КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послевоенное развитие итальянского государства 1 страница
Крах фашистского режима. Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по итальянскому фашизму. Военное поражение до крайности обострило и без того напряженное внутриполитическое положение в стране. Фашистская машина подавления уже не могла справиться с ростом народного движения. Не помогли и присланные Гитлером несколько тысяч гестаповцев. Кризис фашизма породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмежеваться от него путем отстранения от власти Муссолини. Большой фашистский совет вскоре после высадки в июле 1943 г. англо-американских войск в Сицилии принял резолюцию об отставке Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Но эти полумеры не могли спасти положения. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии. Юг страны оказался занятым англо-американскими войсками. Тогда же был образован Комитет национального освобождения, возглавивший все антифашистские силы страны. В него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы и христианские демократы (бывшая партия "пополяри"). Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами. Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Демократические силы страны стремились покончить с остатками фашистского режима, выступали за создание демократического республиканского строя. Реакционные правящие круги, вынужденные считаться с требованиями демократического движения, стремились не допустить его радикализации. Произошла их переориентация на христианско-демократическую партию, что давало им возможность использовать влияние на верующих католиков поддеживающего эту партию Ватикана. В июне 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии. Конституция 1947 г. и ее последующее развитие. В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны. В частности, предусматривалась возможность национализации предприятий, имеющих важное общественное значение. Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессивные преобразования не только в политической, но и социально-экономической сферах. В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями. Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством. Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона. В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3). Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы - областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов. В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность. Это стало насущной задачей уже после первых выборов в парламент, состоявшихся в 1948 г. В обстановке антикоммунистической компании, начатой христианскими демократами и поддержанной католической церковью, больше половины мест в парламенте получила христианско-демократическая партия, тесно связанная с Ватиканом и выражающая интересы монополистической буржуазии и аграриев Италии. Христианские демократы приложили усилия, чтобы затруднить и задержать реализацию положений Конституции об областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, возможности национализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавались Конституционный суд и Высший совет магистратуры. С целью дальнейшего укрепления своих позиций христианским демократам в 1953 г. удалось провести через парламент новый избирательный закон. По этому закону партия, собравшая более 50% голосов, получает 65% депутатских мест. Допускалось для этого и блокирование партийных списков кандидатов. Только если и в этом случае не будет собрано абсолютного большинства голосов депутатские мандаты распределяются по пропорциональной системе. Однако уже на выборах в том же году желаемый христианскими демократами результат не был достигнут, места в парламенте были распределены по пропорциональной системе, и в 1954 г. к ней пришлось вернуться. Доминирующее положение христианских демократов было поколеблено, и они вынуждены, начиная с 1963 г., создавать коалиционные правительства "левого центра", в которые кроме них входили представители образовавшейся в 1951 г. социал-демократической, республиканской и (несколько позже) социалистической партии. Эти правительства провели ряд демократических преобразований (национализация за выкуп электроэнергетической промышленности, частичная аграрная реформа и др.). Правительственные кризисы, возникавшие в результате противоречий между участниками коалиции, привели в 1972 г. к первым в послевоенный период досрочным выборам в парламент, после которых христианские демократы перешли к политике "правого центра", возглавляя правительство с участием социал-демократов, республиканцев и либералов. Только в 1981 г. впервые в послевоенной истории правительство было сформировано представителем республиканской партии. Но христианские демократы сохраняют позиции ведущей политической силы страны. Активное использование социальной доктрины христианства, идеи классового мира и сотрудничества, поддержка католической церкви позволяют им оказывать влияние на достаточно широкие слои населения. В целях его укрепления в 1993 г. на фоне упадка влияния и раскола ряда других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию. В том же году были реформированы государственные дотации парламентским партийным фракциям, негосударственное финансирование политических партий и критерии перераспределения средств на избирательные кампании. Произошли изменения и в избирательной системе: вместо пропорциональной введена смешанная и установлен порог представительства партий в палате депутатов - не менее 4% голосов избирателей. Политическая нестабильность, связанная с необходимостью санации промышленного производства и решением проблем отсталого юга страны, а также с решением обострившихся в последние десятилетия задач борьбы с мафиозной организованной преступностью и коррупцией государственного аппарата, проявилась, в частности, в формировании и распаде партийных блоков и частой смене правительств. На этом фоне стабильным остается конституционное положение основных институтов государственной власти.
Глава 13. Государства Центральной и Восточной Европы
Становление национальных государств. Возникновение независимых государств Чехословакии, Венгрии, Югославии стало следствием революционных событий, непосредственно связанных с первой мировой войной и распадом лоскутной Австро-Венгерской империи. Мировая война до предела обострила социальные и национальные противоречия в Австро-Венгрии. Борьба за национальное освобождение чехов, словаков, хорватов и других тесно переплелась с широким антивоенным демократическим движением и борьбой рабочих за свои права. Невиданный ранее размах приобрели крестьянские выступления против засилья помещиков в деревне. Развал Австро-Венгрии, ускоренный поражением в войне, массовым дезертирством солдат из армии (как одной из форм национального и антивоенного протеста) совпал с началом буржуазно-демократической революции, первым итогом которой было свержение монархической власти Габсбургов. В октябре 1918 г. произошло национальное определение Чехии и Словакии. Пражским и Словацким национальными комитетами было объявлено о создании сначала независимого государства Чехии, а затем о вхождении независимой Словакии в состав единого Чехословацкого государства. В том же году созванное на основе провинциального собора Народное вече под давлением революционных народных выступлений объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласило независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), которое включило в себя Черногорию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. Революция на глазах меняла политико-географическую карту Европы. В ноябре 1918 г. была провозглашена республика в Венгрии, затем - в Австрии. Победа Октябрьской революции 1917 г. в России создала предпосылки для независимости Польши. Декретом от 24 августа 1918 г., провозгласившим право народов на самоопределение, было признано за польским народом неотъемлемое право на самоопределение и единство, что привело к созданию независимой Польской Республики. При рассмотрении политических процессов, происходивших в первой половине XX в. в восточно- и центрально-европейских странах необходимо учитывать то обстоятельство, что эти процессы формировались на почве авторитарных режимов трех империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской, в условиях господства особого типа политической культуры, идеалом которой была сильная неконтролируемая власть, не признающая или с трудом признающая демократические права и свободы. За исключением, может быть, Чехословакии, здесь не утвердилась, как в Западной Европе (в результате предшествующих буржуазных революций и последующих политических изменений XIX в.) либерально-демократическая идеология, не сложилась устойчивая партийная система, политически зрелый электорат. Это непосредственно сказалось на том, что в результате кратковременных демократических сдвигов в 20-х гг., в этих странах впоследствии возродились авторитарные или военно-авторитарные режимы, просуществовавшие вплоть до второй мировой войны. Демократизация государственной власти, антифеодальные преобразования в деревне в 20-х гг. нашли частичное решение во всех этих странах в социальных, экономических и политических реформах, глубина которых зависела от ряда факторов: расстановки социально-политических сил, уровня развития демократических, антифеодальных и других социальных движений, характера предвоенных режимов, степени прямого влияния внешних обстоятельств и пр. В Венгрии и Словакии, например, под влиянием Октябрьской революции в России установились на короткое время даже советская власть и революционные правительства, была национализирована промышленность. Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Так, например, конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в ноябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе - Национальном собрании, о главе государства - президенте, о правительстве, а также о "временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов". Последующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший административный суд. Конституция 1920 г. закрепила парламентский строй, основанный на принципе разделения властей, согласно которому законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту - Национальному собранию, исполнительная власть - президенту и правительству (Совету министров), судебная - независимым судьям во главе с Верховным судом. Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время конституций других буржуазных стран. В чехословацкой Конституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного контроля, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конституции - в положении о Постоянном комитете, которому вверялось право издавать законы в период между заседаниями парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало право законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями. Конституция 1920 г. содержала перечень демократических прав и свобод: право избирать и быть избранным всех достигших соответствующего возраста граждан (кроме военнослужащих), свободу слова, печати, собраний, совести, которые, однако, подлежали значительному ограничению в случае "осадного положения". Возрождение польского государства было законодательно закреплено сначала в так называемой Малой конституции, принятой в 1919 г., характерная особенность которой нашла отражение в нормах о концентрации власти в руках Учредительного сейма и "начальника государства". Им стал Ю. Пилсудский, являющийся, по Конституции, исполнителем решений сейма, но взявший в свои руки командование армией. Учредительный сейм, срок полномочий которого не был ограничен, призванный разработать Основной закон страны, принимал законы, давал согласие на назначение начальником государства членов правительства, которые отвечали перед сеймом за свою деятельность. Принятая затем сеймом в марте 1921 г. Конституция получила название Мартовской. В преамбуле этой Конституции возносилась "благодарность провидению за освобождение от полуторавекового гнета". Основными принципами Конституции стали: принцип представительной демократии, разделения властей, ответственного перед парламентом правительства, а также принцип преемственности "светлых традиций" польского государства и его "однородности", т. е. унитарной формы государственного устройства*. Законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту, состоящему из сейма и сената. Законодательные полномочия сената, однако, были ограничены, он имел право лишь вносить поправки в принятые сеймом законы, которые могли быть отклонены при вторичном обсуждении законопроекта в сейме 1/20 голосов. *Исключением из этого принципа стала временная автономия Горной Силезии.
Президент республики как глава государства представлял Польскую Республику в международных делах, назначал (считаясь при этом с позицией большинства сейма) и распускал правительство. Он обладал правом с согласия сейма объявлять войну и заключать мир, созывать и распускать сейм (с согласия 3/5 членов сената), назначать высших должностных лиц, издавать исполнительные распоряжения и постановления. При всей широте этих полномочий (президент нес ответственность только за измену родине, нарушение Конституции и уголовное преступление), он, однако, должен был действовать в определенных демократических рамках, которые устанавливались не только сеймом и сенатом, но и правительством. Премьер-министр по Конституции обладал таким важным полномочием, как контрасигнация актов президента. Раздел V Конституции 1921 г. был посвящен "Общим обязанностям и правам граждан". Традиционный перечень демократических прав и свобод дополнялся некоторыми социальными правами: правом на охрану труда и материнства (особенно труда несовершеннолетних и женщин), правом на социальное обеспечение, правом бесплатного обучения в школах и др. При этом гарантии осуществления этих прав должны были найти закрепление в текущем законодательстве, которое или запаздывало, или расходилось в своем содержании с конституционными нормами. Не столь радикальны были демократические изменения в других странах. Новые конституционные законы Болгарии, Югославии, Румынии внесли демократические изменения главным образом в избирательное право, провозгласили ряд демократических прав и свобод, но сохранили монархическую форму правления. В Виттовданской конституции Югославии 1921 г. (она была принята в день святого Витта) явным анахронизмом были положения о значительных полномочиях короля, о лишении избирательных прав женщин. Конституция Румынии 1923 г. мало чем отличалась от старой Конституции 1866 г. Закрепляя монархическую форму правления, она оставляла фактически нетронутым помещичье землевладение, сохраняла привилегии знати. Конституция Румынии, формально закрепляя принцип народного суверенитета, определяла Румынию как "конституционно-монархическое государство". По ст. 34 Конституции, законодательная власть в стране осуществлялась королем и национальным представительством в лице палаты депутатов и сената. Палата депутатов избиралась на основе высокого возрастного ценза - 21 год для избирателей и 25 лет для избираемых. Возрастной ценз для сенаторов повышался до 40 лет. Более того, сенат состоял не только из избранных сенаторов, но и сенаторов "по праву". Выборы осуществлялись по коллегиям (членами "палат торговых, промышленных, труда, сельского хозяйства", университетами) и по округам. Сенаторами "по праву" становились лица, "занимающие высокое положение в государстве и церкви": члены королевской семьи, митрополиты, епископы, генералы, бывшие премьер-министры, председатели палат высших судов и пр. (ст. 72, 73). Конституция вверяла большие правомочия наследственному королю, назначавшему и увольнявшему министров, утверждавшему и обнародовавшему законы, имеющему право отменять и смягчать кару по уголовным делам, издавать указы, "необходимые для исполнения законов", и пр. Авторитарный характер Конституции не могли изменить и формально закрепленные в ней, по образцу западно-демократических конституций, гражданские права и свободы: слова, союзов, печати, положения об уголовно-процессуальных гарантиях, суде присяжных. Эти права фактически перечеркивались введением в 1923 г. репрессивного закона о защите государства, систематически вводимым в предвоенные годы чрезвычайным положением, и пр. В условиях роста социальной напряженности, движения за свои права национальных меньшинств, в целях обеспечения прочного большинства в парламенте в 1926 г. вводится новый антидемократический избирательный закон, предоставлявший партии, получившей на выборах большинство голосов, абсолютное большинство мест в палате депутатов. Наряду с демократическими преобразованиями в государственной сфере повсеместно были проведены и аграрные реформы, которые, однако, носили половинчатый характер, не затронули существенно крупного землевладения и не решили проблемы безземельного крестьянства. По закону об аграрной реформе 1919 г. в Чехословакии государство получило право приобретать за выкуп излишки земли с тем, чтобы у земледельцев оставалось в среднем от 250 до 500 га, но не был предусмотрен порядок передачи земли крестьянам. В сербско-хорватско-словенском государстве полностью отчуждались лишь земли Габсбургов, австрийских и венгерских помещиков. Излишки (сверх 150-400 га земли в Хорватии, 150-400 га в Воеводине) должны были сдаваться помещиками за большую компенсацию в фонд аграрной реформы, осуществление которой растянулось на 20 лет. В Венгрии и Румынии на долгие годы сельское хозяйство сохранило полуфеодальные черты, в том числе барщину и издольщину. По закону 1921 г. об аграрной реформе в Румынии подлежали отчуждению за выкуп излишки помещичьей земли, превышающие 500 га, причем крестьяне должны были уплачивать помещикам выкуп, в 30-40 раз превосходящий арендную плату. Более радикальный характер носили земельные реформы 1919-1920 гг. в Болгарии, где максимальный размер землевладения был установлен в 30 га. Не были решены в многонациональных восточноевропейских странах и острые национальные проблемы. Национальные распри не прекращались в Югославии и Румынии, не были урегулированы отношения чехов и словаков в Чехословакии. Национальную проблему Конституция 1921 г. просто обошла молчанием, исходя из ошибочной теории существования единой чехословацкой нации. Стойкие кризисные явления в экономике, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. сопровождались новым обострением социально-классовых, национальных противоречий, углублением политической нестабильности, выход из которой правящие круги видели в свертывании демократических государственно-правовых институтов, в ужесточении политических режимов. Во всем регионе четко наметились тенденции кризиса парламентаризма, не имевшего прочных традиций и социальной базы, вмешательства государственно-бюрократического аппарата во все сферы политической жизни, ущемления или прямого отказа от конституционных прав и свобод. Эти тенденции на завершающем этапе мирового экономического кризиса привели к установлению диктаторского военно-авторитарного режима в Болгарии, в закреплении авторитарных принципов и институтов во вновь принятых конституциях Югославии 1931 г., Польши 1935 г., Румынии 1938 г., сужавших права представительных органов, расширявших правомочия исполнительной власти, армии и всего аппарата управления. Правящие круги этих стран пытались, вместе с заимствованием фашистской идеологии, перенять у фашистских режимов Германии и Италии методы управления, создать однопартийную систему и пр. Однако на восточноевропейской исторической почве эти порядки до конца не утвердились, профашистские партии не сумели обрести массовой базы. В этом и проявилось их качественное отличие от западноевропейских фашистских, тоталитарно-автократических режимов, сумевших на определенном этапе и на определенных условиях мобилизовать политически активное большинство населения на поддержку фашистских порядков, на признание культа харизматического вождя. Изменения в демократических положениях конституций выразились в 1927 г. в Чехословакии, например, в том, что президенту страны были вверены не только чрезвычайные полномочия, но и право вносить изменения в конституцию. В Венгрии в 1926 г. было отменено всеобщее избирательное право, восстановлена антидемократическая по способам формирования и по характеру своей деятельности верхняя палата парламента (сенат), в которую входили представители генералитета, судейских чинов, лица, назначенные правящим диктатором Хорти, и др. В Польше государственный переворот в 1926 г. привел к утверждению авторитарного режима, закрепленного впоследствии в Конституции 1935 г., явившейся своеобразным антиподом Мартовской Конституции 1921 г. Антидемократическое дополнение было внесено в Конституцию Польши уже в 1926 г., по которому президент получил право (ст. 44) издавать "в случае государственной необходимости" исполнительные указы, "имеющие силу закона". По Конституции 1935 г., источником и носителем государственной власти являлся президент, ответственный только перед "Богом и историей". Вводилась недемократическая, крайне сложная система выборов главы государства, которая определялась им самим, так же как и порядок выдвижения на этот пост кандидата, не исключающий выдвижение президентом самого себя. Деятельность сейма и сената, который на 1/3 назначался президентом, носила подчиненный характер, так как последнему принадлежало не только право издания указов, имеющих силу закона, отлагательного вето, созыва и роспуска сейма и сената, но и, более того, преимущественное право законодательной инициативы в вопросах изменения конституции. В результате государственных переворотов конца 20-х- 30-х гг. были установлены авторитарные режимы также в Югославии и Венгрии. И что особенно характерно для предвоенных режимов - это их почти полная зависимость, экономическая и политическая, от фашистских государств: германского рейха и Италии. Характер и формы революций 40-х гг. в Центральной и Восточной Европе. В середине 40-х гг. XX в. в странах Центральной и Восточной Европы прокатилась волна революций. Как и Октябрьская революция в России 1917 г., эти революции проходили в экстремальных условиях, вызванных войной, экономической разрухой, резкой поляризацией социально-политических сил как внутри этих стран, так и на международной арене. Вместе с тем эти революции имеют ряд только им присущих черт, которые выделяют их среди других революций прошлого. Почти везде (кроме Германии) народно-демократические революции выросли из антифашистских движений Сопротивления европейских народов немецкому или итальянскому фашизму, установлению в странах Центральной и Восточной Европы режима национального и политического бесправия, грубого диктата, открытого экономического грабежа. Борьба, которую вела подавляющая часть народов этих стран, была направлена не только против немецкого и итальянского фашизма, но и против антинародных реакционных сил, которые сотрудничали с нацистскими оккупантами. Общей для всех этих революций была международная обстановка, в которой они происходили. Это сокрушительное поражение - военное, политическое и моральное - гитлеровской Германии и ее сателлитов во второй мировой войне и решающая роль Советского Союза в разгроме гитлеровского рейха. Характерные черты этих революций определялись тем, что еще во время войны во всех странах Центральной и Восточной Европы росли левые тенденции, укреплялись позиции народных, отечественных фронтов, а в ходе победы над фашизмом складывалась своеобразная общественная коалиция, выражавшая конструктивный компромисс между представителями различных политических сил: рабочих, крестьян, мелкой буржуазии. Утверждалась антифашистская, народно-демократическая политическая власть, имеющая широкую социальную базу, которая в известной мере выступала в качестве альтернативы тоталитарной советской власти. В Болгарии и Чехословакии важными вехами в развитии революционных событий стали народные вооруженные восстания в 1944-1945 гг., которые, однако, не привели к политическому господству одной партии. В правительствах всех этих стран определенное время были представлены все социально-политические силы, которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с фашизмом.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |