Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 10. Раскройте особенности формирования культуры межнационального общения в учебно-воспитательном процессе




В содержательном плане культура межнациональных отношений включает:
— знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или способность выработать их применительно к конкретным обстоятельствам, во взаимных интересах и к общему удовлетворению;
— соблюдение сложившихся положительных форм межнационального общения;
— правильно социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;
— потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;
— способность противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси.

Формирование подлинной культуры в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех сторон личности человека с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий. Подчеркнем, что претворение в жизнь такой программы невозможно без учета ряда существующих принципов, которые диктуют определенную стратегию и тактику деятельности педагога, психолога или управленца любой структуры в этом направлении:
— присутствие этнопсихологической гибкости, предполагающей, с одной стороны, способность эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей иных этнических общностей и сохранение уважения к ценностям собственного народа — с другой;
— готовность спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное отношение со стороны людей других национальностей, а также искать (и находить) возможности для достижения взаимопонимания с ними;
— наличие подлинного интереса к национальным своеобразным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей других этнических общностей;
— уверенность в том, что правильное понимание психологических особенностей объектов общения всегда оставляет возможность для ориентации в трудных ситуациях хотя бы за счет контактов с теми, кто более предрасположен к взаимодействию.

Мы поддерживаем идею использования ролевых игр в преподавании прав человека. Эта форма обучения достаточно занимательна. В игре легко можно выяснить отношение школьников к какой-либо проблеме, она дает ребенку возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме.
Главное, что выносит ребенок из игры, — эмоциональное переживание. Оно служит хорошей основой для восприятия информации в ходе традиционного урока или беседы, развивающих игровую тему. Поэтому нельзя считать игру неудавшейся, если она пошла в нежелательном направлении: возможно даже, что удобный для педагога вариант развития событий не всегда является лучшим. В данном случае важнее заставить ребят задуматься над темой, а не согласиться с позицией взрослых только в силу их авторитета или нежелания вступать в конфликт.
Не только дети, но и взрослые успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения — активность учащегося.
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и способствует, таким образом, более глубокому осмыслению проблемы.
Методика ролевых и деловых игр достаточно широко применяется в обучении в зарубежных странах. Несмотря на это, при ее апробации возникает ряд трудностей. Одной из них является оценка деятельности учеников, так как оценивать мировоззрение представляется, по меньшей мере, странным.
Другой важный момент: для организации игры нужны особые отношения между учеником и учителем, они должны выступать как равные, какое бы то ни было давление недопустимо.
Еще одна особенность касается формы игры. Лучше если она проводится в малых группах (7—8 человек). Это обеспечивает свободную атмосферу и возможность проявить себя для каждого участника обсуждения. Лучше, если состав групп в разных играх будет меняться.
Совершенно особая роль принадлежит ведущему. Как уже говорилось, он ни в коем случае не должен «давить» на детей своим авторитетом. Его функции вести обсуждение в нужном русле и помогать ребятам: в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей, подведении итогов работы.
В работе по формированию у школьников правового самосознания и культуры межнациональных отношений на протяжении нескольких лет мы используем ролевые игры. Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые» из сборника, изданного в Москве в 1995 г.
Она вызывает особые эмоциональные переживания, высвечивая проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку. Эта игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основе одного произвольно взятого признака. При этом учащиеся сами оказываются в положении либо дискриминируемой, либо дискриминирующей стороны. В результате учащиеся получают уникальный эмоциональный опыт, который может кардинально изменить их отношение к проблеме, часто страдающее отсутствием серьезности.
Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что грамотная работа по формированию культуры межнациональных отношений и проектированию соответствующей воспитательной работы может быть построена лишь на основе четких методологических и теоретических посылок – тех, которые являются результатом изучения сложного комплекса этносоциальных и этнопсихологических феноменов.
Работа эта требует от педагога большой самоотдачи, без которой невозможно реализовать один из главных принципов: «Не навреди!»

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ: Развивать национально художественно промыслы, проводить выставки изделий изготовленные представителями разных национальностей. Знакомить с достижениями представителей с представителями разных национальностей, в сфере экономики, культуры, образования. Проводить конкурсы на лучшую публикацию о жизни людей разной национальности. Изучение произведения национально литературы, проведение встречь с писателями, художниками, поэтами представляющими национальную кульуру. Организовать посещение экспозиций в музеях, кинотеатрах, культурных центрах, с показом истории традиции, достижений культуры народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.