Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая деятельность с молодежью. Основные направления и региональные особенности молодежной политики




Содержание и формы социального воспитания в учреждениях основного, дополнительного образования и общественных организациях.

Субкультура как фактор социализации человека. Особенности современных субкультур. Методика социально-педагогической деятельности с детскими и молодежными объединениями различной направленности.

А.В. Мудрик считает, что одним из факторов социализации является субкультура. Субкультура – это специфическая культура, которая складывается в определенной социальной группе. субкультура влияет на социализацию человека постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются ее носителями, референт­ны (значимы) для него. Чем в большей мере человек соотносит свои ценности и нормы с нормами и ценностями референтной группы — носительницы конкретной субкультуры, тем эффек­тивнее она на него влияет. В зависимости от характера той или иной субкультуры и возра­ста ее носителей ее влияние на стихийную социализацию челове­ка может быть более или менее обширным. Далее кратко остано­вимся на некоторых, по-видимому, универсальных аспектах вли­яния практически любой субкультуры на стихийную социализа­цию ее носителей.
1. Имея более или менее явные особенности, ценностные ори­ентации субкультуры влияют на самоосознание и самоопределение ее носителей, на выбор сфер и предпочитаемых способов саморе­ализации и т.п. В зависимости от характера (просоциального, асо­циального, антисоциального) и специфики субкультуры это вли­яние может быть более или менее позитивным или негативным (вплоть до формирования криминальных норм и ценностей и са­моразрушительных способов самореализации).
2. Влияние субкультуры на стихийную социализацию связано с тем, что субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе (хотя одновременно и приспособления к нему), т.е. становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на само­сознание человека, его самоуважение и самопринятие.

3. Еще одна сторона влияния на стихийную социализацию ха­рактерна для более оформленных субкультур, которые выполня­ют по отношению к своим носителям своеобразную психотера­певтическую функцию. В какой-то мере эту функцию можно оха­рактеризовать словами Э.Эриксона, который считал, что по ло­гике развития личности людям присущи избирательность в обще­нии и жесткость по отношению ко всем «чужакам», отличающим­ся социальным происхождением, вкусами или способностями. Такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности, от обезличивания и смешения.

Если говорить об особенностях современных субкультур, то можно сказать, что это в основном кибер-субкультуры. Представители кибер-субкультур не имеют идейной направленности, как скинхеды, готы, но поведенческая ориентация на виртуальность, опосредованная мультимедийными технологиями, в большей или меньшей степени означает уход от реальной жизни, тенденцию к самореализации не в традиционной форме, язык-сленг, специфические интересы обособление себя, группы от общественности указывают на них именно как на субкультуру. Кибер-субкультуры имеют характерные признаки, это: мультимидийная компетентность, противоречивость их проявления. Но на ряду с кибер-субкультурами в современном обществе существует огромное количество реальных субкультур: девочки-барби, анимэшники, ванильки (милые девочки с романтическим настроением, которые считают мир жестоким и враждебным. Они любят поплакать и потосковать, хотя на публике стараются героически сдерживать свой трагизм), ролевики (любители ролевых игр почти тоже самое что и косплей, только есть одно различее - им очень нравится определенная эпоха, иногда историческая например средние века в Европе, но чаще всего это - выдуманные события, описанные в книгах. Ролевики пытаются восстановить события которые когда то давно, имели место быть или были кем то выдуманы. А цель у ролевиков простая - они хотят стать участниками тех событий), треш(Кислотные, розовые, цвета ужасающий макияж музыка режущая слух с ревущем вокалом, одежда такая что... в общем всё наоборот! Любыми рамки и любые правила игнорируются и посылаются куда подальше. Потому что для треша рамки и правила неприемлемы вообще. В основном неприятие любых правил выражается в одежде, например:Сочетание несочитаемых вещей, фурри, фрики(те кто отличаются необычным, внешним видом и поведением, а также своеобразным мировоззрением.) и т.д. Современные субкультуры настолько разнообразны и поражают своими характеристиками, что для того, чтобы понять приверженцев какой-либо из них, нужно в нее влиться целиком. Существует много классификаций неформальных груп. Трдиционная:

Просоциальные - группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные - несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные - не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

- политизированные субкультуры - активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

- эколого-этические субкультуры - занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

- нетрадиционные религиозные субкультуры - в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

- радикальные молодежные субкультуры - отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

- субкультуры образа жизни - группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

- субкультуры по интересам - молодые люди, объединенные общностью интересов - музыкальных, спортивных и др;

Работа с группами различной направленности можно реализовывать в таких направлениях (М Шакурова):

1) использование потенциала существующих просоциальних групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создание косвенных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной в личности, предоставление просоциального группам необходимой поддержки

2) инициирование создания групп социальной направленности; включение их в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;

3) совместная работа с организаторами детского движения для переориентации асоциальных групп в просоциальни;

4) совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами для вывода несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентация их установок и поведения

Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения). Организация социального опыта в детских общественных организациях протекает в определенных формах организации взаимодействия. Анализ различных современных подходов позволяет определить форму организации воспитательного взаимодействия как ограниченную по месту и времени структуру (конструкцию) взаимодействия детей и взрослых, позволяющую решить определенные задачи социального воспитания. Язык - основной канал, посредством которого ребенок приобщается к культуре и выстраивает свой социальный опыт. Отсюда так велика роль коммуникативного компонента социального опыта. Социальный опыт подростков в значительной мере содержит в себе стереотипы. Социальные ценности общества, оформленные в виде норм, правил, оценок, традиций, для того, чтобы выполнить регулятивную функцию, должны фиксироваться в сознании, стабилизироваться. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в форме стереотипов. Основываясь на понимании социализации как процесса самостоятельного выстраивания подростком своего социального опыта, были выделены следующие характеристики социального опыта:

1. Содержательный параметр. Выражается через материальное и культурологическое содержание деятельности ребенка и проявляется в его представлениях о главных жизненных ценностях.

2. Позиционно-оценочный параметр. Выражается через тенденцию проявления индивидуальности, личностной активности, рефлексивной позиции подростка.

3. Функциональный параметр. Определяется тем, как внутренние особенности самооценки, соотношение представлений о главных жизненных ценностях преобразуются в ту или иную психологическую основу стиля жизни. А разные стили жизни способны либо благоприятствовать, либо, напротив, препятствовать полноценному социальному становлению личности.

Очень важно отметить, что еще до проявления социального представления в акте собственного поступка, социальный опыт ребенка содержит достаточный объем как бы «невостребованных» социальных представлений, которые не просто «ждут своего часа», а уже реально «подпитывают» новые поведенческие представления, которые начинают возникать в ситуациях собственных поступков детей. Внешкольное воспитание возникло в середине XIX -- начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание несло в себе потенциал продуктивного сочетания стремления взрослых дифференцировать трансляцию социального опыта и устремленности детей к самореализации в различных сферах бытия.

Учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого -- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В современных условиях учреждения дополнительного образования играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой - изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности -духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей. В истории педагогики выделяются различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Стоит отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Работа с детьми направлена на развитие не только коллективных и творческих, но и лидерских качеств. Об этом свидетельствует наличие детского самоуправления и издание собственной газеты. У каждого ребёнка составляется «Книга творческих достижений», со своими достижениями, списком участия в тех или иных направлениях и предметах, с результатами конкурсов и выставок. В ходе проведенного обследования изучена такая микросреда жизнедеятельности ребёнка, как Центр дополнительного образования. Несомненно, она оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Таким образом, в центре внимания данного Центра находится ребенок. Причем обучение направлено на его всестороннее развитие. В связи с этим ребенок в Центре развивается физически, эстетически, интеллектуально, социокультурно. Не зря данный центр был награжден дипломом второй степени всероссийского конкурса за реализацию воспитания учащихся, а также стал победителем среди учреждений области, внедряющих инновационные технологии.

Целями социальной работы с молодежью в России являются:

1. развитие и реализация потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности,

2. эффективное включение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Задачами социальной работы с молодежью в России являются: а) создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности; б) создание условий для самостоятельного решения молодыми людьми своих проблем, в том числе через повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления; в) совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей; г) содействие получению качественного образования, профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем; д) обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.

Принципы социальной работы с молодежью в России:

1. Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.

2. Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.

3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.

4. Социальная работа с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.

5. Социальная работа с молодежью строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти. Негосударственная (общественная) составляющая социальной работы с молодежью строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.

Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью.

Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы. Принятые направления и программы социальной работы с молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов. На региональном уровне должна быть сформирована и постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов социальной работы с молодежью с учетом специфики конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере молодежной работы в данном регионе, осуществляющие системное взаимодействие с общественными объединениями.

На уровне субъектов Российской Федерации институты гражданского общества, участвующие в социальной работе с молодежью, осуществляют координацию своей деятельности и взаимодействие с органами государственной власти прежде всего через создаваемые ассоциации («круглые столы»). Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами социальной работы с молодежью в качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы. На муниципальном уровне должна быть создана современная инфраструктура социальной работы с молодежью, система координации и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и осуществлении социальной работы с молодежью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.