КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательная система России 2 страница
ВПО ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России оно может быть получено в высших учебных заведениях (гуманитарных, педагогических, медицинских, технических институтах и университетах). За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Как сказал академик Д.С. Лихачев: «Университет — будь он для химиков, физиков, математиков, юристов — учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное». Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Напомним, что аспирант — это человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а докторант — человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Дополнительное образование реализуется по соответствующим программам: —в общеобразовательных учреждениях и ОУ профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; —в ОУ дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); — посредством индивидуальной педагогической деятельности. Специальные (коррекционные): школы для слабовидящих, глухих воспитанников, а также для воспитанников, имеющих отклонения в развитии, обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию обучающихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома, — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей от трех до семи лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от семи до восемнадцати лет). Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно -лесных школах. Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. Сегодня непрерывное образование рассматривается как система, а не как очередное звено в образовательной траектории личности. Вместе с рыночными отношениями в наше общество пришла безработица, которую можно сократить именно с помощью развитой системы непрерывного образования. По данным статистики, более 40% выпускников вузов не работают по полученной специальности. Данное положение может исправить система непрерывного образования, предоставляющая широкий спектр различных путей совершенствования имеющейся профессии. По состоянию на 01.01.2004 сеть государственных федеральных организаций системы образования, подведомственных Министерству образования и науки России, включает более 4 тыс. организаций, в том числе: учреждений высшего профессионального образования — 335, учреждений среднего профессионального образования — 616/.учреждений начального профессионального образования — 2767, научно-исследовательских организаций — 158, учреждений дополнительного профессионального образования — 63, федеральных государственных унитарных предприятий — 88. В целом сеть федеральных государственных образовательных организаций выполняет задачу обеспечения прав граждан на образование, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ. Принципы системы образования в Российской Федерации. Основой для построения и функционирования российской системы образования являются следующие принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации. Гуманистический характер образования основывается на принципах гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу. Единство федерального культурного и образовательного пространства предполагает через реализацию государственных образовательных стандартов защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Общедоступность и адаптированностъ системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания. Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей норме ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства. Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового воспитания в школе. Государственно-общественный характер управления образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Он проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — Совета учебного заведения. Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.
3. Органы управления образованием Управление образованием является одним из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является конец XX — начало XXI в. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами: —обеспечение конституционных прав граждан на образование; — интеграция высшего образования и науки; —вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач; —обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации; — ориентация на обеспечение прогресса в экономике; — содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества. Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектном и местном (муниципальном). Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: —федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации); —федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности). Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В последнее время при Минобрнауки России созданы два органа федерального уровня: Служба по надзору в сфере образования и науки и Агентство по образованию, основным назначением которых является обеспечение деятельности по определенным, зафиксированным в соответствующих документах (положениях) направлениям. Например, Федеральная служба осуществляет, кроме других функций, контроль за исполнением законодательства РФ в области образования. На субъектном уровне управления образованием функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ. В 89 субъектах РФ созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др. На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ «Об образовании» отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и пр. Характеризуя основные направления развития управления образовательными системами различного уровня, необходимо отметить, что произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как: —повышение уровня автономности; - появление возможности формулировать свою миссию, стратегию; переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем; —высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования; —развитие плюрализма мнений; —привлечение квалифицированных специалистов из вузов; —получение дополнительных источников финансирования; —изменение штатного расписания. Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др. Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные — в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента будет содействовать процессу процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.
4. Формы получения образования Форма получения образования — это способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ. Закон РФ «Об образовании» определил, что образовательные программы могут осваиваться личностью (с учетом ее потребностей и возможностей) следующими способами: • в образовательном учреждении — в формах очной, очно-заочной (вечерней) и заочной; • вне образовательного учреждения — в формах семейного образования, самообразования и экстерната. Термин «семейное образование» означает организацию образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающееся освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении. Порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования или в ее сочетании с другими формами устанавливается учредителем и (или) уставом ОУ. Следует особо отметить, что ответственность за полноту и качество освоения несовершеннолетним обучающимся общеобразовательных программ несут его родители (законные представители) совместно с ОУ, осуществляющим соответствующий контроль. Государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX и XI (XII) классов и награждение наиболее отличившихся обучавшихся в форме семейного образования золотой (серебряной) медалью или похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» проводит ОУ в порядке, установленном федеральным органом управления образованием России. Между родителями обучающегося в форме семейного образования и ОУ заключается договор об организации освоения соответствующих общеобразовательных программ, в котором в соответствии с пожеланием родителей или других законных представителей может быть предусмотрено: —обеспечение ОУ педагогического руководства по освоению общеобразовательных программ; —проведение индивидуальных занятий с обучающимися по всем или нескольким предметам учителями общеобразовательного учреждения; —самостоятельное освоение обучающимся общеобразовательных программ; —предоставление возможности обучающемуся выполнять практические и лабораторные работы, предусмотренные программой, на имеющемся в ОУ оборудовании; —осуществление промежуточной (четвертной-(триместровой), годовой) и государственной (итоговой) аттестации. О У осуществляет оплату педагогам, привлекаемым им для работы с обучающимся в форме семейного образования, за фактическое количество проведенных занятий исходя из установленной ставки заработной платы учителя. Для обеспечения прав граждан на выбор формы образования Минобрнауки России утвердило Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, в котором экстернат определяется как самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Правительством Российской Федерации установлены перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается. Например, направления подготовки специалистов: естественные науки и математика (физика, химия, биология, география и т.д.; гуманитарные и социально-экономические науки (журналистика, некоторые виды искусства); образование; технические и сельскохозяйственные науки. Правом получения высшего образования через экстернат пользуется любой гражданин, имеющий образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального. Экстерну, поступившему в государственное муниципальное высшее учебное заведение, кроме студенческого билета и зачетной книжки установленного образца, выдается аттестационный план, примерные программы дисциплин, задания на курсовую работу, курсовой проект, реферат, контрольную работу, производственную преддипломную практику, дипломный проект, перечень лабораторных работ и другая учебно-методическая документация, необходимая для освоения выбранной основной образовательной программы высшего профессионального образования. Лица, обучающиеся в вузах, не имеющих государственной аккредитации или успешно окончившие их, могут пройти текущую и итоговую государственную аттестацию в вузе, имеющем государственную аккредитацию, на условиях экстерната в порядке, установленном для получения высшего образования впервые. Экстерны, ставшие студентами государственных, муниципальных вузов, вправе претендовать на ускоренное обучение при условии прохождения всех контрольных мероприятий, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для данного направления подготовки или специальности. Аттестация экстернов подразделяется на текущую и итоговую. Текущая аттестация включает следующие виды: —прием экзаменов и зачетов по дисциплинам (части дисциплины), предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности; —рецензирование контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, рефератов, отчетов по производственной и преддипломной практикам; —прием лабораторных, контрольных, курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике. Итоговая аттестация включает: —государственный экзамен; —защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах. Текущая аттестация в рамках одной дисциплины проводится в одном учебном заведении. К текущей аттестации в рамках получения высшего образования впервые студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается распоряжением ректора (проректора) вуза или декана факультета, где будет проводиться аттестация. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией в сроки, установленные для выпускников вуза, в котором студент допускается к итоговой государственной аттестации. К итоговой аттестации студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается по завершении всего комплекса текущей аттестации, т.е. при условии наличия в его деле не утративших срока действия аттестационных ведомостей, выданных только в вузе (вузах), имеющем государственную аккредитацию по всем дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности. / Студент, успешно прошедший текущую и итоговую аттестацию в форме экстерната, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (на соответствующей ступени образования). Допускается сочетание различных форм получения образования. Таким образом, Закон РФ «Об образовании» дает возможность личности, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств исходя из ее потребности в образовании.
Вопросы и задания для самоконтроля 1.Охарактеризуйте взаимосвязь основных факторов развития системы образования и осуществляющейся модернизации российского образования. 2.Отразите ваше поступательное движение в рамках системы образования Российской Федерации в процессе взросления. На каком этапе вы выбрали путь вашего профессионального становления? 3.Какие, по вашему мнению, преобразования нужно осуществлять в системе образования и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы значительно повысить качество обучения и воспитания? 4.Каким образом, на ваш взгляд, реализуется принцип единства федерального культурного и образовательного пространства? 5.Чем обеспечивается вариативность форм получения образования? Литература Основная 1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1996. № 13. 2.Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996. № 164. 3.Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин ЕЛ. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гл. 1 / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2002. Дополнительная 1. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Разд. 5 / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999. [1] Российская педагогическая энциклопедия: D 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 226. ' Фактор (лат. factor — «производящий») — причина, движущая сила совершающегося процесса или одно из основных его условий (Большой толковый словарь иностранных слов: В 3 т. Т. 3. Ростов н/Д. 1995. С. 257).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |