.

· Конкретный (локально-модульный). Технологии по решению конкретных педагогических задач.

ð эти технологии бывают 2-х видов: репродуктивного и продуктивного типа. Они взаимодополняемы.

Репродуктивные технологии – основаны на активном восприятии, запоминании и воспроизведении сообщаемой информации. Формируют базовые знания, типовые умения, навыки. Имеют 2 слабые стороны: слабо развивают самостоятельность мышления и не развивают творческие способности.

Продуктивные технологии – это технологии, при которых учащиеся самостоятельно осваивают новые знания и способы деятельности при выполнении творческих заданий. Слабые стороны: требуют базовых знаний.

(ДАЛЬШЕ НЕ ЛЕКЦИЯ) Очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

• исходное состояние предмета задачи;

• модель требуемого состояния (требования задачи).

По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Этапы решения педагогической задачи:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.