Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомзякова Н.Н. 2013




Г. АНАПА. 2014

ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ГОМЗЯКОВА Н.Н.

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»


ББК

Г

 

Гомзякова Н.Н. Учебно – методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Педагогика» бакалаврами по направлению «Педагогическое образование». – Анапа: ФГБОУ ВПО АФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 25 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» всех форм обучения, при выполнении ими курсовой работы по дисциплине «Педагогика».

 

Учебно-методическое пособие может быть полезно для преподавателей, аспирантов, магистрантов.

 

 

Рецензент:

© ФГБОУ ВПО АФ МГГУ им. М.А. Шолохова 2013.

.


Содержание

 

 

І. Цели и главные задачи курсовой работы    
ІІ. Этапы работы, структура и содержание курсовой работы    
1. Основные этапы работы студентов над курсовой работой    
2. Структура и содержание курсовой работы    
III. Оформление курсовой работы    
3.1 Общие требования  
3.2 Оформление заголовков    
3.3 Оформление ссылок    
3.4 Оформление цитат    
3.5 Оформление иллюстраций и таблиц    
3.6 Оформление приложений    
IV. Защита и оценка курсовой работы    
Приложения  

 


І. Цели и главные задачи курсовой работы

 

Курсовая работа представляет собой изложение в письменной форме одного из актуальных аспектов содержания научной проблемы на основе изучения важнейших литературных источников и самостоятельного психолого-педагогического исследования. Она является важным видом учебной работы и направлена на овладение системой и методами научно-исследовательского труда.

Тематику курсовых работ определяет кафедра психолого-педагогического образования, но студент имеет право предлагать свою тематику. При выборе темы необходимо учитывать ее соответствие уровню развития современной науки, реальным задачам практики образования, направленности научно-исследовательской работы кафедры, а также – тем возможностям, которые имеются в распоряжении у студента и руководителя. Например, интересующая студента тема может потребовать изучения иностранной литературы, для работы над которой у него может не хватить знаний языка. Могут также отсутствовать необходимые условия для проведения экспериментальной работы.

Возможны два основных типа курсовых работ по педагогики и психологии:

Теоретическое, аналитическое исследование;

Эмпирическое исследование,

Теоретическим называется исследование, в котором дается обзор и критический анализ литературы, имеются собственные теоретические положения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это новое видение проблемы, оригинальная точка зрения.

В эмпирическом исследовании автор проводит опросы, эксперименты, наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы о каких-то реальных явлениях и фактах.

Курсовая работа завершает изучение курса «Педагогика» и является основной формой контроля успеваемости студента по избранной им специальности.

Целью данного пособия по выполнению курсовой работы является помощью студентам в осуществлении этой серьезной работы. Пособие определяют общие требования, предъявляемые к данному виду студенческой деятельности, указывает последовательность выполнения курсовой работы, требования к содержанию и оформлению, правила написания.

Цели курсовой работы:

• дать возможность обучающимся приобрести навыки творческого разрешения предлагаемых практических ситуаций;

• систематизировать теоретические знания, практические умения студента;

• оценивать результаты своей работы, определять следующие шаги для успешного продвижения вперед;

• развивать интеллектуальные умения, творческий потенциал студентов;

• определить степень подготовленности студента к самостоятельной работе.

Главные задачи курсовой работы:

1. Анализ собранного материала и его обработка.

2. Теоретическое обоснование и раскрытие понятий, сущности, закономерностей, принципов, основных категорий, явлений и проблем по исследуемой теме.

3. Поиск и обоснование путей дальнейшего совершенствования эффективности деятельности объекта исследования по конкретному направлению темы.

4. Приобретение и развитие навыков по обучению и воспитанию, изучение и усвоение методов и приемов решения различных педагогических задач для обеспечения эффективного образовательного процесса.

5. Разработка научно-обоснованных выводов, предложений по выявлению и мобилизации резервов роста эффективности конкретного объекта исследования.

В курсовой работе студент должен показать умение осуществлять аналитическую оценку теорий, концепций и идей различных авторов, диагностировать проблемы, умело применять разные методы анализа и основные модели принятия педагогических решений по теме курсовой работы.

Курсовая работа выполняется студентами 2-го курса всех форм обучения, является основной формой текущего контроля успеваемости, направленной на развитие навыков самостоятельной работы.

 


ІІ. Этапы работы, структура и содержание курсовой работы

 

 

  1. Основные этапы работы студентов над курсовой работой

Процесс написания курсовой работы складывается из следующих основных этапов:

- ознакомление студентов с тематикой работ и определение темы курсовой работы, ее уточнение и согласование с научным руководителем;

Каждый студент выбирает тему курсовой работы из утвержденного на кафедре списка по согласованию с преподавателем (Приложение А). В пределах одной учебной группы не допускается написание курсовой работы по одной теме.

Студент может, представив обоснование целесообразности ее разработки, предложить свою тему курсовой работы, согласовав с преподавателем.

Для студентов заочной формы обучения целесообразно выбирать тему курсовой работы, связанную с их производственной или иной деятельностью, или близкую к профилю будущей специальности.

Написание курсовой работы осуществляется по утверждённой теме исследования в соответствии с календарным графиком, в котором устанавливаются конкретные сроки выполнения отдельных этапов работы.

Календарный график написания курсовой работы разрабатывается руководителем курсовой работы и доводится до сведения обучающегося (Приложение Б).Сроки проведения обязательных консультаций устанавливаются научным руководителем и должны строго соблюдаться.

- подбор необходимой литературы;

Прежде чем приступить к поиску необходимой литературы по избранной теме, студент должен ознакомиться с ней по учебной литературе и проанализировать, каким уже изученным или планируемым к изучению темам наиболее близка тема выбранной работы.

При подборе и изучении источников по теме следует помнить, что книги и статьи могут иметь разную адресацию: от этого зависит их стиль и содержание.

Первый тип публикаций – это научные книги и статьи, предназначенные для профессиональных педагогов. Они пишутся на строго научном языке и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.

Третий тип публикаций – справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психологического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.

Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо проблемы, написаны научно-популярным языком и не требуют от читателя знания профессиональных терминов. Научные термины или доступно излагаются или заменяются простыми речевым оборотами. Задача автора такой книги – популяризация знаний, повышение культуры читателя.

В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов.

Монография – книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, если она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией.

Сборник научных статей содержит несколько статей по ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования.

При подборе литературы следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены как теоретические, так и прикладные аспекты исследуемой темы.

Результаты психолого-педагогических исследований публикуются в периодических изданиях, например, журналах.

 

Преимущество журнальной статьи - в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. Наиболее известными в России являются журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Воспитание школьников», «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Семья и школа», «Начальная школа», «Безпризорник», «Педагогика», «Коррекционная педагогика», «Педагогические технологии» и т. д. Последний номер журнала за каждый год обычно содержит перечень статей, опубликованных в течение года. Поэтому знакомство с этим номером облегчает библиографический поиск по интересующей читателя проблеме.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, на другие книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволит расширить сферу библиографического поиска.

Сравнительно новым источником информации по педагогике стал Интернет. Здесь на соответствующих сайтах или через поисковые системы Yandex или Google можно найти разнообразный материал по проблеме.

Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц:

Российское образование – http://www.edu.ru

Российский образовательный портал - http://www.artclassic.edu.ru, http://www.scool.edu.ru,

Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru

После того как список литературы составлен, студент должен тщательно продумать и разработать план курсовой работы, способствующий полному раскрытию основных ее вопросов.

- разработка плана курсовой работы и утверждение его научным руководителем;

План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень научной работы. План курсовой работы тесно связан с ее структурой. Предлагается следующая структура курсовой работы по дисциплине «Педагогика»:

1. Титульный лист.

2. Содержание (план работы).

3. Введение.

4. Основная часть (разделы, подразделы).

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения (если они имеются).

Из перечисленных элементов план работы включает пункты 3-7 (примеры планов представлены в Приложении В). При составлении плана главная задача студента - выявление логической последовательности в выделяемых вопросах плана. При этом необходимо учитывать, что вами должны быть рассмотрены теоретические и практические аспекты исследуемой темы. Поэтому работа, как правило, состоит из нескольких разделов.

Материал строится по следующей схеме: первый раздел посвящается анализу теоретических аспектов темы; во втором разделе излагаются анализ проблем практики образовательной деятельности, современного состояния отношений конкретных субъектов образования, а также вопросы посвященные путям совершенствования или решения проблем в изучаемых педагогических явлениях и процессах. Каждый раздел может включать 2-4 подраздела, логически связанных между собой и уточняющих друг друга.

Составленный проект плана курсовой работы должен быть согласован с научным руководителем и одобрен им, после чего можно приступать к непосредственному написанию текста курсовой работы.

- написание работы по главам, передача их научному руководителю на проверку;

- доработка отдельных частей курсовой работы с учетом требований и замечаний научного руководителя (повторно выполненная работа сдается научному руководителю вместе с первым вариантом и сделанными по нему замечаниями);

- завершение и оформление курсовой работы в соответствии с требованиями стандарта и настоящих методических указаний;

- сдача курсовой работы научному руководителю для оформления допуска к ее защите;

- защита курсовой работы.

Защищенная курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре психолого-педагогического образования. Выполненная и защищенная с положительной оценкой курсовая работа является допуском к экзамену по учебной дисциплине «Педагогика».

3. Структура и содержание курсовой работы

Титульный лист - первый лист курсовой работы - заполняется в по форме, приведенной в Приложении Г.

Содержание (план работы) является вторым по счету листом в курсовой работе. Его оформление должно соответствовать стандарту (Приложение В),т.е. включать все утвержденные научным руководителем разделы и подразделы курсовой работы с указанием страниц.

 

После Содержания, с нового листа следует введение.

Главное назначение введения состоит в кратком обосновании выбора проблемы исследования. В общем случае, введение должно включать:

 

- обоснование актуальности выбранной темы, т.е. степень ее важности в определенный момент и в конкретной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным (для курсовой работы достаточно 0,5-1 страницы).

В определении актуальности темы Вам поможет изучение газетных статей, выступления политических деятелей, ученых и практиков. Доказать актуальность можно путем приведения многочисленных аргументов в пользу Вашей темы, а можно и путем ссылки на авторитет с указанием соответствующих цитат.

Например, «Изучение психологических особенностей мышления школьников является актуальным в связи с тем, что до сих пор школьное обучение ориентируется преимущественно на развитие памяти, а не мышления учащихся. Между тем в условиях резко нарастающего «информационного бума» успех интеллектуальной подготовки подрастающего поколения к жизни определяется развитостью у его представителей умения самостоятельно мыслить: анализировать, обобщать, критически оценивать и использовать новые идеи и факты».

 

- проблема исследования.

Формулировка проблемы исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс; наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта).

Например: «Предварительный анализ литературы показал, что имеется противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными по вопросу о том, какова связь между самооценкой и типом направленности личности, а именно….».

Неправильными будут такие формулировки проблемы, которые содержат указание на противоречие между актуальностью исследования и его неизученностью в литературе.

 

- цель работы.

Цель ставится для того, чтобы было ясно, на какие основные результаты работы надеется автор, и какие выводы он собирается обосновать.

Возможными целями педагогического исследования могут быть:

· Определение характеристик изучаемого процесса.

Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном обзоре неполнота описания педагогического процесса, либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

• Выявление взаимосвязи педагогических процессов. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.

• Изучение возрастной динамики явления.

Проведение исследований, ориентированных на переменную «возраст», носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

• Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач.

Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена.

• Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчиненное положение.

• Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая, в свою очередь, должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.

• Создание или адаптация педагогической методики.

- указание предмета и объекта работы.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть, как общее и целое. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается.

 

- определение задач исследования.

Поставленные задачи должны уточнять цель, конкретизировать ее, а, следовательно, соответствовать разделам и подразделам плана.

 

- гипотеза исследования (только для работ эмпирического типа!).

Гипотеза — это логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.

Гипотеза формулируется так, чтобы ее можно было развернуть в виде утверждения «если …, то….».

Например, гипотеза «девушки 18-23 лет более толерантны к людям, совершившим попытку суицида, чем юноши 18-23 лет» означает, что ЕСЛИ мы рассмотрим отношение девушек к людям, совершившим попытку суицида, ТО оно будет характеризоваться бoльшей терпимостью, чем отношение юношей.

· должна быть проверяемой;

· не должна содержать ценностных суждений типа «точка зрения А.Платонова не является правильной»;

· не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

Например: «В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о наличии связи между уровнем самооценки старшеклассников и типом их профессиональных склонностей, а именно: чем выше уровень самооценки, тем чаще проявляется склонность к престижным видам деятельности».

Гипотеза исследования либо подтверждается, либо опровергается в ходе исследования.

 

- характеристику теоретической и методологической базы исследования. Здесь кратко перечисляются теоретические направления психолого-педагогической мысли, которые легли в основу написания работы.

- указаниеосновных методов исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. В работе применяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам (способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике) относятся наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных судей), консилиум, создание диагностических ситуаций, изучение литературы и других источников, педагогического опыта и др. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект.

- краткое обоснование структуры работы. Описание объема работы, наличие введения, количество разделов и подразделов, наличие заключения, количество использованных источников литературы, наличие приложений.

Объем текста введения должен составлять не более 2-3-х страниц.

 

После введения, с нового листа следует основная часть курсовой работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.