КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданское воспитание в сис-ме формир-я базовой культуры личности
Содержание, методы и формы организации воспит. работы с учащимися. Методы воспитания - способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей воспитания. Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. Традиционно выделяют 3 группы методов воспитания: 1. методы формирования сознания личности: убеждения, внушение, объяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера. Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. 2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражения, приучение, поручение, пед.требование, обществ. Мнения, создание воспитывающих ситуаций). Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности. 3. методы стимулирования мотивации деятельности и поведения(соревнования, поощрение, создание ситуаций успеха, сюж-ролевые игры, порицание). Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Формы воспит. работы- это выражение содержания воспитательной работы. Чаще всего они проводятся в рамках класс часов, в соответствии со школьным расписанием или это общешкольное мероприятие. Формы воспит.работы классифицируются: 1.по количеству участников: * индивидуальные(беседа, консультация, оказание конкретной помощи, обмен мнениями, *групповые (кружки, выкторины, конкурсы, игры, органы самоуправления), * массовые(конкурсы, спектакли, концерты, походы, тур.слеты) 2.по видам деятельности: * трудовые, * спортивные, * художественные, * учебные. 3.по времени проведения: * кратковременные(30мин-неск. часов), *продолжительные(неск. дней-неск.недель), * традиционные(выпускной, посвящение в лицеисты, первый посл.звонок) Основная форма воспитательной работы- КТД- коллективное творческое дело. Стадии КТД: 1 стадия - стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе? 2 стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела. 3стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного. 4 стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. 5 стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. 6 стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.
18. Мировоззрение – специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества. Мировоззрение определяет общественно-политическую, нравственно-эстетическую позицию и поведение личности в разных сферах жизни. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное или житейское. Научное мировоззрение: опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Формируется у уч-ся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс. Возрастные особенности формирования мировоззрения: младший школьный возраст (понимание уч-ся доступны существенные связи между явлениями природы и общества – представление о смене пор года, о постоянном развитии мира); подростковый возраст – у них не велик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений. Юношеский возраст – Важнейшее новообразование самосознание личности – определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающих мира. Это создает основу для формирования идей, прочных взглядов и убеждений уч-ся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности, складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников. Критерии сформированности мировоззрения являются: знания важнейших понятий, законов, теоретич.обощений, устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окруж.среды, проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении. Педагогические условия формирования мировоззрения наряду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности, непротиворечивости всех выводов, связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность, взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
19.Формирование основ нравственной и эстетич. культуры личности. Нравств. восп-е направленно на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Содержание воспитательной работывключает в себя формирование представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.). Синонимом нравственности считают мораль. НО их надо различать! Мораль в этике – система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность – совокупность сознания человека, его навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Нравств.нормы – выражение опред отношений, предписываемых моральюобщества к поведению и деят-ти личности в различных сферах обществ. и личн. жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Сод-е восп.работы по нравств.восп-ю учащихся включает формир-е след.моральных отношений: отношение к идеологии и политике своего гос-ва; отношение к родине, другим странам и народам; отношение к труду; отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; отношение к людям; отношение к себе. Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, Т.е. – нравственный – тот, для кого нормы, правила и требования морали выступают как его собств.взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Т.о. нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у уч-ся положит.моральных отношений в сис-ме учебной и внеклассной деят-ти и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств. Поэтому в школе должна быть организована общественная, трудовая, патриотическая, учебная деят-ть, деят-ть по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с др.людьми и т.д. Эстетическая культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества, эстетического наслаждения), в субъективные потребности личности обучающегося. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном.Само слово эстетикапроисходит от греческого - ощущение, чувство. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического воспитания. Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам, тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Гражданственность – интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура. Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы, патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям. Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и стимулированием их активности по выработке у себя этого морального качества. Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания, обращение у произв-ям известных писателей, поэтов, композиторов, кот.в ярко выражали это чувство, родной язык. Воспитание политической культуры. Политическая культура – одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |