Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система источников и способов сбора информации. Проблемы доступа жур-стов к информации




Источники информации делятся на три категории. Это – открытые источники информации, закрытые источники информации и предметно-вещественная среда.

Характеристика отдельных категорий источников информации должна сводиться к описанию их особенностей в отличие от других. Существуют психологические особенности работы с закрытыми или конфиденциальными источниками информации. Одни из них могут опасаться расшифровки имен, поэтому необходимо думать о том, как написать так, чтобы не раскрыть источник информации.

3 источника информации:

1. Документ - материальный носитель с зафиксированной информацией для передачи ее во времени и пространстве (в узком смысле – официальная бумага для подтверждения какого-либо факта или права на что-то, в широком - кино- и фотопленка, аудио- и видеоносители). Опосредованная инф-я. Д-ты несут на себе печать личности того, кто их создавал – не можем им безоговорочно верить (нужно перепроверять).

2. Человек – живой источник – центральное звено: участник или свидетель событий, носитель информации о себе и своем субъективном мире, транслятор информации, полученной от других. Источник должен быть надежным, к нему должен быть возможен доступ. Чем больше осведомителей, тем легче разобраться в ситуации и добиться максимальной объективности. Слух (молва, известие, обычно ничем не подтвержденное): слух-желание (попытка выдать желаемое за действительное), слух-пугало (боязливое желание каких-либо неприятностей), слух-агрессия (резкое негативное отношение к объекту) – может быть толчком для серьезного жур-стского материала. Полезно найти источник слуха, обратиться к другим источникам и перепроверить информацию – подтвердить или опровергнуть слух.

3. Предметно-вещественная среда (обстановка). По ней можно судить о людях, их пристрастиях, характерах. Жур-ст должен понимать «язык вещей». Важно учитывать этот источник в художественно-публицистических жанрах, интервью, репортажах.

-> 3 способа получения инф-и:

1. Проработка документов. Способ получения данных из опосредованного источника. Три этапа работы с документами: извлечение данных, их фиксация и интерпретация. Особая сложность – поверка документов, определение, насколько они репрезентативны и могут ли служить основой для серьезных выводов и обобщений.

2. Интервью. Самый распространенный способ получения инф-и. Дает широкий спектр сведений: факты, мнения, объяснений, предположения, прогнозы, речевая характеристика собеседника. Нужно учитывать: характер вопросов, их чередование, интонацию и ритм разговора. Правила ведения беседы, которые позволяют получить от источника максимум инф-и.

– Инф-я передается только в условиях двустороннего контакта, взаимного желания изложить свою позицию.

- Побудить собеседника к разговору может лишь частичная неосведомленность ж-та.

- Ж-т должен знать предмет разговора и быть способен понять собеседника, мотивы его поведения, профессиональные и человеческие качества.

Подготовка к беседе - максимально подробное знакомство с темой:

- опрос тех, кто хорошо знает собеседника (опр-е его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов),

- изучение материалов СМИ,

- знакомство с рез-тами его профессиональной работы,

- приобретение остаточной компетенции в той области, спец-том которой явл-ся собеседник.

Беседа вызовет интерес, если ж-ту удастся соединить единство позиции с дискуссионностью, с постановкой спорных проблем. Вопросы – разные: открытые и закрытые, основные и неосновные, нейтральные и подсказывающие.

Легче, когда в основе - позитивная инф-я. Но нередко ж-т обращается к проблемным/критическим ситуациям. Конфликтное общение сотрудничества (цель одна, но пути достижения разные) или конфликтное общение противодействия (и цель, и направление реализации разные). Герой, не исключено, будет уклоняться от нежелательной темы, игнорировать неприятные вопросы. Противоконфликтная профилактика:

- «пресечение ложной версии» (постановка вопроса жур-стом исключает лукавство собеседника);

- прием «снятия напряжения». Ж-т создает предпосылку для решения конфликта (на время вывести собеседника из состояния дискомфорта). Факты, говорящие в пользу собеседника, или нейтральные темы.

3. Наблюдение. Это целенаправленное восприятие действительности. Успех наблюдения зависит от умения установить значение, новизну и возможный эффект происходящего события. Существует несколько модификаций наблюдения, и чем больше видов используется в процессе сбора материала, тем ярче факты, убедительней оценки, глубже выводы. Виды:

Неподготовленное наблюдение. <-> Подготовленное наблюдение.

Разовое наблюдение. <-> Длительное наблюдение.

Открытое наблюдение. <-> Скрытое наблюдение.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.