Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет№15. Назовите отличия традиционного и развивающего подхода в обучении, опираясь на следующие предметы анализа (психологическое обоснование




Назовите отличия традиционного и развивающего подхода в обучении, опираясь на следующие предметы анализа (психологическое обоснование, цель результат, содержание, приоритет развития познавательных процессов, роль учителя и обучающегося, принципы, методы, формы, средства обучения).

Билет№14

6. Назовите причины, по которым в современном образовании происходит переход к практике развивающего обучения

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

 

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни

Развивающее обучение новый, активно - деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида.

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным. Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения

Критерии различия Традиционное обучение Развивающие обучение
1. Приоритет образовательных технологий. К решению дидактических задач и подходов, т.е. какие дидактические задачи должны быть решены на уроке и возможно при помощи каких психологических методов. Приоритет психическому развитию и обучению психодидактический подход: какие задачи психологического развития д.б. решены на уроке с помощью каких дидактических методов.
2. Опора на психические закономерности развития учащегося. Рефлексия и критический анализ психологических закономерностей построения программ и методики обучения не требуются: урок базируется на дидактических основаниях, психология играет вспомогательную роль для решения дидактических задач, но не определяет ни тактику ни стратегию развития ребёнка. Учителю необходимо: рефлексия, понимание психических закономерностей, т.к. урок базируется на психологических основаниях. Психология играет основную роль определяет стратегию и тактику развития ребёнка. Необходимо психологическая компетентность.
3. Направление деятельности учителя. На решение конкретно практических задач, на достижение конечного планируемого результата обучения, на обучение других. (т.е. учат других, а не себя) На развитие учащихся, на процесс обучения (научить учится), на постоянное самообучение. Сам учитель субъект учебной. деятельности
4. Осознание теоретических оснований содействия и технологий обучения. Не знает и не осознаёт. Глубоко убеждён в правильности того, что делает, принимает новые методы и формы работы, не требуя их теоретического обоснование. Знает и осознаёт их применительно к РО, допускает (знает) другие подходы и методы работы.
5. Тип мышления. Он остаётся прежним, эмпирическим, не перестраивается. Перестраивается с эмпирического на теоретический уровень мышления.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

· учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

· класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

· основной единицей занятий является урок;

· урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

· работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

· учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

8. Дайте определение понятию «развивающее обучение».

Рассмотрение термина «развивающее обучение» предполагает, прежде всего, изучение проблемы соотношения обучения и развития, которая всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Эта тема актуальна в педагогике в настоящее время, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.

То такое «принцип обучения».

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

2 Приведите примеры традиционных принципов обучения и принципов развивающего обучения в трактовке многих ученых     ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА     РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА
1. Цель – всестороннее развитие личности, подготовка к жизни, к труду. 1. Цель – духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. Духовность – то, что делает человека человеком. Соединяет качества ума и его человеческие направленности, богатство отношения к миру.
2. Задачи – дать ЗУНы (конечная цель). 2. Задачи – максимальное общее развитие ребенка. ЗУНы – средство общего развития.
3.Дидактические принципы: научность,? доступность,? связь с жизнью,? наглядность,? сознательность,? воспитание в? процессе обучения, системность –? систематичность. 3. Дидактические принципы: обучение на высоком уровне? трудности с соблюдением меры трудности, быстрый темп прохождения? материала, ведущая роль теоретических знаний,? осознание школьниками самого процесса учения, систематическая работа над? развитием всех учащихся, включая слабых.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.