Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления деятельности социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми в семье




Профилактика и коррекция в содержании деятельности социального педагога. Специфика коррекционно-развивающей деятельности в системе специального образования.

Социальная профилактика - это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства, и такой страшной по своим последствиям проблемы как насилие над детьми в семье.

Основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной профилактики:

*выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

*уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

*предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

*сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

*содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями.

Применительно к детям социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Психолого-педагогическая профилактика - это «система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Психолого-педагогическая профилактика

осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако элементарные права ребенка довольно часто нарушаются, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков. В этой связи важным субъектом социальной профилактики является семья.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:

*Стадия предупреждения, основной задачей которой является принятие мер, формирующих у ребёнка социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

*Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности человека. Так, информируя родителей о том, какие их действия по отношению к ребёнку являются насильственными и какими последствиями они обернутся для ребёнка (в плане его психологического и социального развития) и для них самих (в правовом плане), мы предотвращаем случаи насилия над детьми в семье.

*Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения человека, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена

существующая в любом обществе система законодательных, морально - нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

*Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

*Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других.

*Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

*Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

*Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

*Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить:

- во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы ребёнка, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности;

-во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы правового просвещения и воспитания учащихся и их родителей может рассматриваться как одна из возможностей решения проблемы семейного насилия;

- в-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (в семье, в ситуации стресса и т. п.);

- в-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта;

- в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального педагога.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке учащихся. Например, эффективная работа по профилактике правонарушений, девиантного и асоциального поведения позволяет лучше защищать права и интересы детей в обществе.

Таким образом, несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия. Особенно это касается такой актуальной для нашего общества проблемы, как насилие над детьми в семье. Профилактика семейного насилия, на мой взгляд, заключается в следующем, необходимо наладить чёткое взаимодействие между различными органами, которые непосредственно занимаются с детьми: детские сады, школы, КДН и ЗП, ПДН ОВД. Не надо бояться выносить сор из избы. Чем раньше начнётся работа с семьёй, тем больше вероятность положительного результата. Для выявления семей со скрытыми признаками неблагополучия. На мой взгляд, необходимо в учебных заведениях, а также в детских дошкольных учреждениях проводить тестирование, как детей, так и их родителей. К разработке подобных тестов необходимо привлекать специалистов различных сфер: психологов, педагогов, юристов, социологов и т. д.

Ст. 4 Федерального Закона №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.06.99 предусматривает распределение обязанностей между следующими государственными органами: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Сегодня реально существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокуратура, суд, религиозные конфессии), каждое из которых имеет централизованное руководство. Совместная деятельность всех ведомств должна ориентироваться на достижение цели улучшения положения ребенка. Таким образом, основными элементами системы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения в семье являются: законодательная база и

нормативно-правовое обеспечение системы; службы помощи, профилактики и реабилитации; объекты участия; субъекты воздействия; программы профилактики и реабилитации; управление системой. Все эти элементы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение общих целей - предотвращение насилия над детьми, оказание помощи ребёнку и семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Теми, на кого направлена деятельность системы защиты являются:

1. Все дети, подростки и юноши до 18 лет (для организации профилактической работы);

2. Дети «группы риска»

3. Семьи «группы риска»

В процессе работы с семьёй социальный педагог решает следующие задачи:

  • Помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, чтобы набор средств родительского воздействия исключал телесные наказания;
  • Дать представления о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определённые рамки поведения.

1. Профилактическое направление. Безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям. Организация педагогического просвещения родителей направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребёнка. Это осознание влечёт за собой и выбор адекватных приёмов для разрешения возникающих трудностей.

2. Диагностическое направление. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:

  • при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
  • сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

*сбор информации;

*анализ информации;

*постановка социального диагноза.

3. Реабилитационное направление. Не существует единого, универсального описания ребёнка – жертвы насилия, а, следовательно, нет готового нарушения, глубокие психические отклонения и могут быть склонны к суициду. Риск дополнительной травматизации клиента ошибочными действиями или неадекватными словами специалиста крайне опасны. Поэтому работа с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору специалистов. Важнейшим организационным подкрепляющим фактором успешной деятельности становится условие: «Не оставлять их наедине с человеческим несчастьем в течение всего срока работы с трудным ребёнком».

В общеобразовательных учреждениях используют три направления работы с семьёй: образовательное, психологическое, посредническое. В использовании образовательного направления педагоги помогают родителям в воспитании и обучении, т.е. просвещают родителей в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. В психологическом направлении социальный педагог включает социально – психологическую поддержку и коррекцию, основанную на психологической и диагностической моделях, направленную на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекцию отношений они осуществляют в том случае, когда в семье наблюдались факты психологического насилия над ребёнком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересам и

потребностям). Посредническое направление. Специалисты помогают в организации досуга, так же их помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами социальной помощи и поддержки. Помощь направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Работая с семьёй, специалисты выступают, как правило, в трёх ролях: советник, консультант, защитник. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает особенности развития ребёнка; даёт педагогические советы по воспитанию детей. Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в случае, когда приходится сталкиваться с отстранённостью родителей от процесса воспитания детей.

Таким образом, рассмотренные направления социально – педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье, используемые в практике работы, прежде всего, способствуют коррекции детско – родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт совместной семьи. Моя деятельность, как социального педагога направлена на организацию педагогического процесса, формирование направленности личности учащихся на познание, восстановление его нарушенных связей со школой, разработку индивидуальных планов профилактической работы с несовершеннолетними. Основными задачами является профилактика безнадзорности и беспризорности. А так же социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.