Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артха и Варны




Шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы пользуются совершенно различными способами получения дохода.

Шудра получает фиксированную оплату за свой труд. Неважно, сдельно или в виде оклада, шудре должно быть известно, сколько он получит за свой труд. Таким образом, любой, кто получает заработную плату или иное фиксированное вознаграждение за свой труд, по определению является шудрой, не зависимо от того, какова его профессия: шахтер, повар или музыкант. Работа шудры является оптимальной для того, кто в значительной степени склонен подпадать под влияние гуны невежества. Почему? Потому что шудра не принимает ответственных решений сам и его доход стабилен. Если бы человек с врожденными качествами шудры занялся бизнесом, он бы разорил любое преуспевающее предприятие, так как постоянно принимал бы неверные решения и его попытки принесли бы ему сильнейшее разочарование. В комментарии к “Бхагавад-гите” (18.32) Шрила Прбахупада пишет про людей, находящихся в гуне невежества: “Во всякой деятельности они идут по неверному пути…” Следует понимать, что шудре не следует рассчитывать на очень высокий уровень дохода. Как правило, услуга, предоставляемая им, не слишком ценна и может быть легко выполнена другими, такими же как он. Разумеется, интеллектуальные шудры (музыканты, ученые, высококлассные специалисты) имеют более высокий уровень дохода, пропорционально ценности (уникальности) предоставляемой ими услуги, и все же доходы вайшьев и кшатриев гораздо выше. Таким образом, подведя итог, можно сказать, что счастье шудры не в богатстве. Счастье шудры в стабильности дохода, отсутствии постоянной необходимости принятия важных решений, а также в отсутствии необходимости постоянно рисковать жизнью (что является атрибутом жизни кшатриев).

Вайшьи не продают свой труд, а получают прибыль. Именно поэтому к одной категории относятся столь разные профессии крестьянина и бизнесмена. Крестьянин эксплуатирует землю, животных, а бизнесмен - труд других людей. Финансовые возможности вайшьев характеризуются с одной стороны потенциально высоким доходом, с другой стороны - негарантированной стабильностью его получения. Однако, так как вайшьи по природе своей более разумны, чем шудры, и в меньшей степени склонны подпадать под влияние гуны невежества, подобная ситуация не причиняет им беспокойств. Итак, счастье вайшьи заключается в потенциально высоком доходе, возможности самостоятельно принимать решения и в отсутствии необходимости постоянно рисковать жизнью, как это делают кшатрии.

Кшатрии получают свой доход, взимая налоги. Налог характеризуется фиксированной величиной и невозможностью отказа от его уплаты. Кшатрии не создают материальных ценностей, подобно шудрам и вайшьям. Задача кшатрия – защищать другие классы общества. Особо отметим от чего: от врагов и греховной деятельности. Ради этой цели кшатрий носит оружие и постоянно готов вступить в сражение. Кшатрий ставит принципы, по которым живет, выше любых обстоятельств. Доход кшатрия велик, еще выше чем у вайшьи. Однако не доход составляет счастье кшатрия, а честь и слава. Богатство, окружающее кшатрия, является для него естественной средой и не занимает его мысли. Если бы кшатрий был привязан к своему богатству, он бы не смог постоянно рисковать своей жизнью. Очевидно, что приведенное выше описание деятельности кшатрия было применимо в условиях феодальной ведической цивилизации и совершенно не применимо в условиях современного демократического общества, где действуют другие законы.

Брахманы поддерживают свое существование, получая пожертвования. Основной характеристикой пожертвования является нефиксированность его величины, оставляемой на усмотрение жертвователя. Существует ряд профессий, для которых подобный вид вознаграждения является естественным и единственно правильным. Перечислим некоторые из них: пуджари, учитель, врач-вайдья, астролог. Представители данных профессий используют в своей деятельности то, что им ни каким образом не принадлежит (храм, божества, ведическое знание). Они не имеют права продавать то, что им не принадлежит. Поэтому единственным возможным источником дохода для них являются пожертвования. Если данный принцип нарушается, это приводит к плачевным результатам. Например, пуджари в Индии, устанавливающие тариф за даршан божеств, превращаются в бизнесменов и теряют чистоту и аскетичность. Или врач, установивший размер платы за прием, будет соблазнен мыслью выписать неправильное лекарство несколько раз и лишь затем выписать правильное с тем, чтобы вынудить клиента заплатить ему за несколько приемов. Получение материальной выгоды не является основной мотивацией брахмана. Счастье брахмана заключается в возможности соприкосновения с духовным, а также в возможности избежать деятельности шудр, вайшьев и кшатриев, исполненной специфических недостатков. Тот факт, что брахман живет на пожертвования, вовсе не означает, что таковые обязательно должны быть мизерными. Напротив, из шастр мы узнаем, что брахманы обычно получали щедрые вознаграждения. Однако они были обязаны использовать или раздать их до захода солнца. Таким образом брахманы ограждались от соблазна развить жажду накопительства, а жертвователи получали возможность занять плоды своей деятельности в богоугодных делах. Были и другие ограничения, направленные на поддержание чистоты и аскетичности брахманов.

Важно понимать, что варна, собственно, и определяется способом получения дохода. Существует всего четыре благочестивых способа получения денежных средств, а именно: получение фиксированного вознаграждения за свой труд, получение прибыли, взимание налога и принятие пожертвования. Пятого, шестого и т.д. способов не существует. Также существует всего четыре варны, которые соответствуют этим способам. Никаких других варн не существует. Это подтверждается в “Ману Самхите” (10.4): ”Представители варн браманов, кшатриев и вайшьев относятся к дваждырожденным, представители четвертой варны, шудр, получают одно рождение, пятой варны не существует”. Заметим, что для определенных варн подходят только определенные профессии. Однако профессия сама по себе не всегда однозначно определяет варну. Например, музыкант может быть и шудрой, и брахманом, а садовод и шудрой, и вайшьей. Таким образом, в ведическом обществе правильная цепочка выбора занятий для человека выглядела так: наклонности (обусловленность гунами) -> варна -> профессия.

Без соблюдения принципов получения и распределения дохода, предписанных для варн и ашрамов невозможно построение варнашрамы. Если шудры сравниваются с ногами общества, вайшьи с желудком, кшатрии с руками, а брахманы с головой, то финансовые потоки можно сравнить с кровеносными артериями, по которым кровь движется по телу, обогащаясь в одних органах и питая другие. При не правильном движении крови тело не сможет существовать. Шрила Прабхупада в комментарии к “Чайтанья-Чаритамрите” (Madhya, 8.58) пишет о важности построения варнашрамы: “Каждый человек должен выполнять свои проффесиональные обязанности в соответствии со своими наклонностями. В соответствии со своими способностями, ему следует занять положение в системе варнашрамы. Деление людей на шудр, вайшьев, кшатриев и брахманов является естественным для общества. На самом деле у каждого есть предписанные обязанности в соответствии с варнашрама-дхармой. Те, кто подобающим образом исполняет свои предписанные обязанности, живут не ведая забот и материальные условия не доставляют им беспокойств. Духовые уклады жизни – брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса – называются ашрамами. Если человек исполняет предписанные обязанности как социального, так и духовного укладов жизни, он удовлетворяет Верховную Личность Бога. Если же он отвергает свои проффесиональные обязанности,он становится преступником, грешником и кандидатом на жизнь в аду. В самом деле, мы можем видеть, что различные люди заняты деятельностью различным образом; следовательно, должны быть выделены классы людей в соответствии с их работой. Чтобы достичь совершенства, следует поместить преданное служение в центр своей жизни. Таким образом человек сможет пробудить свои природные наклонности при помощи работы, общения и образования. Следует принимать уклад варнашрамы в соответствии с квалификацией, а не по рождению. Покуда данная система не будет введена, деятельность людей не сможет быть исполняема систематически. Брахманы являются интеллектуалами, которые способны понять Верховную Личность Бога. Они всегда заняты развитием знания. Не имеет значения, рожден ли человек в Индии или за ее пределами. Те, кто по природе своей очень отважны и ктостремится управлять другими называются кшатриями. Те, кто имеет наклонность заниматься производством пищи при помощи сельскохозяйственных методов, защищать коров и других животных и заниматься торговлей называются вайшьями, или торговцами. Те, кто не обладает достаточным интеллектом, чтобы быть брахманом, кшатрием или вайшьей, должен служить господину и называются шудрами. Таким образом каждый может быть вовлечен в служение Господу и сознание Кришны. Если общество не функционирует в соответствии с естественным делением на уклады, социальное устройство деградирует. Вывод таков, что обществу следует принять научный метод варнашрама-дхармы."

Следует отметить, что под словом “счастье”, употребляемом в этой главе следует понимать ощущение комфорта, возникающее от того, что материальные беспокойства сведены к минимуму. Истинное счастье живому существу может принести только служение Верховной Личности Бога.

4. Принцип 50% процентов

Итак, мы разобрали, откуда берется доход, а также кто и на какой доход имеет право рассчитывать. Однако возможно, что многие читатели, из тех, которые убедились, что они в своем ашраме и варне имеют право на определенный доход, недоуменно воскликнут: “Все это так, но Кришна не дает мне денег!” “Я пытаюсь зарабатывать деньги праведным путем, но у меня ничего не получается! Я не вижу помощи со стороны Кришны!” - вероятно, говорят они. Есть еще один важный компонент для успешного достижения финансового благополучия в сознании Кришны. Речь пойдет о размере пожертвований. Из шастр мы узнаем, что только появившись на свет, человек уже оказывается должен родителям, полубогам, предкам и т.д. Также в процессе нашей жизнедеятельности мы используем различные ресурсы, которые нам не принадлежат (воздух, землю, огонь и т.п.), и независимо от нашей воли причиняем вред окружающим нас живым существам (нечаянно наступаем на муравья, окисляем миллионы бактерий при дыхании и во время пищеварения). Чтобы нейтрализовать подобные отрицательные реакции, автоматически возникающие в результате нашей жизнедеятельности, следует постоянно жертвовать определенную часть дохода. Если этого не делать, наша жизнь будет сплошной полосой неудач и разочарований.

Однако вероятно некоторые читатели снова недоумевают: “Я жертвую постоянно 10% (15%, 20%) своего дохода, тем не менее мой доход не возрастает (падает) и я не чувствую помощи со стороны Кришны!” Дело в том, что мы пытаемся прогрессировать на пути чистого преданного служения. Каков же стандарт пожертвований для человека, идущего путем бхакти? Шрила Прабхупада дает однозначный ответ на этот вопрос в комментарии к “Бхагавад-гите” (16.1): “Благотворительность предназначена для грихастх. Они должны зарабатывать достойным образом и тратить 50% своего дохода на распространение сознания Кришны во всем мире, то есть делать пожертвования организациям, занятым на этом поприще”. Эта фраза является ключом к финансовому благополучию в сознании Кришны. Если человек жертвует менее 50% своего дохода, он отклоняется от пути чистого преданного служения в сторону карма-канды. При этом он зарабатывает хорошую карму, сжигает последствия некоторых своих дурных поступков. Однако, из-за того, что человек отклонился от пути чистого преданного служения, существует опасность привлечься плодами благочестивой деятельности и оставить путь бхакти. Поэтому Кришна заботливо оберегает нас от падения, не давая нам возможности много зарабатывать. Однако, если мы примем наставление Кришны, исходящее из уст Его чистого преданного Шрилы Прабхупады, относительно рекомендованного размера пожертвования, мы сможем наслаждаться чистым преданным служением и не испытывать никакого недостака в финансах.

Вероятно, данная рекомендация достаточно революционна для сегодняшнего российского ИСККОН. Не секрет, что финансовое положение многих преданных плачевно. Некоторые из них не имеют никакого дохода, дохода других едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами. Неужели в такой ситуации от них можно требовать пожертвований в размере 50% дохода? Приведем следующий пример: если какой-либо подданный правителя не платит налоги, правитель помещает его в тюрьму. В тюрьме подданный не имеет возможности зарабатывать, однако он обеспечен нехитрым питанием и крышей над головой. Если по окончании тюремного срока подданный начинает честно трудиться и платить налоги, он начинает наслаждаться доходом, который приносит его трудовая деятельность. Кришна знает, что происходит в сердце преданного, поэтому если преданный в глубине своего сердца примет решение жертвовать рекомендуемые 50% дохода, Кришна выпустит его из тюрьмы бедности.

Для Кришны не существует проблем с тем, чтобы делегировать Своим преданным любое количество денег. Для Кришны важно, чтобы эти деньги не стали препятствием к их духовному прогрессу. Когда некто, планирующий улучшить свое материальное положение, просит богатого человека пожертвовать ему какую-либо сумму, просителю приходится учитывать много факторов. Сумма не должна быть слишком большой, и сам проситель не должен быть слишком хорошо одет, так как он должен вызывать достаточную жалость. Эти предосторожности, предпринимаемые просителем, необходимы потому, что хотя жертвователь и богат, объем его средств конечен, и любая жертвуемая сумма будет уменьшать его капитал. Однако Кришна обладает бесконечными богатствами, поэтому делегирование любой суммы не представляет для Него проблемы. Важно лишь, чтобы она была потрачена преданным в соответствии с Его желанием. В случае, когда преданный начинает расходовать выделенные ему Господом средства, нарушая законы Бога, Верховный Господь может лишить его источника дохода. Когда человек пользуется публичной библиотекой, он может бесплатно воспользоваться любой из сотен тысяч книг, составляющих библиотечный фонд. Однако, стоит ему украсть хотя бы одну из них, он будет с позором исключен из библиотеки.

К сожалению, часто преданные пытались решить свои финансовые проблемы, понижая стандарты (используя недопустимые для определенных варн и ашрамов методы получения дохода, а также получая доход в гуне невежества). Неудивительно, что подобные попытки в конечном итоге приносили преданным лишь разочарование. В некоторых ситуациях решением может быть лишь повышение стандарта. Допустим, некоторая фирма решила инвестировать средства в строительство ресторана. Однако после завершения строительства и эксплуатации ресторана в течение некоторого времени, руководство фирмы осталось недовольным уровнем дохода, который он приносил. В связи с этим было принято решение сократить издержки. Сначала руководство оказалось от оркестра живой музыки, и это позволило немного поднять доход. Затем был сокращен гардеробщик. Затем были сокращены официанты, а ресторан был переведен в режим шведского стола (самообслуживания), что также позволило немного увеличить доход. Затем было принято решение сократить… кухню. Стоит ли говорить, что после этого доход ресторана упал до нуля, так как посетителям просто нечего было есть. Затем было принято решение сократить охрану, а также расходы на освещение, но не трудно понять, что это не привело к увеличению дохода. В ситуации, когда в ресторане отсутствует кухня, никакое сокращение издержек не приведет к увеличению дохода. В данной ситуации единственный способ для руководства ресторана увеличить доход, заключается в увеличении расходов и организации кухни.

Читатель может задаться справедливым вопросом: “Если принцип жертвования 50% так важен, почему он не является, скажем, пятым регулирующим принципом ИССКОН?” Стандарт ИСККОН (соблюдение 4-х регулирующих принципов, чтение 16 кругов Махамантры ежедневно, регулярное чтение книг Шрилы Прабхупады, принятие посвящения у одного из инициирующих гуру ИССКОН) является достаточным минимумом для возвращения в духовный мир в этой жизни. Существует множество других принципов и рекомендаций, исходящих из священных писаний и уст чистых преданных, позволяющих сделать наше возвращение назад к Богу более быстрым и комфортным. Соблюдение принципа жертвования 50% дохода необходимо для достижения финансового благополучия в сознании Кришны. Приведем следующий пример. Человек покупает билет на поезд, который должен вывезти его из страны, объятой пожаром военных действий. При этом он хочет, чтобы его путешествие было комфортным. Разумному человеку понятно, что по сравнению со спасением жизни не столь важно, проведет он несколько часов в плацкартном или спальном вагоне. При этом покупка билета в вагон любого класса является достаточным минимумом для спасения. Однако, если человек сильно привязан к комфорту, он может приобрести билет в вагон СВ - для этого он просто должен заплатить соответствующую цену. Такая возможность особенно благоприятна для того, кого отсутствие комфорта способно остановить от посадки на спасительный поезд.

Существует распространенное среди преданных ИСККОН мнение, что жертвование 50% является идеалом (подразумевается, не всеми достижимым). Однако Шрила Прабхупада недвусмысленно пишет “50% дохода”, а не 25% или, скажем, 15%, что означает, что 50% - это минимальный размер пожертвования. Что же касается идеала, о нем Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Бхагавад-гите (18.11): “Многие члены Международного Общества Сознания Кришны трудятся на фабриках, в учреждениях или в каком-то другом месте и весь свой заработок отдают Обществу”. Причина отношения к данному принципу как к идеалу заключается в том, что большинству преданных вообще неизвестны личности, реализовавшие этот принцип. Если бы преданному посчастливилось встретить подобную личность, он был бы вдохновлен духовным счастьем и финансовым благополучием такого удачливого человека. Можно привести в пример 10 христианских заповедей. Они широко известны, однако многие люди не стремятся им следовать или следуют нескольким из них, да и то с неохотой. Причина в том, что они никогда не встречали человека, следующего всем им и испытывающего от этого духовное счастье.

Здесь можно было бы привести пример Радхики Гиридхари прабху (далее со слов Его Святейшества Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа), о котором рассказывал Его Святейшество Радханатх Свами Махарадж во время приезда в Москву в августе 2001 г. Радхика Гиридхари прабху жил как брахмачари в бомбейском храме ИСККОН на Чоупатти, однако, он вынужден был содержать своих старых родителей и, поэтому, живя в ашраме брахмачари и проповедуя сознание Кришны, он одновременно ходил на работу, чтобы зарабатывать деньги. В какой-то момент Радханатх Махарадж попросил его окончательно определиться со своим ашрамом и сказать, что если он хочет быть брахмачари, то он не должен ходить на работу и зарабатывать деньги, а если он вынужден это делать в силу тех или иных причин, то ему нужно стать семейным человеком и зарабатывать какие-то средства. В конце концов, Радхика Гиридхари прабху решил стать семейным человеком и полностью заняться бизнесом. Однако, прежде чем начать бизнес, он торжественно пообещал Божествам Шри Шри Радхи-Гопинатхи, которые установлены в храме в Чоупатти, что ровно 50% дохода, который он будет получать от бизнеса, он будет жертвовать в храм. Более того, своих деловых партнеров, которые были главными инвесторами в этого дела, он уговорил дать тоже самое обещание. Он сказал, что будет сотрудничать с ними только на этом условии, и так как его партнеры очень ценили его деловые качества, они согласились на это. С тех пор буквально за несколько лет его фирма стала одной из самых бурно развивающихся и процветающих фирм в Индии. Ее деятельность связана с компьютерными технологиями. Филиалы этой фирмы есть уже во многих странах, включая Америку и Гонконг. За последние полтора года Радхика Гиридхари прабху пожертвовал в храм Радхи Гопинатхи около 2 миллионов долларов. Он является одним из самых больших спонсоров храма и это произошло буквально за 2-3 года с тех пор, как он оставил ашрам брахмачари и занялся бизнесом. Сам Радхика Гиридхари прабху абсолютно уверен в том, что успех его бизнеса целиком зависит от Их светлости Шри Шри Радхи-Гопинатхи и связан с тем, что он, однажды дав это обещание, свято придерживается его.

Многим преданным вероятно было бы интересно узнать, почему стандарт составляет именно 50%. Можно дать следующее объяснение. Кришна в “Бхагавад-Гите” (9.27) просит нас посвятить Ему свою деятельность: “Что бы ты не делал, что бы ты не ел, что бы ты ни предлагал или отдавал, и через какую тапасью не проходил – делай это, о сын Кунти, как подношение Мне”. Где критерий того, что человек посвятил свою деятельность Господу? Для различных ашрамов существуют различные критерии. Для брахмачарьи, ванапрастхи и санньясы действуют критерии типа “не больше чем”. Брахмачари ест и спит не больше, чем необходимо для поддержания тела, имеет одежды не больше чем нужно для поддержания опрятного вида и тепла, имеет имущества не больше, чем необходимо для служения (строго говоря, все имущество брахмачари является собственностью его Гуру). Вся остальная деятельность брахмачари направленана служение Гуру и Кришне. Таким образом, про брахмачари можно сказать, что он посвятил свою деятельность Господу. Аналогичным же образом ограничена деятельность, направленная на удовлетворение потребностей тела, в ашрамах ванапрастхи и санньясы, различие лишь в строгости стандарта. Однако на грихастх подобные ограничения не распространяются. Грихастхи могут носить дорогие наряды, украшения, иметь разнообразное имущество, движимое и не движимое, различное по цене и количеству. Подобные приобретения не запрещены для них. Где же критерий того, что грихастха посвятил свою жизнь служению Кришне? Грихастхи являются единственным ашрамом, деятельность в котором ведет к получению дохода. Поэтому можно сказать, что результатом деятельности грихастх является доход. Когда грихастха принимает решение жертвовать 50% процентов на преданное служение Господу, он заявляет, что он признает свою обусловленность материальнымижеланиями, однако не желает их культивировать, признает их существование проблемой и основной своей деятельностью считает преданное служение. Можно сказать, что он отдает “контрольный пакет” своей деятельности преданному служению. Точности ради заметим, что контрольным считается пакет, составляющий минимум 51% уставного фонда предприятия, или же, если речь идет об акционерном обществе, контрольный пакет определяется формулой 50%+1 акция. Другими словами, для того чтобы пакет считался контрольным, он должен быть хотя бы немного больше половины. Подобно этому, чтобы одна из чаш весов перевесила, груз на ней должен быть хотя бы немного тяжелее, чем на другой. Это необходимо, так как сравниваются два материальных предмета. В случае, когда речь идет о распределении дохода между удовлетворением материальных желаний и преданным служением, нет необходимости в дополнительном 1 проценте, так как преданное служение несравнимо превосходит удовлетворение материальных желаний качественно. Поэтому 50% вполне достаточно. Итак, для грихастхдействует критерий “не меньше чем”. Чтобы про грихастху можно было сказать, что он посвятил свою деятельность служению Господу, он должен жертвовать на преданное служение не менее 50% своего дохода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.