Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль




Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и системы государственной поддержки. Государство, воздействуя через финансы, реализует финансовую политику. В зависимости от изменений и цели финансовой политики государство ослабляет или усиливает свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических или социальных процессов.

Сформулируем понятие финансов, которое поможет в дальнейшем разобраться с сущностью финансового контроля.

По мнению В.Д. Фетисова “финансы – это экономическое явление, представляющее систему формирования, распределения и перераспределения использованных денежных фондов субъектов общества”.

Финансы, в первую очередь, выражают экономические (денежные) отношения, которые возникают между:

1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2. предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6. отдельными звеньями бюджетной системы;

7. органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

8. денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Также необходимо учитывать, что финансы бывают централизованные и децентрализованные. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Так, если деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, то финансы – экономический инструмент распределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается большое значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Таким образом, можно дать следующее определение финансов: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и производственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы выполняют распределительную, регулирующую и контрольную функции, отражают ход распределительного процесса.

Финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности всех субъектов рынка. Другими словами финансовый контроль – это один из видов управленческой деятельности.

Финансовый контроль служит необходимым методом реализации и защиты денежных интересов экономических субъектов.

Финансовый контроль нужен для определения эффективности, предупреждения и борьбы с хищениями, нецелевым использованием средств, коррупцией. Тем самым решаются три задачи:

1. сопоставление полученного результата функционирования денежных средств с плановыми установками;

2. предупреждение неплановых потоков денежных средств;

3. выявление нарушений, незаконной смены собственника финансовых ресурсов.

Нецелевое использование чужих средств – неотъемлемое свойство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но особых размеров достигло в наше время.

Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:

неопределенностью будущего, отсутствием стопроцентной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особенно в финансовых отношениях;

наличием субъективного фактора – конкретной деятельности человека;

важностью предупреждения возникновения кризисных ситуаций;

целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.)

В этой связи создание и обеспечение высокорезультативного финансового контроля представляет для любого общества задачу первостепенной важности.

А.В. Румянцев предлагает следующее определение финансового контроля: “финансовый контроль представляет собой систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению”.

Для дачи более точного определения необходимо определить функции финансового контроля.

К основным функциям финансового контроля относят:

1. обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;

2. предупреждение кризисных ситуаций в финансах;

3. предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями;

4. стимулирование деятельности субъектов финансов.

Исходя из функций, выполняемых финансовым контролем, можно предложить такое определение последнего – это контроль экономических субъектов общества за процессом формирования и использования денежных фондов. Его цель – последовательное и проведение финансовой политики экономических субъектов. Будучи реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, проверке и анализу движения денежных ресурсов.

Соответственно функциям финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:

1. проверку правильности и своевременности формирования денежных фондов;

2. проверку правильности и своевременности использования денежных фондов

3. проверку соблюдения финансовой дисциплины (правил учета и отчетности экономических субъектов);

4. предотвращение финансовых нарушений (хищений, нецелевого использования и т.д.);

5. выявление резервов эффективного формирования и расходования финансовых ресурсов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1. как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

В жизни финансовый контроль реализуется через функциональный механизм, важнейшими элементами которого являются:

1. Субъекты контроля;

2. Объекты контроля;

3. Принципы контроля;

4. Методика контроля;

5. Процесс контроля;

6. Результаты контроля.

Все названные элементы находят отражение в организации финансового контроля. Особое внимание уделяется методике контрольных мероприятий.

В работах различных отечественных авторов существуют расхождения в определении элементов системы финансового контроля. Но в одном они сходятся – система финансового контроля состоит из двух главнейших звеньев:

1. внешнего контроля, который осуществляют государственные органы и независимые аудиторские фирмы;

2. внутреннего контроля, реализуемого собственными экономическими службами организации, в том числе ревизорами и работниками бухгалтерии.

Внешний контроль со стороны государства преследует в основном фискальные цели, обеспечивая полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Одновременно он способствует выявлению тех или иных злоупотреблений, приносящих ущерб различным, прежде всего имущественным интересам граждан и юридических лиц.

Внутренний контроль направлен на повышение эффективности хозяйственной деятельности, непосредственную защиту экономических интересов собственника данного предприятия, в том числе выявление внутренних резервов производства, а также имеющихся потерь.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

По времени проведения – предварительный, текущий (оперативный) и последующий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.