Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фашистская диктатура в Германии 3 страница




В разделе VII -"Законодательство федерации" вы­деляется также широкая сфера, регулируемая исключи­тельно законами федерации: внешние отношения, оборо­на, гражданство, валюта, таможенное и торговое право и пр. (ст. 73); сфера конкурирующего законодательства: гра­жданское и уголовное право, судоустройство и судопроиз­водство, право союзов и собраний и пр. (ст. 74); сфера "ра­мочного" законодательства: правовое положение лиц, со­стоящих на государственной службе, общие принципы в области высшего образования, охотничьего дела и пр. и сфера законодательных полномочий земель, "в той мере, в какой... законодательная власть не предоставлена федера­ции" (ст. 70(1)).

Сфера исключительного законодательства федерации при этом расширена за счет конкурирующего законодатель­ства путем включения в нее системы мер и весов, выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, ав­торского и патентного права и пр. Более того, при определе­нии права на исключительное законодательство Основной закон требует соблюдения лишь одного условия - "необхо­димости" в федеральном законодательстве (ст. 72(2)), кото­рая определяется самой федерацией и никогда не оспари­вается ФКС.

Расширение законодательных полномочий федерации происходит и благодаря решениям ФКС, опирающегося на традиционную для Германии доктрину - "в силу внутрен­ней связи", когда суд признает наличие неписаных полно­мочий государства, или если они (законодательные полно­мочия) "недостаточно точно определены" или связаны с ре­шением вопросов, "определенно относящихся к компетен­ции федерального законодательства".

По иному, чем в Веймарской конституции, трактуется и "конкурирующее законодательство". Федерации по Ос­новному закону предоставляется право принять закон, даже если ранее был принят по этому вопросу закон земельный. Здесь действует принцип: "федеральное право ломает пра­во земель".

Объективные процессы расширения полномочий цен­тра в федеративном, демократическом государстве между тем не могут быть беспредельными. Приоритет в сфере "вы­полнения государственных задач", исполнительно-распоря­дительные полномочия (ст. 30 Основного закона) принадле­жат по Основному закону землям.

В наиболее спорной сфере конкурирующего законода­тельства интересы земель также ограждаются (ст. 72(2)) тре­бованиями предоставления федерации законодательных полномочий только в том случае, если данный вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством отдельных земель, если урегулирование данного вопроса законодательством одной земли может нанести ущерб ин­тересам другой земли или всей стране в целом и если этого требует сохранение "правового и экономического единства, в частности обеспечение единообразия жизненных условий".

"Единообразие жизненных условий" и лежит в основе новой формы германского федерализма, получившего на­звание "кооперативного". Новая модель кооперативного фе­дерализма - продукт своего времени, когда в послевоен­ных условиях резко возросла взаимозависимость федера­ции и земель в решении экономических и социальных про­блем, а под влиянием усилившейся мобильности населения, потоков беженцев, деятельности оккупационных властей были подорваны корни исторически сложившегося своеоб­разия германских земель и пр.

Это "единообразие" и определяет стремление федера­ции и земель к координации своих действий, к унификации права и административной практики. В новых условиях все большее значение приобретают не диктат центра, не "экзе­куция", а такие рычаги управления, как выверенная финан­совая политика и государственное регулирование экономи­ки, общие задачи в области энергетики, транспорта, жилищ­ного строительства. Решение этих задач связано прежде всего с финансированием. Не случайно созданный на основе ст. 88 Основного закона Немецкий федеральный банк называют в ФРГ "четвертой властью", "параллельным правительством".

Основополагающие принципы конституционного устрой­ства ФРГ находят непосредственное выражение и в систе­ме высших органов государственное власти: бундестага, бундесрата, президента, правительства и органов правосу­дия.

Высшим органом законодательной власти, по Консти­туции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. "Всеобщему" и "равному" характеру выборов не соответствует, однако, правило избирательной системы, согласно которому менее 5% голосов, поданных за политическую партию (партиям Основной закон отводит главную роль в формировании по­литической воли народа), вообще не учитываются при распределении мандатов. Недостижимость "равенства" вы­боров определяется и неравными финансовыми возможно­стями мелких партий или независимых депутатов. Финан­сирование предвыборной деятельности партий из государ­ственного бюджета не решает также проблемы равенства, так как пособия распределяются государством только меж­ду теми партиями, которые после окончательного подведе­ния итогов выборов получили 50% голосов в конкретном из­бирательном округе.

Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг из­бирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он обладает и другими важными контроль­ными функциями, в связи с чем может вызвать на свои засе­дания любого члена федерального правительства (ст. 43(1)), назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бун­десрату отчет "о доходах и расходах, а также о состоянии активов и пассивов выполняемого бюджета" (ст. 114). Неодоб­рение бундестагом деятельности правительства влечет за со­бой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым долж­но уйти в отставку и правительство. Отставка, однако, воз­можна при условии выбора бундестагом большинством голо­сов его преемника (правило так называемого "конструктив­ного вето").

Объективная тенденция централизации государствен­ной власти, доминирования федерации в вопросах законо­дательства определяет особое стремление германских зе­мель влиять на государственную политику в целом через бундесрат, который, согласно Основному закону, является не представительством земель, а федеральным органом вла­сти, состоящим из членов земельных правительств.

Согласие бундесрата необходимо, как правило, при при­нятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, за­трагивающих интересы земель. Для этих законов (в настоя­щее время большинство законов принимается с согласия бундесрата) отрицательное решение бундесрата носит ха­рактер абсолютного вето. Бундесрат принимает участие и в утверждении бюджета, осуществляет вместе с бундестагом надзор над организацией органов власти земель (ст. 84(3-4)). Его согласие требуется при применении мер принужде­ния к землям, не выполняющим "возложенных на них обя­занностей" (ст. 37(1)).

Глава государства - президент республики - выби­рается большинством голосов особого органа - федераль­ного собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительства­ми земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Основ­ной закон отказался от дуалистической концепции Веймар­ской республики: "президент-рейхстаг".

Как независимая, фактически бесконтрольная (все его распоряжения контрасигнуются канцлером) и политически нейтральная фигура, отстраненная от решающего участия в высшем государственном руководстве, он, кроме предста­вительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает "в отдельных случаях" правом помилования, промульгирует принятые законы.

Основной закон лишает главу государства исконно гер­манского права командования вооруженными силами, воз­лагая эти обязанности в мирное время на министра оборо­ны, во время войны - на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о созда­нии, а затем усилении полномочий специальной парламент­ской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также долж­ность уполномоченного бундестага "по обороне" для охраны основных прав (ст. 45 (а) и 45 (в)).

В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения от должности президента по обвинению в умыш­ленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении долж­ности принадлежит ФКС.

Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, кото­рый выбирается большинством членов бундестага по пред­ложению первого. Им становится лидер партии большинст­ва в бундестаге. Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США или Франции. Эта тенденция усиливается почти не­изменным формированием правительства партией канцле­ра ХДС в союзе с ХСС. С 1949 г. до 1998 г. эти партии бес­сменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении минист­ров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

Основным гарантом правового государства ФРГ явля­ется, по Конституции 1949 г., ФКС, который выбирается бундестагом и бундесратом и стоит во главе судебной сис­темы страны. По отношению ко всем конституционным органам ФКС является единственной и независимой су­дебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, кон­тролирует правовые нормы на их совместимость с норма­ми более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы.

В 1969 г. в целях усиления охраны прав граждан был принят закон, положения которого составили содержание пункта 4 "а" ст. 93 Конституции 1949 г. На основании этого закона ФКС призван рассматривать дела по искам всех лиц, считающих неконституционными действия государственных властей, ибо они нарушают их основные права. В этом случае ФКС действует в качестве высшей апелляционной инстанции.

К таким жалобам, однако, предъявляются жесткие тре­бования, в том числе требования предоставления доказа­тельств, что все другие пути восстановления нарушенных прав были исчерпаны жалобщиком. Благодаря этому 98% таких жалоб ФКС просто не рассматривается. Судьи неза­висимы и подчиняются только закону (ст. 97(1)).

В соответствии с требованиями правового государства Конституция 1949 г. отличается жестким и обширным пе­речнем "гарантий основ свободного демократического по­рядка". "Воинствующая демократия" между тем несет в себе, по признанию самих немецких государствоведов, опасность нарушения демократических принципов конституции. Так, на основании ст. 18 Основного закона каждый, кто исполь­зует свободу выражения мнений, печати, собраний, образо­вания союзов и обществ и пр. "для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих ос­новных прав". Решение вопроса, использовались ли те или иные права с целью борьбы "против демократического по­рядка", принадлежит только ФКС, который не может ис­ключить, как показала практика, политических пристра­стий своих членов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.