Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскройте понятие «Формы обучения». Охарактеризуйте урок основную форму текущей учебной работы. Перечислите внеурочные формы учебной работы




Форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Таким образом, изучая понятие формы обучения, можно сделать вывод, что форма обучения - это организация деятельности детей и учителя, приведение в порядок учебного процесса, придание ему стройности.

Урок - является основной организационной формой обучения, обеспечивающей активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:

1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности меж предметных связей.

Воспитательные требования к уроку:

1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности.

2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний, высоких моральных качеств, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.

4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)

5. Соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.

2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).

3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции).

12. Дайте определение понятию «методы обучения». Раскройте проблему классификации методов обучения. Перечислите условия выбора методов обучения

 

Рассмотрим термин «метод». В переводе с греческого языка термин methodos обозначает «путь», «способ продвижения к истине».

В современной педагогической литературе нет единого мнения относительно определения термина «метод обучения» и его роли в системе обучения и воспитания. Например, Ю.К. Бабанский считает, что методом обучения следует называть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, который направлен на решение задач образования.

В свою очередь, Т.И. Ильина раскрывает под понятием «метод обучения» организацию познавательной деятельности учащихся. Как нет единого определения метода обучения, так и нет единой классификации.

Рассмотрим несколько методов обучения:

– объяснительно -иллюстративный метод: учащиеся получают знания на занятиях из учебной или методической литературы. Воспринимая полученную информацию, они находятся в рамках репродуктивного мышления. Чаще всего используется в вузе;

репродуктивный метод: изучение на основе образца или правила, т. е. учащийся выполняет действия по ранее написанному алгоритму;

метод проблемного изложения: перед объяснением нового материала педагог ставит перед учащимися проблему, которую они не могут решить из-за недостатка конкретных знаний, умений, навыков, затем раскрывается система доказательств, происходит получение новых знаний и тем самым решается поставленная задача. Широко используется в практике.

частично-поисковый, или эвристический, метод: заключается в поиске решений поставленных задач либо под руководством педагога, либо с использованием эвристических программ и указаний;

исследовательский метод: после произведенного анализа материала, постановки задач и краткого устного или письменного объяснения учащиеся самостоятельно изучают литературу, проводят опыты, анализируют полученные результаты и выполняют другие действия поискового характера. При использовании этого метода наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск и т. д.

Еще одна классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:

– словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и т. д.;

– практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;

– наглядные методы: иллюстрирование, показ и т. д.

Существует еще одна классификация по источникам познания:

– метод формирования знаний: рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и т. д.

– метод формирования поведения: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.

– метод формирования чувств (стимулирования): одобрение, похвала, порицание, контроль и т. д.

Ю.К. Бабанский, в свою очередь, разделяет все методы на три группы:
– метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
– метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
– метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
В то же время М.А. Данилова, Б.П. Есипова считают, что все методы делятся следующим образом:

– методы приобретения новых знаний;

– методы формирования умений, навыков при применении знаний на практике;

– методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Приведенные выше классификации методов обучения являются лишь основными. Существует большое количество классификаций, которые основываются на различных целях и задачах.

 

13.Дайте определение понятию «средства обучения». Раскройте классификацию. Охарактеризуйте средства обучения

 

Средства обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:

-по их свойствам;

-субъектам деятельности;

-влиянию на качество знаний;

- на развитие различных способностей;

-их эффективности в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения разделяются на:

- материальные;

- идеальные.

К материальным средствам относятся:

-учебники и пособия;

-таблицы;

-модели;

-макеты;

-средства наглядности;

- учебно-технические средства;

-учебно-лабораторное оборудование;

- помещения;

-мебель;

-оборудование учебного кабинета;

-микроклимат;

- расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.