Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка




Жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и

Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют логопед,

психолог, классный руководитель, учитель-предметник.. В рамках должностных

обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:

 проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:

тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций,

характеристик на ПМПК;

 проведение малых педагогических советов, административных советов;

 ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

 посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения

здоровьесбережения;

 разработка методических рекомендаций учителю;

 анкетирование учащихся, диагностика;

 обследование школьников по запросу родителей;

Содержание и формы работы

 наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности

(ежедневно);

 поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным

психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

 составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при

помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где

отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с

родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального

развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:

 составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с

психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и

намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп

обучения, направления коррекционной работы;

 контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

 формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому,

чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

 ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за

учащимися и др.);

 организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных

интересов учащихся, их общее развитие

 

 

10.Социальная политика в интересах детства: нормативно-правовая база и практика реализации. Институт уполномоченных по правам детей и охрана детства.

Социальная политика в области детства определяет сущность, содержание позиций мира детства и взрослого мира, их взаимодействие и механизмы формирования отношений.

В первую очередь государство высказывает свое отношение, свою позицию, свой уровень ответственности. Затем делегирует определенные социальные функции, связи и социальную ответственность самим детям. Принцип диалектического единства защищенности детства и права социальной активности ребенка сегодня является одним из ведущих в определении социальной политики в области детства всех стран мира.

Наиболее ярко этот принцип представлен в международном документе, - "Конвенции ООН о правах ребенка" (20 ноября 1989 г.). С одной стороны, Конвенция признает приоритет интересов детей над интересами общества, обеспечивая особую заботу о выживании и защите детей, с дугой - актуализирует возможность развития и активного участия в жизни общества самих детей.

Приоритет детства заключается в том, что задаче обеспечения жизни и нормального развития детей общество и государство должно уделять первоочередное внимание и решить ее в приоритетном порядке, а дети должны быть уверены в том, что это обязательство будет соблюдаться всегда. На практике принцип приоритета реализуется в обеспечении условий выживания и защиты детей.

Выживание - обеспечение выживание и здорового развития ребенка в максимально возможной степени. Это значит право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. За каждым ребенком признается право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Защита - забота о детях в самых различных ситуациях. Предусмотрена забота об умственноотсталых и физически неполноценных детях, о детях - беженцах, о сиротах или о тех детях, которые разлучены со своими родителями. В Конвенции рассматривается также вопрос о различных формах эксплуатации детей - экономической, сексуальной и прочей. Конвенция настаивает на том, чтобы осуществлялись мероприятия по защите детей от употребления и приобретения наркотиков. Кроме того, она особо предусматривает защиту прав ребенка в периоды вооруженных конфликтов, а также защиту малолетних преступников.

Таким образом, в Конвенции заложена правовая и этическая первооснова обеспечить правом бесправного, охранять детство, как важную часть общества.

Развитие - обеспечение каждому шанса на развитие своих потенциальных возможностей. Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и досуг, а также участие в культурной жизни. Эксперты ООН считают, что отсутствие образования означает ограничение участия в жизни общества. Использовать все преимущества, которые готовит человечеству двадцать первый век, без образования они не смогут.

Активное участие в жизни общества -право ребенка на свободу слова, право на получение информации, право на выживание собственного мнения, на религиозную свободу, право поступать по совести. Конвенция подчеркивает обязанность родителей считаться с мнением своих детей. Общество и родители должны воспитывать своих детей так, чтобы они могли играть активную роль в обществе.

Данные права актуализируют возможности самого ребенка. Не всякий взрослый (или общество в целом) готов признать приоритетность детства в выражении собственного мнения, признать возможность активного влияния детства на общество. Очень сложно эти права сформулировать в законодательных актах. Однако саму идею можно заложить в основы социальной политики в области детства.

Изучение и анализ, законодательных и иных нормативных актов, изданных в России в последние годы по вопросам детства, говорят о том, что проблема развития и социальной активности ребенка не заняли еще подобающего места в государственной практике. Исходя из содержания принятых за указанный период нормативных актов, можно условно выделить две их основные группы. Первая - это акты о социальной помощи семье, детям, направленные на то, чтобы смягчить для них материальные трудности, связанные с переходом к рынку, и вторая группа - это акты о новой системе образования и семейных отношений в стране. Первая группа предусматривает различные льготы и пособия, в первую очередь для детей-сирот, детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, детей многодетных семей. Следовательно, защитная функция на настоящий момент остается приоритетной.

В системе образования и семейных отношений тоже происходит изменения. По большому счету они направлены на самостоятельность ребенка: право выбора типа образовательного учреждения, право на дополнительное образование, право на выбор семьи в судебном порядке и т.п. Но данные права практически не подкреплены ни деньгами, на механизмами их реализации (например, в стране не развита система ювенального судопроизводства).

Перекос в соотношении защиты и развития можно было бы исправить в общей концепции социальной политики, но ее сегодня не существует.

Не думается, что в ближайшее время такая политика будет выработана, но ратификация Конвенции о правах ребенка, влечет за собой обязанности государства. Так ежегодно наша страна должна предоставлять в ООН отчет о положении детей. Мониторинг детства в период 1992-1997 г.г. дает более или менее правдивую картину и намечающиеся тенденции, чтобы на их основе формировать отношение общества и государства к детям.

Важным этапом в становлении социальной политики в области детства является Указ Президента РФ "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей)" (14 сентября 1995 г.). Цель национального плана - остановить нарастание негативных тенденций, стабилизировать основные показатели положения детей, создать устойчивые предпосылки дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей и прежде всего становление и развитие их личности.

К первоочередным мероприятиям по решению неотложных проблем выживания, защиты и развития детей отнесены:

- улучшение качества жизни детей;

- защита их от насилия и жестокости;

- защита от последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических бедствий.

Шагом вперед в области обеспечения мероприятий в интересах детей явилось выделение целевых бюджетных средств на Федеральную программу "Дети России".

Целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.

Программа "Дети-инвалиды" направлена на формирование условий комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей в которых они воспитываются, создание условий для их полнокровной жизни.

В этих целях предусматривается проведение комплекса мероприятий по повышению эффективности профилактики детской инвалидности, созданию системы реабилитации детей-инвалидов, приобщению к занятию спортом, развитию их творческих способностей, разработке и выпуску технических изделий и средств реабилитации, подготовке специальных кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения, а также организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности.

Программа "Дети-сироты" включает комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей к самостоятельной жизни. В частности, предусматривается: развитие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение учреждений для этой категории детей; совершенствование охраны здоровья, психологической поддержки социальной адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также нормативно правовое обеспечение охраны прав эти детей.

Программа "Дети Севера" нацелена на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в районах Крайнего Севера, и в первую очередь детей малочисленных народов Севера, совершенствование социальной и правовой защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей, проживающих на Севере; проведение научных исследований по различным аспектам развития детей Севера.

Программа "Дети Чернобыля" предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы: совершенствование медицинской и реабилитационной помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию; развитие психологической службы в целях создания единой сети медицинской, социальной и психологической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях зоны радиационного воздействия, продуктами с повышенными лечебными свойствами, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений; проведение научных исследований по проблемам детей, подвергшихся радиационному воздействию.

Программа "Планирование семьи" направлена на создание службы планирования семьи; поддержание государственных и общественных структур планирования семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение управления и организацию правовой основы деятельности службы планирования семьи; совершенствование информационной системы по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений, формирование сексуальной культуры в обществе, начиная с детского возраста, в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения, производство и закупку современных средств контрацепции, внедрение системы подготовки специалистов по планированию семьи и проведение специализированных научных исследований в этой области.

Программа "Развитие индустрии детского питания" направлена на решение комплекса задач по обеспечению физиологической потребности детей раннего возраста в специальных продуктах детского питания. Предусмотрены разработка и освоение промышленного производства новых продуктов питания для здоровых и больных детей; создание и серийное изготовление необходимого технологического оборудования, развитие материально-технической базы отрасли за счет технического переоснащения, реконструкции действующих и строительство новых специализированных предприятий; подготовка экологически благополучных сельскохозяйственных зон для обеспечения промышленности сырьем гарантированного качества; организация производства современных видов тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность, необходимую дозировку и транспортировку продуктов детского питания; совершенствование системы их реализации и доставки потребителям.

Программа "Одаренные дети" нацелена на создание условий для развития потенциальных возможностей и способностей юных дарований. Она включает систему мер по развитию сети образовательных учреждений и экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми и расширению их материально-технической базы; подготовки специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми, внедрению новых образовательных технологий обучения и развития одаренных детей; проведению исследований по проблемам одаренности ребенка.

Программа "Организация летнего отдыха детей" ориентирована на сохранение и стабилизацию системы детского отдыха и оздоровления в современных условиях; расширение сети учреждений детского отдыха и оздоровления на основе различных форм собственности, увеличение числа детей и подростков, охваченных организационными формами летнего отдыха; разработку научно-методического и правовых основ организации летнего отдыха детей в современных условиях; организационное, санитарно-медицинское и кадровое обеспечение учреждений летнего отдыха и оздоровления детей, повышение эффективности летнего отдыха.

Программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" включает комплекс мероприятий, направленных на охрану жизни, здоровья и адаптацию детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; предупреждение социального сиротства; оказание экстренной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья детей, находящихся в центрах временного размещения семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказание социально-психологической помощи этим детям; внедрение новых педагогических технологий компенсирующего обучения; обеспечение правовой и социальной защиты детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Программа "Безопасное материнство" направлена на создание необходимых условий для учащихся состояния здоровья женщин-матерей, снижение послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, преодоление кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации. Предусматриваются разработка и реализация дополнительных мер по совершенствованию организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам, проведению специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии, улучшению подготовки медицинских кадров в этой сфере, информационному обеспечению населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства здорового образа жизни.

Особую роль в формировании социальной политики в интересах детства играют неправительственные общественные организации.

Разнообразная деятельность неправительственных организаций организаций получила в 1995 г. законодательное подкрепление тремя федеральными законами: "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях". Принят закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в котором определены типы учреждений, деятельность которых направлена на решение социальных, социально-психологических проблем населения, и в частности, детей. В данном пакете законов определены основы правого регулирования, цели и содержание, государственные гарантии деятельности неправительственных организаций, порядок надзора и контроля за их работой, вопросы взаимодействия НПО с органами государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время, по данным Министерства юстиции Российской Федерации, в России зарегистрировано более 500 неправительственных организаций, занимающихся проблемами детства, которые имеют как международные, так и общероссийский статус, работают на межрегиональном; региональном и местном уровнях.

Неправительственные организации оказывают материальную, юридическую, социально-психологическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Организуют общественное попечительство над домами ребенка, детскими домами, интернатами и специальными учебно-воспитательными учреждениями, оказывают помощь больницам и санаториям для детей-инвалидов и больных хроническими и неизлечимыми заболеваниями, помогают детям, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов; стихийных бедствий и несчастных случаев, семьям граждан, взявшим на воспитание детей-сирот, содействуют усилению общественного внимания к судьбам и устройству выпускников детских интернатных учреждений, оказанию им необходимой помощи и поддержки, совершенствованию системы усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют развитию семейных детских домов.

Неправительственные организации играют важную роль, будируя волонтерскую деятельность, в частности в привлечении средств как российских, так и зарубежных организаций и частных лиц. С помощью средств массовой информации, просветительской и издательской деятельности НПО привлекают внимание общественности к нерешенным проблемам детства.

Несмотря на многочисленность общественных организаций, они не имеют единой концепции взаимоотношений детства и взрослых, зачастую повторяют друг друга, не организуют общественных экспертиз действий правительства. Не высказывают своих позиций в отношении детства и ведущие политические партии и движения. Обществу еще только предстоит сформулировать свое отношение к детям.

Наиболее целесообразно высказывать отношение к детям, учитывая специфику региона и национальных особенностей. В ряде субъектов Российской Федерации уже приняты региональные законы и комплексные программы. К сожалению, наша область к их числу не относится. У нас не существует ни образовательной концепции, ни концепции социальной защиты детей. На 1998 г. запланировано создание программы «Дети Новосибирской области». (Следует заметить, что в Федеральных программах «Дети России» наша область участвует).

Принято и Постановление Главы администрации области от 04.07.1996 г. «О плане действий по реализации основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей на территории Новосибирской области на 1997-1998 гг.», но в нем отражены лишь отдельные мероприятия, суть которых сводится к срочным мерам по неотложным вопросам. Судя по отчетам о положении детей в Новосибирской области, таких срочных дел накопилось много. Вряд ли метод «латания дыр» здесь поможет. Области и городу жизненно необходима четкая политика в интересах детей.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Идея создания института уполномоченных по правам ребенка является достаточно новой, хотя сама мысль о необходимости защиты прав человека была воплощена в практику уже давно. Впервые должность уполномоченного по правам человека была утверждена в 1809 году в Швеции.

Уполномоченный по правам человека - омбудсмен - это самостоятельный государственный орган, опирающееся на парламент должностное лицо, непосредственно занимающееся защитой прав и законных интересов человека, нарушенных действиями или бездействием административных органов и должностных лиц. Омбудсмен не наделен властными полномочиями, он не может отменить решение административного органа или должностного лица, не может кого-либо наказать. Тем не менее, авторитетность его рекомендаций основывается на том, что за ним стоит парламент.

На протяжении XIX - XX вв. в общественном политическом и правовом сознании сначала в рамках отдельных государств, а за тем в общемировом масштабе укреплялась и развивалась ценность прав человека, следовательно, значимость способов их защиты. В этой связи любые механизмы соблюдения прав человека стали привлекать к себе серьезное внимание, в том числе и механизмы защиты прав детей. Пост уполномоченного по правам детей появился в Норвегии в 1987 году. Молфред Флеккей, которая занимала эту должность в течении 8 лет, подняла ее на значимую высоту. Как утверждают эксперты, в год принятия Конвенции почти каждому жителю Норвегии - и ребенку и взрослому - было известно об уполномоченном по правам детей. При чем 83% опрошенных считали необходимым существование такого ведомства и только 2% выступали за ее упразднение. К опыту этой страны чаще всего обращаются исследователи перечисляя какие достижения имеет в своем активе служба защиты детства. Отличают, что за время более чем десятилетней работы в Норвегии произошли следующие улучшения в положении детей.

• Приняты новые правила в отношении находящихся в больнице детей, регламентирующие их общение с родителями и продолжение обучения;

• Повышен минимальный возраст несовершеннолетних преступников, содержащихся в заключении вместе со взрослыми;

• Законодательно запрещены телесные наказания;

• В состав местных органов власти введена должность специального сотрудника для осуществления контроля за планами действий в отношении детей;

• Юридически закреплено право детей, общаться с обоими родителями, даже если они не состоят в браке;

• Во избежание несчастных случаев с детьми определены более строгие нормы в области жилищного строительства.

В настоящее время шире всего данный институт распространен в Европе и Латинской Америке. Существуют так же службы по защите прав и интересов детей в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Гватемале, Израиле.

О бщепризнанными задачами уполномоченных по правам ребенка являются:

1. Сбор информации о положении детей в стране.

2. Предоставление аналитических материалов, в том числе и по результатам проведенных исследований.

3. Распространение знаний о правах ребенка.

Кроме того, можно выделить следующие стратегические направления деятельности, преимущественно проявляющиеся в тех или иных странах:

1. Защита прав конкретных детей (Канада, Финляндия, Израиль, Бельгия, Перу, Австрия).

2. Деятельность, направленная на формирование государственной политике в интересах детства (Швеция, Дания, Германия, Исландия, Израиль).

3. Действия в интересах всех детей; в том числе по индивидуальным жалобам (Норвегия, Новая Зеландия, Австралия, Бельгия, Коста-Рика).

Для стимулирования процесса распространения опыта работы уполномоченных Комитет по правам ребенка, высказывая рекомендации по итогам национальных итогов национальных докладов, как правило, предлагает государствам учреждать ведомства по правам детей или расширять рамки их независимости в тех странах, где подобные институты существуют. Предполагается, что они должны быть независимыми как в административном, так и в финансовом плане, должны быть доступны для детей и сосредоточены на решении их проблем. Уполномоченному самому необходимо обладать определенными правами и полномочиями, что бы иметь возможность доносить до сведения правительства и общества мнение детей. Эти права предполагают:

1. Обеспечение доступа к разного рода документации, касающейся положение детей, независимо от того, какому ведомству или министерству это документация принадлежит или адресована;

2. Право консультировать или давать экспертную оценку при внесении изменений в национальное законодательство;

3. Возможность составления программы деятельности, в том числе проведение расследования случаев нарушения прав детей, и организации научных исследований и прочие.

Деятельность уполномоченного строиться на основе принципов независимости справедливости инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, некоммерческими организациями и общественными объединениями. Уполномоченный не в праве разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав, свобод и законных интересов ребенка.

Личность самих уполномоченных тоже должна быть уникальной. Они привержены идее защиты прав детей, не имеющих особых политических пристрастий; способны устанавливать контакты со всеми людьми, а особенно с детьми; владеют ораторским искусством и знакомы с различными структурами и органами власти.

В последние годы и в Российском обществе права человека приобретают в иерархии социальных ценностей все больший вес. Приоритет детских прав -особый в этом списке. Подписание Россией в числе первых государств Конвенции ООН о правах ребенка полноценна это подтверждает. Создание базы для формирования общественно-государственной политики в интересах детства, внедрение современных механизмов и практик снижение риска для различных социальных групп детей и ювенальных практик защиты, становиться первостепенной задачей.

Формирование ценностного отношения к правам детей, понимание, что дети наделены особыми правами — эволюционный процесс. Институт Уполномоченного по правам ребенка, с одной стороны, отражает степень демократизации общества, с другой - продвигает общество к такому устройству, где на первом месте интересы растущего гражданина.

Для отработки модели института уполномоченного по правам ребенка с 1998 года начато реализовать пилотный проект в пяти субъектах Федерации: Волгоградской, Калужской, Новгородской области, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Сейчас данный институт распространен в 17 регионах, уже существующие формы и средства защиты прав ребенка, не подменяя традиционные для нашей страны структуры. Основными задачами региональных уполномоченных по правам ребенка, закрепленными в регламентирующих их деятельность документах, являются:

· Обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами власти и местного самоуправления;

· Всемирное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

· Анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

В целях выполнения своей функции и задач Уполномоченный осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка; проверяет самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами факты нарушения прав; оказывает детям, а также их законным представителям бесплатную юридическую помощь. Он может обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных прав, принимать участие в судебных процессах, урегулировать споры между детьми и органами государственной власти, между детьми и их законными представителями. Уполномоченный информирует правоохранительные органы и органы государственной власти о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка; вносит свои предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав ребенка; принимает участие в разработке нормативных правовых актов. По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенку в местные органы самоуправления.

С появлением и развитием института Уполномоченных по правам ребенка расширяются его основные направления деятельности. Так, в Новгородской области приоритетны:

· лоббирование законных прав и интересов детей в законодательных и исполнительных органах государственной власти;

· анализ положения и проблем детей на территории региона;

· подготовка предположений органам власти по улучшению положения детей, реализации их прав в соответствии с действующим законодательством;

· прием несовершеннолетних и взрослых по вопросам защиты прав детей;

· просветительская деятельность, информирование несовершеннолетних об их законных правах и возможностях защиты;

· инициирование мероприятий по оказании помощи семьям и детям, в том числе благотворительных, правозащитных и информационных.

В активе уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области создания Попечительного совета при воспитательной колонии для несовершеннолетних, введение в 19 образовательных учреждениях городе школьных уполномоченных по правам детей, проведение волонтерских акций в школе для мальчиков с девиантньш поведением, участие в судебных разбирательствах и организация детского телефона доверия.

В целом в Волгограде внимание уделяется трем основным направлениям деятельности:

Ø получение ребенком определенных ресурсов и услуг;

Ø обеспечения права на родительскую опеку, на защиту от жестокого обращения;

Ø стимулирование активного участия детей в жизни общества.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве сосредоточился на

анализе судебных решений, касающихся нарушений жилищных прав (незаконные выселения при сносе домов, выселения без предоставления другого жилого помещения в случаях признания сделок недействительными; отказы в предоставлении жилых помещений во в неопределенном порядке лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); прав ребенка на проживание с родителями; нарушение имущественных прав и права на жизнь и безопасность.

По мнению уполномоченного в непосредственной связи с нарушением прав детей по рассмотрении судебных дел находятся крайне неудовлетворительная работа служб судебных приставов по исполнению вынесенных решений. Жалобы на бездействие или незаконные действия этих служб составляют значительную часть от всех обращений. Особенно много жалоб поступает нам неисполнение решений судов о взыскании алиментов.

Особую тревогу московского уполномоченного вызывают отдельные случаи деятельности органов прокуратуры и органов опеки и попечительства. По своим должностным обязанностям они призваны всесторонне защищать права и законные интересы детей, однако и в их целом позитивной практике проявляются решения с нарушением норм гражданского, семейного, жилищного законодательства, не оказывается должная помощь опекунам и попечителям. Удручающее впечатление производит то обстоятельство, что органы опеки и попечительства устраиваются от защиты детей от насилия в семье, крайне пассивно ведут себя в судебных делах об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей.

Таким образом, уполномоченный по правам ребенка получает права общественного контроля судебных решений, деятельности прокуратуры и органов опеки. Это поистине независимый институт защиты детства.

Вместе с тем, если в Москве добиваются решение родительских прав при угрозе жизни и здоровью ребенка даже, если ему через несколько дней исполнится 18 лет, то в Калужской области уполномоченный делает ставку на целенаправленную работу с проблемной кровной семьей. В областном центре помощи семье и детям активно работает отделение, где и ребенок, и родители могут по полной реабилитационной программе получать помощь и поддержки.

Та же стратегия определена и в реабилитации воспитанников колонии для несовершеннолетних: уполномоченный прилагает максимум усилий, чтобы ребенок с помощью родителей и специалистов вернулся в общество Большая работа проводится с тем, чтобы несовершеннолетние подростки получали альтернативные методы наказания Уполномоченным по правам ребенка в Калуге разработана программа социально-психологического образования участковых инспекторов милиции и общественных инспекторов по специальному сопровождению так называемых «трудных» подростков. Если подросток получает условно досрочное освобождение или условное наказание, он попадает под защиту и социальной потребности Главы местного самоуправления.

В Карелии уполномоченный считает, что большинство детских проблем связано с жестоким образованием в семье, школе, детских домах, милиции. На втором месте - проблемы, связанные с жильем; на третьем - нарушение прав - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целенаправленная доходов, направлена соблюдение интересов детей, на выполнение Конвенции о правах ребенка, и это позволяет хорошо знать ситуацию, проблемы, видеть наиболее эффективные пути решения. «Карельский Союз защиты детей» участвовал на стороне детей почти в полутысяче судебных процессов, провел большую работу по сохранению должностных учреждений, занимается правовым просвещением школьников и их родителей.

Борется за повышение ответственности государственных чиновников в принятии решении, касающихся детства.

Главной задачей института уполномоченного по правам ребенка в Удмуртии признана пропаганда среди специалистов, работающих в интересах детей в социальной сфере, неправительственном некоммерческом секторе, средствах массовой информации современных механизмов защиты прав детей и перспективных технологий, позволяющих на практике реализовывать базовые права ребенка. На постоянных рабочих встречах, которые проводятся в формате дискуссий, акцентируется внимание на продвижение ценностей прав ребенка в региональном сообществе. Это позволяет сместить акценты общественного сознания в сторону значимости детства, как ресурса демократизации, создать в обществе заинтересованность в решении проблем детей, выявить субъектов реализации практик защиты ребенка и объединить возможности государства, инициировать появление новых носителей защиты детства.

Одним из важных направлений деятельности института Уполномоченного в Ижевске является информационное продвижения ценностей детства, прав и свобод детей. Там создана специальная газета, направленная на освещение прав детей, новых технологий работы по их защите, повышение правовой культуры населения. На одном из местных телеканалов был продемонстрирован видео-ролик «Детям - лучшее будущее». В сотрудничестве с работниками прокуратуры Удмуртской Республики создана правовая серия для детей «Твои права» общим тиражом 20 тыс. экземпляров. Данные материалы используются в деятельности классных руководителей, социальных педагогов, сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, детских библиотек.

Таким образом, первые опыты введения поста Уполномоченного по правам ребенка могут способствовать выработке более четкой позиции государства и общества по отношению к детям, координации деятельности правозащитных организаций, включению в коллегиальные органы по вопросам детства. Уполномоченный становится инициатором совершенствования законов, касающихся несовершеннолетних, защищает их исполнение, создает атмосферу общественного контроля за соблюдением прав ребенка. Он готовит детей к пониманию своих прав и ответственности за их выполнение, ведь только в диалоге мира детства с миром взрослых можно увидеть и понять, насколько мы правильно думаем, говорим и действуем, отстаивая права детей.

Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Государством проводится большая работа в данной области. С сентября 1993 г. действует и реализуется федеральная программа «Дети России», включающая к настоящему времени 13 подпрограмм, таких как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания», «Дети Севера» и др. С 1994 г. в РФ реализуется федеральная целевая программа «Вакцинопрофилактика», действие которой постановлением Правительства РФ продлено на период до 2005 года. За счет средств программы осуществлялось финансирование производства вакцины, централизованное обеспечение ею всех территорий России для иммунизации детского населения, транспортировка и хранение препаратов для вакцинопрофилактики; начата реконструкция предприятий по производству иммунобиологических препаратов.

В сентябре 1995 г. вступили в действие «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерация до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», определяющие приоритетные направления в области развития, охраны детей, укрепление правовой защиты: детей, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей: питание детей: обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. В законодательной деятельности Российской Федерации значительное место отводится решению проблем социально-правовой защиты детства в условиях социально-экономических преобразований в стране в период перехода к рыночной экономике. За это время было принято более 30 нормативных актов: федеральных законов, Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов детей и посвященных регулированию вопросов, касающихся личных и имущественных прав детей в семье, реализации гарантий прав детей в семье, реализации гарантий прав детей, находящихся в особо трудных условиях, на охрану здоровья детей, осуществления мер по их социальному обеспечению и образованию, по трудовым правам несовершеннолетних [4, с. 23].

В ряду приоритетов программы:

- обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей, в том числе проживающих в крайне неблагоприятных природно-климатических и экологических условиях, а также новорожденных детей;

- профилактика врожденной инвалидности детей и меры по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;

- обеспечение физиологических потребностей детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания;

- охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей;

- улучшение условий обучения и развития детей, в том числе с недостатками в развитии, проживающих в отдаленных районах Севера, в зоне Чернобыльской катастрофы, создание благоприятных условий для развития одаренных детей

- предупреждение социального сиротства, развитие механизмов, позволяющих обеспечить воспитание детей-сирот в семейных условиях, совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для нормального физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- развитие и оптимизация сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации; уменьшение масштабов беспризорности детей и создание механизмов возвращения этих детей в общество [4, с. 54].

Одним из основных направлений программы является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации»; ФЗ «Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав», который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; «О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков»; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении - центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности [2, с. 41].

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института - независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных различен:

– уполномоченные включены в систему исполнительной власти и назначаются главами администраций или указами президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

– уполномоченные назначаются законодательным органом или с его согласия. Тем самым уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что повышает эффективность их работы. В ряде субъектов Федерации (например, в г. Москве, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия), Ивановской, Кемеровской и Самарской областях и др.) должность уполномоченного по правам ребенка учреждена на основе региональных законов.

– ряд уполномоченных работают на общественных началах — в Ивановской и Новгородской областях, г. Волжском Волгоградской области и другие.

– уполномоченные являются депутатами законодательных собраний, наделены дополнительными специальными полномочиями в сфере защиты прав ребенка, например в Ивановской области, Республике Дагестан, Красноярском крае и др.

– в ряде случаев уполномоченный по правам ребенка является заместителем уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с отдельным объемом компетенции или работает в штате аппарата регионального уполномоченного по правам человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.