КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, основные категории и задачи педагогики
1.1.1. Предмет педагогики. Педагогику обычно определяют как науку о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей — целенаправленную, специально организованную и непрерывно проводимую деятельность, отвечающую общественным потребностям. При этом воспитание понимается в широком смысле, включающем многие элементы влияния на личность в целях ее формирования и развития. Можно встретить и более развернутое определение педагогики как науки, изучающей «особую социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества». В конечном счете ученые сходятся во мнении, что Педагогика как наука изучает особый вид реальных явлений в жизни людей и деятельности, заключающейся в целенаправленном формировании личности или группы педагогическими средствами с целью усвоения поколениями людей накопленного обществом социального опыта и культуры, обеспечивающих результативность их жизнедеятельности. Это наука не только об образовании, школе, учителе и учениках, но и о жизни людей, их социализации в сложившихся общественных отношениях. Принято различать объект и предмет науки, при этом под объектом понимают определенную сферу объективной реальности, а под предметом — ее аспекты, стороны. Объектом педагогики выступает изучение всех сфер жизни общества и государства, оказывающих влияние на подготовку человека к выполнению социальных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счете процветанию общества. Предмет педагогики — это педагогические реальности в обществе, проявляющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации1. Предмет педагогики определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионализма; проявлению творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, укреплению веры в свои силы и возможности, утверждению в обществе идеалов гуманизма, культуры и права. Это означает, что педагогика востребована везде, где реализуется образование, воспитание, обучение и развитие людей, как в специализированных образовательных учреждениях, так и в процессе трудовой деятельности, культурно-досуговой и семейной жизни. Педагогика как отрасль научного знания находится в непосредственной связи со многими науками — она использует, с одной стороны, данные этих наук, а с другой — помогает им. Как и любая наука, педагогика имеет свои философские основы, методологию, теорию, методы, с помощью которых вырабатываются рекомендации для практики. Она располагает разносторонним эмпирическим материалом, на основе которого сделаны определенные выводы, научные обобщения, выраженные в законах, концепциях, принципах, понятиях, выдвинуты гипотезы и разработан научный прогноз ее дальнейшего развития. 1.1.2. Система основных понятий (категорий) педагогики. Педагогика располагает системой своеобразных понятий (категорий) отражающих ту или иную сторону педагогической реальности и различные виды ее педагогических явлений. Педагогический процесс — категория, означающая активную взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъект-объектов педагогической сферы (родителей, учителей, руководителей и др.), и объект-субъектов (детей, учащихся, сотрудников, воинов, персонала и т.п.). Педагогический процесс в различных социальных структурах имеет свою специфику. Так, например, в высшей школе эта специфика заключается в непосредственной связи педагогического процесса с государственными интересами, социальным заказом; особенностях задач и содержания подготовки специалистов, функциональных обязанностей должностных лиц учебного заведения. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов процесса обеспечивается целевой установкой работы преподавателей, научно обоснованными учебными планами и программами, правовыми рамками функционирования образовательного учреждения. Воспитание — до сих пор во многих педагогических работах определяется как основополагающая категория педагогики. В научных кругах утвердилось понимание воспитания в широком, социальном, смысле как функции человеческого общества, заключающейся в передаче накопленного социального опыта, духовного наследия общества, его ценностей от поколения к поколению. С этой точки зрения воспитание рассматривается как категория вечная, социальная, носящая исторический характер, и изучается также социологией, философией, политологией, историей и другими гуманитарными науками. В узком, собственно-педагогическом, смысле воспитание рассматривается как специально организованная, целенаправленная деятельность общественных институтов1 с целью формирования социально значимых качеств человека как гражданина общества, носителя общечеловеческих ценностей, способного к цивилизованному поведению, самореализации. Это системный процесс целеустремленного создания условий (материальных и духовных) для формирования у человека нравственных идеалов, норм и отношений, совершенствования умственных и физических сил, профессионально-этических качеств, что в совокупности образует мировоззрение, нормы и правила поведения. По существу воспитание — это управление процессом социализации личности, охватывающее весь педагогический процесс, результатом которого является воспитанность конкретного человека или социальной общности граждан, их готовность к жизни в обществе и труду. Употребление понятия «воспитание» в обоих смыслах правомерно и практично. В 90-е годы прошлого столетия справедливо отмечалось ослабление внимания к воспитательной деятельности, в то время как острота самой проблемы воспитания явно усилилась. У этого явления есть свои причины: с одной стороны, отрицалось воспитание как средство манипулирования личностью (именно так стало пониматься «коммунистическое воспитание»), а с другой — произошло освобождение от жестких рамок тоталитаризма, породившего не только сомнения в результативности воспитания, но и резкий рост криминала, девальвацию нравственных ценностей и тому подобные явления. Сейчас положение выправляется. Так, в Законе РФ «Об образовании» воспитание определяется как ведущее направление по сравнению с обучением. В последние годы воспитание на новом качественном уровне на практике восстанавливает свои позиции. Обучение в отличие от воспитания есть целенаправленный, специально организованный, систематический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, в ходе которого происходит овладение знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены учебными программами. Педагоги руководят учебно-познавательной деятельностью обучающихся, активизируют ее, прививают умение самостоятельно пополнять знания, развивать мышление, память, воображение, чувства и речь; усваивать опыт старших поколений1. Результат обучения — обученность личности, группы людей. Образование — процесс усвоения фундаментальных мировоззренческих, научных, разносторонних знаний, выработки навыков, умений; развитие интеллекта и его результат, определенный уровень теоретической и практической подготовки обучающегося. В Законе «Об образовании» образованию придается обобщающий полифункциональный смысл, оно представляется целенаправленным процессом овладения личностью, группой людей научным пониманием окружающего мира, отвечающим современному уровню развития общества, научно-технического прогресса. Образованный человек объективно понимает и оценивает происходящие события в мире, в жизни людей, осознает себя и свое место в обществе, обладает духовными ценностями, способствующими творчеству, созиданию, самосовершенствованию, а также основами культуры отношений и поведения. Образование закономерно связано с воспитанием, обучением и развитием человека. Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, мен талитет человека как важная педагогическая особенность (свойство) его личности, не сводимые однозначно к наличию у него дипломов. Развитие — процесс функционального совершенствования психических процессов, состояний и свойств умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку как созидателю, творцу, профессионалу. Составляющими этого процесса являются: развитие общих и специальных способностей, соответствующих познавательных, деловых и физических качеств. Развитость личности или группы, коллектива является интегральным результатом педагогического процесса. Образование, воспитание, обучение закономерно влияют на развитие человека. Влияние многократно усиливается, когда эти процессы носят развивающий характер, принимаются специальные педагогические меры, обусловливающие быстрый темп, напряженность умственного и физического труда. Самосовершенствование личности, включающее в себя самовоспитание как процесс формирования и развития качеств в соответствии с требованиями общества и личной программы развития, а также самообразование, представляющее собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению и практическому применению знаний, навыков и умений. В педагогике также активно используются термины: педагогическая система, педагогическое мышление, принципы, средства, методы, формы воспитания и обучения, педагогическое общение и др.; общенаучные термины: гипотеза, эксперимент, система, элемент, системный подход, структура, функция, модель. Применяются понятия других наук: управление, руководство, информация, прямая и обратная связь, оптимизация, интенсификация, культура, мастерство и др.
1.1.3. Функции и задачи педагогики. Основными функциями педагогики являются: • познавательная — изучение опыта, практики; • научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений; • диагностическая — изучение причин явлений, процессов; • прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития; • проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность; • преобразовательная — внедрение достижений передового опыта • интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная; • организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин; • культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя. Реализуя эти функции, педагогическая наука решает и задачу изучения личностных качеств людей, их воспитанности, способности к самосовершенствованию. Первостепенное внимание обращается на способности и возможности субъектов педагогического труда в воспитании и обучении, профессиональной подготовке будущих специалистов. Признание личностного, субъективного фактора в педагогической деятельности не умаляет роли педагогики как науки и не абсолютизирует понимание ее как искусства. И та, и другая стороны важны, так как они в совокупности дают в руки участникам педагогического процесса эффективные методы решения задач. Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его. Основными факторами социально-педагогического влияния являются: • государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества; • деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников; • состояние законности и правопорядка, уровень культуры и • социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, • деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства; • семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности. В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократизацию. Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности. Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека. Стандартизация требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечивающий необходимый минимальный уровень квалификации специалиста, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кадров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффективность контроля за деятельностью учебных заведений. Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми. Основными задачами педагогики являются: • разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития; • изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов • определение перспектив разностороннего развития личности • обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности; • разработка методологических проблем и методов педагогических исследований; • поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, • разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов • исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников; • обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса; • построение системы непрерывного образования человека на • исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни; • изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России. Решение всех этих задач подчинено общей цели: повысить качество подготовки студентов и профессионалов в различных ведомствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способных использовать данные педагогики в своей деятельности. Систематические опросы студентов, должностных лиц, повышающих свою профессиональную квалификацию в вузах, показали выраженные тенденции роста их заинтересованности в изучении педагогической науки. В среднем до 70% опрошенных оценивают педагогику как профессионально, жизненно значимую дисциплину, которую нужно «знать, понимать и уметь применить в практической работе». Хуже дело обстоит там, где систематический курс педагогики недостаточно емкий и специалисты довольствуются, по существу, эпизодическими (часто на бытовом уровне) сведениями педагогического характера. Как показывает опыт профессиональной деятельности специалистов,- педагогическая подготовленность — одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики — одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |