Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Финансовая система государства




Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Воображение позволяет реконструировать явления по их описаниям.

Воображение - создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.

Различают воссоздающее воображение(зрительный образ) и творческое воображение, а также:
- произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;
- непроизвольное воображение, проявляющееся в сновидениях и в медитативных образах.

Воображение - психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Билет № 24

Воля и развитие волевых качеств

Воля — свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека.

Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.
Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.
Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Лень —свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен. Лень, а также другие проявления слабости—трусость, нерешительность, несдержанность и т. д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной работы, и прежде всего организации самовоспитания.
Перечень волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие.

Билет № 25

Сущность воспитания

Воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма. Объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. Воспитание - это преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Билет № 26

Принципы семейного воспитания

Принцип - общее руководящее положение, требующее постоянства действий при различных условиях и обстоятельствах.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

§ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

§ открытость и доверительность отношений с детьми;

§ оптимистичность взаимоотношений в семье;

§ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

§ оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Билет № 27

Методы обучения и воспитания

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Билет № 28

Основные принципы и закономерности педагогического процесса

Пед. процесс – целенаправленное, систематическое и регулярное воздействие одного субъекта на объект с целью его воспитания, обучения и образования.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания:

  • принцип гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает идею самоценности человека, идею активного человеколюбия: принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;
  • принцип демократизации воспитания: провозглашение право на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;
  • принцип педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;
  • принцип единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;
  • принцип целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;
  • принцип коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;
  • принцип «параллельного педагогического действия»: подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием.

Закономерность – понятие близкое к закону; совокупность взаимосвязанных законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию. Среди закономерностей воспитания выделяют следующие:

1. Закон соответствия воспитания и требований общества.

2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания.

3. Закон единства воспитания, обучения и развития личности.

4. Закон воспитания в деятельности.

5. Закон активности воспитанника.

6. Закон единства воспитания и общения.

7. Закон воспитания в коллективе.

 

Билет № 29

Связь педагогики с другими науками

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Билет № 30

Предмет педагогики

Педагогика – наука о формировании личности человека независимо от возраста. Педагогика – наука, обозначающая вид деят-ти, связанный с изучением явлений воспитания, образования и обучения. Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Предмет изучения – процесс формирования личности; исследование сущности воспитания и формирования человеческой личности. Пед. теория – совокупность взглядов, выводов, положений, законов, закономерностей, сделанных на основе наблюдений в процессе пед. практики. Пед. практика – воспитывающая деятельность человека в данный исторический момент времени по отношению к новым поколениям и другим взрослым по передаче социально-исторического опыта в конкретных действиях. Пед. теория впервые появилась в философсвих теориях.

 

Билет № 31

Обучение. Процесс

Обучение, как социально-педагогический процесс, представляет собой совместную целенаправленную деятельность преподавателя (учителя) и учащихся, в ходе которой осуществляется образовательное и личностное развитие человека.

На общепедагогическом уровне обучение рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности общественных отношений, в результате которой он формируется как личность.

В дидактике обучение предстает в единстве преподавания как деятельности обучающих и учения как деятельности обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

Методика преподавания рассматривает обучение как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного учебного предмета.

В психологии обучение выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых происходит обогащение интеллекта учащегося, его психическое развитие.

Главные составляющие процесса обучения — преподавание и учение. В их единстве заключается его основная сущностная дидактическая характеристика. В элементарной форме отношение «преподавание — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в учебных программах.

Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения.

Билет № 32

Основные категории педагогики

Педагогика – наука, обозначающая вид деят-ти, связанный с изучением явлений воспитания, образования и обучения.

Категория (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Семья

Педагоги

Руководитель

Коллектив

1) Воспитание – составная часть процесса образования, воспитывающая деятельность человека в данный исторический момент времени по отношению к новым поколениям и другим взрослым по передаче социально-исторического опыта в конкретных действиях. 2) Обучение – совместная деят-ть субъекта и объекта по передаче/восприятию суммы полученных знаний при ведущеё роли субъекта и активном участии объекта, составная часть процесса образования. Разница между процессом воспитания и обучения состоит во времени получения результата. 3) Образование – совокупность знаний, имеющихся у человека, способов их познания, умений и

навыков их познать. Образование как рез-т Þ констатация образовательного уровня, достигнутого объектом. Образование как система Þ совокупность 4 элементов: 1) сеть образовательных учреждений, 2) органы управления ими, 3) учебная программа, 4) гос. стандарт образования.

Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:

  • Социализация
  • Дидактика
  • Развитие
  • Формирование

 

Билет № 33

История развития педагогики

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, о человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ – (469 – 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 – 347 гг. до н.э), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: "Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592).

Педагогике пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670) – создателя научной педагогической системы, автора труда "Великая дидактика"; он требовал чтобы Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632 – 1704). Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778).

создал теорию естественного воспитания – воспитания которое должно осуществляться в соответствии с природой человека не мешая его естественному и свободному развитию.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский..(1824.–.1870) – великий русский педагог–демократ основоположник русской педагогической науки и народной школы в России автор выдающихся трудов "Человек как предмет воспитания", В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то что действительно полезно для человека.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским.коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблема формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье, одним из таких принципов был гуманизм.

В.А. Сухомлинский (1918–1970) – советский педагог, исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги "Руководство учебно–воспитательной работой в школе", "Верьте в человека", "Павлышская средняя школа"(директором которой он был), "Сердце отдаю детям". Книги В.А.Сухомлинского отличаются глубиной и актуальностью, большой любовью к детям. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.

 

Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика.

Финансовая система – совокупность находящихся в определённой взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение ВВП и НД с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По своей роли в процессе расширенного воспроизводства финансовая система любой страны подразделяется на 2 большие сферы:

1) Общегосударственные финансы

2) Финансы предприятий, организаций, учреждений

Соответственно внутри каждой сферы, исходя из специфики формирования и назначения, выделяют определённые звенья.

Определяющим признаком для выделения отдельных звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений, а именно:

Ø Субъекты хозяйствования (юридические лица)

Ø Государство

Финансы субъектов хозяйствования – система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий (денежные отношения внутри и между предприятиями, между предприятием и государством, между предприятиями и банком и так далее).

Субъекты хозяйствования как юридические лица учреждаются согласно Закона и согласно статье 44 ГК Республики Беларусь, юридическим лицом признаётся организация, которое имеет в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении:

§ Обособленное имущество

§ Несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам

§ Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и сделки

§ Иметь самостоятельный баланс или сметный

Гражданский кодекс делит юридические лица на:

· Коммерческие организации

· Некоммерческие организации

Коммерческие организации – юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяют полученную прибыль между участниками.

Финансовые ресурсы коммерческих организаций состоят в основном из собственных средств (самофинансирование) и частично заёмных, привлечённых, возможно привлечение бюджетных средств, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооператива.

Некоммерческие организации – не ставят своей целью извлечение прибыли, а соответственно её и не распределяют между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, получать от неё прибыль, если это необходимо для тех уставных целей, ради чего создана сама организация. Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и так далее. Некоммерческая форма организации оказывает влияние на формирование и использование финансовых ресурсов, на право использования заёмных средств, на наличие в составе финансовых ресурсов членских взносов.

Домашние хозяйства – хозяйство, которое ведётся одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющие общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья», поскольку домохозяйство включает не только родственников, но и наёмных рабочих.

Общегосударственные финансы – система денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использование их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включены:

v Государственный бюджет (республиканский и местный бюджеты) – см. тему «бюджет»

v Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

v Государственный кредит – см. тему «государственный кредит»

Наличие в государстве целевых бюджетных и внебюджетных фондов обусловлено недостаточной величиной денежных средств у государства, прежде всего, в бюджете. В Республике Беларусь к государственным целевым бюджетным фондам относятся:

· Республиканский фонд охраны природы

· Фонд национального развития

· Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья

· Инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления государственными, организациями, подчинёнными Правительством Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ

Согласно Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «О республиканском бюджете на 2012 год» выделяют в состав республиканского бюджета на 2012 год средства государственно-целевых бюджетных фондов: фонда национального развития и инновационного фонда.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды устанавливаются обычно в процентах к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость реализуемой продукции. Ярким примером является государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Специфической сферой финансовой системой являются органы управления финансами (финансовый аппарат, институционная система). Именно государство и органы власти осуществляют непосредственное руководство финансами, регулируют и направляют финансовую деятельность через законодательные и исполнительные органы власти. Согласно Конституции Республики Беларусь высшим законодательным и представительным органом власти является Парламент («Национальное собрание», состоящее из 2 палат). Органом государственной исполнительной власти в разрезе финансовой деятельности является Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовое управление отделов субъектов хозяйствования. Особенность третьей сферы финансовой системы (финансового аппарата) состоит в том, что его нельзя напрямую включить в состав финансовых отношений. НО! Именно финансовый аппарат непосредственно воздействует на финансовые отношения в стране, руководит, направляет финансы государства.

Схематически финансовая система Республики Беларусь представлена на рисунке 1:

Финансовая система Республики Беларусь
Финансовые системы хозяйствования Общегосударственные финансы Органы управления финансами
Финансы коммерческих организаций Финансы некоммерческих организаций Финансы домашних хозяйств Государственный бюджет Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды Государственный кредит  
             

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.