Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология педагогики. 1.3.1.Диалектическая теория — методоло­гическая основа педагогики




1.3.1. Диалектическая теория — методоло­гическая основа педагогики.

Методология — учение о принципах и методах познания и преобразования действительности. В современной науке обычно выделяют следую­щие уровни методологии:

1) уровень философской методологии: всеобщие законы материального­
мира, действие которых проявляется во всех областях (диалектика, теория познания, логика);

2) уровень методологии общенаучных принципов исследования,
сфера действия которых распространяется на широкий спектр наук;

3) уровень конкретно-научной методологии, к которому относятся­
специфические законы, исследуемые конкретными науками, в том числе педагогикой;

4) уровень методик и техник исследования педагогической действительности1.

Мировоззренческая функция методологии выражается в общем под­ходе к явлениям действительности, теоретико-познавательной на­правленности процесса познания педагогической реальности. Она реализуется благодаря опоре на законы материалистической диалек­тики, на основе чего участники педагогического процесса определя­ют цели своей деятельности, находят оптимальные пути и средства их достижения, предвидят результаты. Педагогические явления зако­номерно рассматриваются в единстве противоположностей, их раз­решения в процессе накопления количественных изменений, перехо­дящих в качественные, более высокие по своему уровню и совер­шенные по содержанию, с сохранением того позитивного, что дос­тигнуто на прошлых этапах развития. В этом и заключается диалек­тика педагогических явлений и процессов. Понимая ее, участники педагогического процесса стремятся не допустить конфликтных си­туаций в разрешении противоречий, такого перехода количества в новое качество, когда по существу происходит топтание на месте, за­стой, а то и утрата достигнутого; отрицание старого без использования полезного, прогрессивного, необходимого. Так обеспечивается единство деятельности субъекта и объекта педагогического процесса, их сотрудничество, которое интенсифицирует развитие личности по­следнего. Эти положения обусловливают общенаучные методологиче­ские принципы подхода к педагогическим явлениям:

объективности — рассмотрения и оценки педагогических явлений без домыслов и предубеждений, сведения к минимуму субъективизма;

единства теории и практики — непременной опоры педагогических обобщений, выводов, теоретических воззрений на репрезен­тативный эмпирический материал, научные факты;

познаваемости — стремления к познанию педагогической ре­альности и веры в ее познание и совершенствование;

детерминизма — изучения любого педагогического явления как причинно-следственного;

историзма — в оценке того или иного педагогического явления исходя из конкретно-исторической ситуации, в которой оно происходило, и тех этапов, которые оно прошло в своем развитии;

развития — подхода к педагогическим явлениям как находящимся в непрерывном изменении. Нельзя абсолютизировать дос­тигнутый уровень развития любого педагогического явления, про­цесса, нужно рассматривать его как один из рубежей непрерывного движения вперед;

всесторонности — обязательного охвата изучения основных
сторон изучаемого предмета (явления), без которого невозможно
прийти к объективным правильным выводам, оценкам. Без этого
неизбежны погрешности, ошибки, искажения;

творческого подхода — непрерывного поиска новых, нетрадиционных решений.

Следуя этим принципам, изучаются приоритетные методологи­ческие проблемы педагогики:

• законы воспитания, образования, обучения, развития и самосовер-
шенствования личности;

• предмет и принципы педагогики в системе непрерывного образования;

• диалектика взаимосвязи педагогического процесса в школе,
вузе с социальной средой, формами общественного сознания;

• формирование и развитие личности обучающегося как субъекта и объекта педагогического процесса;

• социально-педагогические противоречия — источник развития
личности и педагогического процесса;

• диалектика взаимосвязи национального и общечеловеческого
в воспитании человека;

• философские, социальные, психологические и педагогические
основы формирования содержания и обоснования методов воспи­тания и образования;

• диалектика социального и биологического, целенаправленного
и стихийного в развитии личности;

• диалектика общего, особенного, индивидуального и логики педагогического мышления.

Эти крупные проблемы содержат в себе многие частные вопро­сы, требующие специального исследования: соотношение и взаимо­действие личного и общественного интереса; нравственные догмы религии и духовные приоритеты педагогики; становление и развитие системы непрерывного образования; особенности молодежи, людей зрелого и пожилого возраста и др.

Теоретико-познавательная функция методологии реализуется в цик­ле познания: научные факты — модель — гипотеза — следствия — экспериментальная проверка следствии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.