КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Государственный бюджет
1. Социально-экономическая сущность бюджета. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития и долгое время различные государства просто не имели бюджета. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало. А именно составляет смету доходов и расходов на определённый период. В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения государства и местных органов самоуправления. Государственный бюджет в экономической литературе рассматривается с 2 позиций: 1) Как финансовый план формирования и использования денежных средств 2) Как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у государства (у органов государственной власти) с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода. Эти денежные отношения имеют специфический характер и называются бюджетными. Специфика бюджетных отношений проявляется в следующем: ü Перераспределительное отношение ü Бюджетные отношения выполняют особое назначение, поскольку выступают инструментом распределительным: ВВП, НД, национального богатства, доходов от внешнеэкономической деятельности для выполнения функций государства Бюджет как экономическая категория выполняет 2 функции: v Распределительная (распределяет денежные доходы между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества) v Контрольная (отражает все отклонения бюджетных средств) С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план страны по образованию, распределению и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Этот план отличается от других финансовых планов тем, что: § Огромными масштабами § Исключительная мобильность, как формирований, так и использования средств Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в бюджетном механизме. Бюджетный механизм – методы мобилизации доходов, виды дохода бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного перераспределения средств.
2. Бюджетные устройства и бюджетная система государства Бюджетное устройство – организация бюджетной системы государства и принципы её построения. Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В Республике Беларусь бюджетная система двухуровневая: 1) Республиканский бюджет 2) Местные бюджеты В свою очередь, местные бюджеты с учётом территориального уровня делятся на: · Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения) · Бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)) · Бюджеты областного уровня и бюджет города Минска Кроме того, различают на практике такую форму как «консолидированный бюджет» как совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы республики, например, консолидированный бюджет района включает в себя: 1) бюджеты сельсоветов; 2) бюджеты посёлков городского типа; 3) бюджеты городов районного подчинения; 4) районный бюджет Основными принципами бюджетной системы Республики Беларусь являются: 1) Принцип единства бюджета. Он обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единые правила ведение учёта и отчётности 2) Принцип полноты отражения. Все доходы и расходы, определённые законодательством республики и местными органами самоуправления, подлежат отражению бюджета в полном объёме 3) Принцип сбалансированности 4) Принцип гласности 5) Принцип самостоятельности и так далее В настоящее время в бюджетном устройстве нашей страны наиболее сложной проблемой являются межбюджетные отношения центра и региона. Поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 годы предусмотрено: ü Упорядочение и закрепление доходных источников и соответствующих расходов за каждым уровнем бюджетной системы республики на долгосрочной основе, а также обеспечение взаимосвязи и соответствия между ними ü Обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания ü Создание долгосрочных стимулов для местных органов власти для поддержания предпринимательской деятельности на местах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу, а соответственно и возможные доходные поступления в бюджет
3. Доходы и расходы бюджета. Доходы – денежные отношения, возникающие между государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. По своему материально-вещественному содержанию доходы бюджета – деньги, поступившие безвозвратно и в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством в бюджетные органы власти и самоуправления. В соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь доход бюджета классифицируется по группам: 1) Налоговые доходы 2) Взносы на государственное социальное страхование 3) Неналоговые доходы 4) Безвозмездные поступления К налоговым доходам относятся: Ø Установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины и местные налоги и сборы Ø Суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам Ø Пеня Ø Налоговый кредит (отсрочка или рассрочка платежа) Ø Проценты за пользование налоговым кредитом (отсрочкой или рассрочкой) Ø Денежные взыскания (штрафы) за нарушение налогового (таможенного) законодательства К неналоговым доходам относятся: Ø Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Ø Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы деятельности Ø Денежные штрафы, иные штрафы за исключением штрафных санкций, относящихся к налоговым доходам Ø Прочие неналоговые доходы К безвозмездным государственным фондам относятся: Ø Необязательные текущие платежи Ø Необязательные капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертом. Безвозмездные поступления как таковые идут непосредственно в доходную часть того бюджета, который является получателем этих средств Кроме названной классификации доходов на практике присутствует классификация по другим признакам: v В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы: собственные доходы бюджета (доходы, закреплённые на постоянной основе за соответствующим уровнем бюджета) v Регулирующие доходы (республиканские налоги, которые в дальнейшем распределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях регулирования в случае нехватки доходов местных бюджетов, перераспределение идёт по определённым нормативам при утверждении вышестоящего бюджета) По источникам образования: § Доходы, поступающие от юридических лиц § Доходы, поступающие от населения По конкретным видам: § Прямые налоги § Косвенные налоги К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с юридических лиц. Косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины Конкретный перечень доходов республиканского бюджета предусматриваются ежегодными законами (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года №331-З «О республиканском бюджете на 2012 год»). Доходная часть местных бюджетов утверждается решениями местных Советов депутатов «О бюджете на очередной финансовый год». На практическом занятии рассмотреть республиканский бюджет за 2010-2012 годы (в динамике), его доходную часть, то есть состав, структуру, источников формирования доходов. Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, по целевому, по территориальному назначениям. Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая/уменьшая общий объём расходов на отдельные отрасли и сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение). Кроме этого, осуществляется государством и косвенное воздействие на развитие отраслей, сфер и так далее – через дотации, субсидии, субвенции и так далее. Расходы республиканского бюджета, а в дальнейшем и местных бюджетов определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы с разбивкой по годам. На практике существует ряд признаков классификации расходов государства. Важнейший признак – функциональный. Согласно ему расходы бюджета делятся на: o Общегосударственные расходы o Национальная оборона o Судебная власть, правоохранительная деятельность и так далее o Общеэкономические вопросы o Сельское хозяйство o Лесное хозяйство o … o Образование o Социальная политика Например, общегосударственные расходы включают в себя затраты, обеспечивающие функционирование Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и так далее. Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимы для обороны и вооружённых сил военно-мобилизационной и войсковой подготовки, проведение научных исследований в области обороны, функционирования Министерства обороны страны. Расходы на общеэкономические вопросы – затраты на регулирование экономической деятельности страны, включая мероприятия по санации, банкротству, развитию предпринимательства и так далее. В расходной части бюджета предусмотрено создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и правительства страны, общий размер резервных фондов не может превышать 2% от расхода бюджета, а предельный размер резервного фонда Президента не превышает 1% от расходной части республиканского бюджета. По участию в общественном воспроизводстве: o Финансирование материального производства o Использование средств на непроизводственную сферу По экономическому содержанию: o Текущие o Капитальные В соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь средства из бюджета предоставляются в формах: v Расходы на функционирование бюджетных организаций v Бюджетные трансферты населению v Субсидии организациям и физическим лицам v Межбюджетные трансферты v Бюджетные ссуды и займы v Расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь
4. Дефицит бюджета Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Начиная с 1995 года в республике, наблюдался дефицит бюджета. Экономическая наука установила, а практика подтвердила, что предельным уровнем бюджетного дефицита является 3% от ВВП, а временный дефицит вполне допустим, и это является своеобразным стимулом для эффективного развития либо сокращение непроизводительных расходов. На практике бюджетного планирования различают (а): 1) Структурный дефицит 2) Циклический дефицит Структурный дефицит. Государство сознательно ведёт к увеличению бюджетных расходов или снижению налоговой нагрузки на предприятии, что ведёт к бюджетному дефициту. Циклический дефицит – следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла, то есть налоговые поступления, изменения величины их происходит автоматически Активный и пассивный бюджетный дефицит (б). Активный дефицит возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране (изменение ВВП). Долгосрочный и краткосрочный дефицит (в). Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 года в качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, будут: Ø Повышение эффективности работы в сфере материального производства, что будет способствовать росту денежных накоплений, а соответственно и поступлений налоговых платежей Ø Изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств Ø Привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются несколько задач, причём не только фискального характера (дополнительные поступления дополнительных налоговых доходов), сокращаются расходов на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые рабочие места, а соответственно новые налогоплательщики.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |