Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание правовой культуры личности




Правовая культура личности – совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями личности.

Информационная культура.

Информационная культура определяется как совокупность методов, способов овладения знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий и позволяет эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении.

 

 

21. Труд.воспитание и проф.ориентация уч-ся в соврем.школе. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, овладение природными и социальными явлениями, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей. Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. В основе трудового процесса лежит умственная и физическая активность человека, которая определяется целью, предметом, средствами и результатами деятельности.

Трудовое воспитание предусматривает личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта; эстетизацию труда, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся то­варищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выра­ботки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. Наконец, труд как фактор воспитания, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии (т.е. просто обучение в школе – направляет на работу в сфере умственной, научной деят-ти, а не все после школы идут в эту сферу, многим ближе физический труд, развитию навыков которого и сповобствует труд.восп-е в школе). Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирова­ние и совершенствование трудовых умений и навыков.

Основные виды трудовой деятельности школьников: трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями (изготовление учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербари­ев + живые уголки, цветы на пришкольном участке, подкормка птиц), ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в сред­них классах и учебно-производственная практика в старших классах, труд по самообслуживанию (уход за своими вещами, убор­ку классов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке), общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в насе­ленных пунктах.

 

 

22.Сущность и содержание физ.восп-я уч-ся. Формир-е ЗОЖ средствами физ.культуры. Физическое воспитание - процесс организа­ции активной физкультурно-оздоровительной деят-ти уч-ся направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологич. основ, развитие фи­зич. сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенич. навыков и привычек и ЗОЖ.

Важное значение в содержании физическо­го воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом, и укреплении своих физических сил и здоровья. Необх. формировать у школьников санитарно-гигиенич. навыки организации труда и разум­ного отдыха, навыки правильного чередования умств. занятий с физич. упражнениями и разнообразной практич.деят-ю (поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, со­блюдение требований режима дня, а также сан-гигиенич. правил в школе).

Важной частью физич.восп-я является развитие у уч-ся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внеш. культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Средст­ва физического воспитания: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спор­тивные игры, туризм.

Физ.восп-е в процессе занятий: поддерживать чистоту и порядок в классе, правильная расстановка мебели и рассадка учеников, правильное освещение, никаких насаждений под окнами, регулярные проветривания классных помещений, правильная посадка учеников за партой, проведение физкультминуток, посещение уроков физ-ры.

Внеклассная работа по физ.восп-ю: расширение знаний по сан-гигиен.нормах и формир-е соответств.знаний (беседы о ЗОЖ, о значении режима дня и пр.), использование сил природы (солнце, воздух, вода) для укрепления здоровья уч-ся (прогулки, экскурсии, походы, игра на местности). Содержание воспитательной работы направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

 

 

23. Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики. Ученический коллектив как средство воспитания. В ходе развития педагогической науки в школе была принята концепция коллективистского воспитания. Её суть- в социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общие идеалы собственность и деятельность. И на этом был основан принцип воспитания в и через коллектив.

В современном мире действует другой принцип- принцип индивидуального успеха и конкуренции. В новых условиях отечественная теория основывается на принципе межличностного и группового взаимодействия. Основатель теории коллектива в педагогике Антон Семёнович Макаренко.

Идеи коллективного воспитания выдвигались и выдвигаются в мировой педагогике. Швейцарский педагог XVIII в. Г. Песталоцци в со­зданных им детских приютах строил воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаи­моотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимопомощь.

Теоретически же эту проблему выдвигали видный представи­тель социальной педагогики в Германии Пауль Наторп (1854-1924) и основоположник так называемой школы действия Вильгельм Ав­густ Лай (1862-1926). Необходимость коллективного воспитания они связывали со стремлением детей к сотрудничеству и взаимодей­ствию, что, по их мнению, положительно сказывается на их разви­тии.

В последние годы на Западе и, в частности, в Англии, Германии и других странах повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучше­ния воспитательной работы в школе.

В Англии каждая школа ежегодно выпускает для родителей свой проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием заня­тий, квалификацией учителей, условиями оплаты за обучение и т.д.) довольно подробно раскрывается положение об осуществлении во­спитания детей в духе коллективизма.

Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выда­ющимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию.коллектив выступает как важная форма органи­зации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. А.С. Макаренко писал: «Я считаю,...что нужно воспитывать целый коллектив. Это един­ственный путь правильного воспитания».

 

24. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодейсвтия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

 

25. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определен ной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе.2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя. 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Классификация:• По уровню применения - общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.• По философской основе: материалистические и идеалистические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения и др.• По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. НО в принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. • По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие + технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование ЗУН); •По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии.

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1)классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);2)обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);3)система «малых групп»4)компьютерное обучение 5)«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

 

26.Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Принципиально важной стороной в пед. технологии явл. позиция ребенка в образ. процессе, отношение ребенка со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий, одними из которых явл. личностно-ориентированные технологии. Л-О Т. ставят в центр всей образоват. сис-мы личность реб., обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность реб. в этой технологии – субъект приоритетный; она явл. целью образоват. сис-мы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии еще назыв. антропоцентрическими. Т. о., Л-О т. характеризуются антропоцентричностью, гуманист. и психотерапевт. направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие реб.

В рамках Л - О Т самост. направлением выделяются гуманно-личностные технологии (гуманист. сущность, психотерапевт. направленность на поддержку личности, всестор. уважение и любовь к реб, вера в его творч. силы без принуждения; Амонашвили), т. сотрудничества (демократизм, равенство, партнерство в отнош. с реб; Толстой, Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Руссо) и т. свободного воспитания (свобода выбора и самостоятельности в жизнедеят. реб, реализация от внутр. побуждения, а не от внешн. воздействия). Развивающее обуч.: развитие критич. мышления, создание проблемных ситуаций, круглый стол, деловая игра(решение проблем, путем совместного решения вопросов, общая цель, гибкий масштаб времени, импровизация – непредвиденные обстоятельства), дискуссия, дальтон обучение, дистанционное обучение, метод проектов, коллективный урок. Основная деятельность – поисковая, исследовательская, основная задача лектора - приобщение слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Основные психол. принципы: проблемность обуч., оптим. развитие разл. видов мыслит. деят.(наглядно-действ, практич, наглядно-образн, отвлеченного), индивидуализация и дифференциация обучения, спец. формирование алгоритмич. и эвристич. приемов умств. деят., специальная организация мнемической деят.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.